1
Изобретеине относится к областн транспортного машиностроения.
Известно устройство для предотвращения недозволенного по.чьзования автомобилем, содержащее включенную в систему зажигания автомобиля схему набора кода с управляемымн включателями и элементами отметки времени.
Однако известные устройства недостаточно эффективны, так как обеспечивают лишь ограниченное число кодовых комбинаций и, кроме того, не учитывают индивидуальных особейиостей водителя.
Цель изобретения - новышенне эффективности работы устройства н учета индивидуальных особенностей водителя.
Для этого в нред.:1агаемо- 1 устройстве схема набора кода выполнена в виде группы электромагнитиых реле, одио из которых подк.почеио к источнику питания через управляемый включатель, выполненный самовозвратным, а остальные - через аналогичные включатели и контакты предыдущих реле, при это.м контакты последнего реле включены в цепь системы зажигания, а элементы отметки времени выполнены в виде конденсаторов, подключенных параллельно обмоткам реле.
Ма фиг. 1 показана приициииа.чьная схе.ма
2
предлагаемого устройства; на фиг. 2 предлагаемое устройство, общий вид.
Устройство содержит источник / ннтания постоянного тока, электро.магннтные реле 5 2, 3, 4, 5. Реле 2 и 3 с помощью управляемого включателя 6, выполненного, например, в внде кнопки с самовозвратом н включателей 7 и 5 с самовозвратом иодключены к источнику питания, при этом контакт 9 (нормально
0 открытый) реле 2 включен в цеиь обмотки реле 3, обмотка реле 4 подключена к источнику питания с помощью включателя 10 с самовозвратом и за.мыкающего контакта /У реле 3, контакт 12 реле 4 и включатель 13 с самовоз5 вратом включены в цепь обмотки реле 5. Обмотка этого же реле присоединена к своему контакту 14, который последовательно включен в цеиь /5 системы зажигания. Параллельно обмоткам реле 2, 3 и 4 подключены конденсаторы }6, 17, 18 соответственно. Кроме того, устройство содержит элемент 19 блокировки, который может быть установлен, нанример, на двери автомобиля, и сигнальную лампу 20, подключенную к цепи системы зажигания. Вся схема смонтирована в закрытой коробке, на одной стороне которой размещены кнопки включателей. При этом можно изменять порядок расположения кнопок на коробке, тем самым задавать желаемый
0 код, известный одному водителю. Предлагаемое устройство работает следующим образом. Для осуществления запуска двигателя водитель садится в автомобиль, закрывает дверь, тем самым замыкая элемент 19 блокировки, вставляет ключ в замок зажигания, одиако иодать иитание в систему заЛСиганйя с помощью ключа невозможно, так как контакт 14 в цепи зажигания разомкнут. Для замыкания этого контакта водитель пальцем левой руки нажимает кнопку включателя 6 и удерживает ее в нажатом состоянии, а пальцем правой руки налшмает кнопку включателя 7, при этом конденсатор 16 реле 2 начинает заряжаться и, как только напряжение на его зажимах поднимется до напряжения цепи, реле сработает и замкнет свои контакты 9. Заряд конденсатора реле 2 и его включение происходит по цепи: плюс источник питания-кнопка включателя 6 - замкнутые (нормально открытые) контакты включателя 7, которые будут замкнуты от нажатия на кнопку, - (замкнутые) контакты включателя 8-и минус источника питания, т. е. земля. После этого водитель отпускает кнопку включателя 7, а кнопку включателя 8 нажимает, при этом реле 2 отключается от цепи источника питания, но за счет разряда конденсатора на обмотку реле его контакты остаются замкнутыми еще некоторое время, достаточное, чтобы водитель успел перенести палец и нажать на кнопку включателя 8. В результате этого конденсатор реле 3 заряжается, и реле срабатывает, замыкает свои контакты 11 по цепи: плюс источника питания - кнопка включателя 6-нормально замкнутый контакт включателя 7 - замкнутые контакты 9 реле 2 - обмотка реле 3-замкнутый контакт включателя 8-и минус источник питания, т. е. земля. После этого водитель отпускает кнопку включателя 7, а кнопку включателя 8 нажимает, при этом реле 3 отключается от цепи, но за счет разряда конденсатора на обмотку реле оно остается включенным еще некоторое время, достаточное, чтобы водитель успел нажать на кнопку включателя 10, в результате чего заряжается конденсатор реле 4 и оно срабатывает, замкнув свои контакты 12 по цепи: плюс источника питания - контакт включателя 10 - катущка реле - контакты 11, реле 3 - и минус источник питания, т. е. земля. Далее водитель отпускает кнопку включателя 10 и нажимает кнопку включателя 13, при этом реле 4 отключается, но его контакты остаются включенными за счет разряда конденсатора на обмотку. Реле 5 включается по цепи: плюс источника питания - контакты 12 реле 4 - включатель 13 - обмотка реле- землл. Как только сработает реле 5, замкнутся контакты М, будет иодано питание на замок зажигания и лампочку, сигнализирующую о подаче напряжения на контакты замка зажигания. Обмотка реле 5 получает иитание от своих контактов по цепи: плюс источник питания - блокировка двери - контакты 14- обмотка реле 5 - земля. Одновременно поворотом ключа водитель подает питание в систему зажигания двигателя внутреннего сгорания, после чего можно запустить двигатель. Таким образом, чтобы подать питание в систему зажигания, водитель должен знать код, т. е. порядок нажатия кнопок на коробке уст1)ОйстБа, и соблюдать скорость переноса пальца с одной кнопки на другую при мапипулировании ими. Однако, если водитель находится в нетрезвом состоянии, то он под влиянием алкогольного опьянения теряет возможность нормаль ного активного реагирования. Степень контроля действий и поступков претерпевает резкое подавление, как и степень общей бдительности психического аппарата, а моторика определенно дезорганизуется. Следовательно, движения его будут замедленны, он не сможет нажать на кнопки в требуемой последовательности и с необходимой скоростью, соответствующие реле не сработают вовремя, и цепь зажигания останется разомкнутой. Поскольку код, т. е. порядок кнопок на щитке, известен только водителю данного автомобиля, случайный водитель не сможет запустить двигатель, так как для подбора нужного варианта кода ему придется перебрать множество вариантов порядка нажатий на кнопки, что практически исключено. Предмет изобретения Устройство для предотвращения недозволенного пользования автомобилем, содержаЩее включенную в систему зажигания автомобиля схему набора кода с управляемыми включателями и элементами отметки времени, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности работы устройства и учета индивидуальных особенностей водителя, схема набора кода выполнена в виде группы электромагнитных реле, одно из которых подключено к источнику питания через управляемый включатель, выполненный самовозвратпым, а остальные - через аналогичные включатели и контакты предыдущих реле, причем контакты последнего реле включены в цепь системы зажигания, а элементы отметки времени выполнены в виде конденсаторов, подключен}п 1х параллельно обмоткам реле.
J-1p- i j0r-l.
, ..V. i T;/7X9 /., .. Г7 т i
&
-Jrrr:
5/.
4-.
J
/2
rV-t- A.
A/
I .
dZ
O О;
1 ::::®
-Го1
пзмсиганин j
Даты
1973-01-01—Публикация