1
Изобретение относится к машиностроительной промышленности, в частности к твердым смазкам, применяемым в узлах трения, и может быть иснользовано для повышения износостойкости разнообразных узлов трения скольжения, работающих в условиях обильной или обедненной смазки.
Известны твердые смазки на основе связующего - эноксидной смолы с добавлением графита и дисульфида молибдена. Однако известные смазки не обеспечивают требуемых противоизносных свойств при трении стали но стали, не образуют нрочносвязанвые с металлом пластичные и стабильные пленки, что является недостатком, особенно при изменении влажности воздуха или наличии воды в масле.
С целью повышения износостойкости предлагается в связующее ввести 25-70 вес. % марганцовокислого калия. В стороне от силового контакта двух рабочих новерхностей трения помещается дополнительная подпитка из марганцовокислого калия, которая под небольшой нагрузкой трется об одну из рабочих поверхностей, пор;рывая ее тонким антифрикционным слоем, что облагораживает силовой контакт и значительно повышает износостойкость основной нары. Подпитка выполняется из эпоксидной смолы и порошка марганцовокислого калия. Кристаллический марганцовокислый калий создает при трении химические
соединения, обладающие большой прочностью и антифрикционностью, а эпоксидная смола способствует повышению пластичности этой промежуточной пленки, задерживанию химических соединений на рабочих поверхностях помимо функций твердого связующего.
Предлагаемую смазку получают смешиванием кристаллического марганцовокислого калия в порошке и эпоксидной смолы (напрнмер, ЭД-6 с отвердителем) при следующем содержании составляющих, вес. %: Марганцовокислый калий
(КМпО4)25-70
Эпоксидная смола с отвердителем75-30
Указанная смесь тщательно перемешивается и в тестообразном виде заливается в форму будущей подпитки, после чего при комнатных условиях отвердевает в течение двух суток. Проведенные исследования показали, что предлагаемая смазка позволяет осуществлять малоизносное трение закаленной стали по стали одинаково эффективно как при наличии жидкой смазки, так и без нее, что позволяет экономить цветные подшипниковые сплавы и увеличить в несколько раз контактные нагрузки.
Предлагаемая смазка повыщает .износостойкость по сравнению с высококачественными лодщипниковыми материалами и известными
композициями (графитовая, медио-графитовая и дисульфидмолибденовая).
Отиосительиый
Смазка
ИЗНОС; %
Предлагаемая100
MoS2 + эпоксидная смола200
Испытания проводились на стандартной машине трения МИ-1М при следующих режимах. Удельное давление 300 кг/см Скорость скольже1 м/сек ния
АГМ (МРТУ 38-м 93-66)
Смазка
ст. 45 по ст. 45 (HRc Трение
55-60) 50-100 час
Время испытания
Установлено, что предлагаемая сМазка даег повышение износостойкости ст. 45 по ст. 45 в 2 раза по сравнению с подпиткой ,из дисульфида молибдена и в 200 раз по сравнению с общепринятой парой ст. 45 (HRc 55-60) по бронзе ОЦН-6-3 при тех же режимах трения.
Предмет изобретения
Твердая смазка на основе связующего - эпоксидной смолы с отвердителем, отличающаяся тем, что, с целью повышения износостойкости смазки, в связующее введен марганцовокислый калий в количестве 25-70 вес. %.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АНТИФРИКЦИОННАЯ СМАЗКА | 1971 |
|
SU296803A1 |
ИЗНОСОСТОЙКИЙ ЗАЩИТНЫЙ ПОЛИМЕРНЫЙ СОСТАВ | 2006 |
|
RU2309966C1 |
Антифрикционная композиция | 1991 |
|
SU1812189A1 |
Антифрикционная композиция для покрытия узлов трения скольжения | 1990 |
|
SU1742284A1 |
СОЕДИНЕНИЕ СТРЕЛОЧНОЙ ГАРНИТУРЫ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВТУЛКИ СОЕДИНЕНИЯ | 2005 |
|
RU2400328C2 |
АНТИФРИКЦИОННОЕ КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОКРЫТИЕ | 2001 |
|
RU2211260C1 |
Антифрикционная полимерная композиция | 1981 |
|
SU1031993A1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2014 |
|
RU2570403C2 |
Антифрикционная композиция | 2022 |
|
RU2780264C1 |
Антифрикционная композиция для покрытия узлов трения скольжения | 1990 |
|
SU1776666A1 |
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация