1
Изобретение относится к плавучим установкам для инженерно-геологических исследований и, в частности к судам для инженерногеологических исследований.
Известно судно для инженерно-геологических исследований, оборудованное устройством для подводного бурения и отбора проб обсадными трубами и аппаратурой для исследования грунтов.
Однако эти суда не обладают необходимыми мореходными качествами и не обеспечивают надежности работы технологическог о оборудования.
Производство инженерно-геологических исследований требует бурения большого числа скважин, что очень трудоемко и приводит к большим затратам времени. Отбор проб грунтов (особенно илистых) связано с большими трудностями и их исследование в лабораториях через значительный промежуток времени приводит к неверным результатам из-за частичной или полной потери образцами первоначальных свойств.
Цель изобретения - повышение мореходных и эксплуатационных качеств судна, комплексной механизации исследовательских и гидротехнических работ.
Для этого предлагаемое судно выполнено в виде катамарана, мост которого вместе с палубами корпусов служит площадкой для
установки бурового оборудования и комплекса аппаратуры и механизмов для производства исследовательских и гидротехнических работ, а между корпусами судна расположено подъемно-опускное устройство, технологически связанное с установленными на судне механизмами и аппаратурой для исследовательских и гидротехнических работ.
Для свободного перемещения судна без выемки обсадных труб мост катамарана в месте прохода обсадных труб может быть выполнен с прорезью, а для фиксации судна относительно грунта в оконечностях корпусов могут быть расположены якорные лебедки и закальные сваи.
Кроме того, для повышения маневренности и ходовых качеств судна каждый корпус может быть оборудован силовой установкой с движительно-рулевым комплексом.
С целью улучшения условий управления судном, а также производством исследовательских и гидротехнических работ оно может быть выполнено с надстройкой в средней части, совмещенной с подъемным копром и содержащей рубку для управления движением гидротехническими и исследовательскими работами.
Иа фиг. 1 изображено предлагаемое судно в положении «по-походному, вид сбоку и вид в плане; на фиг. 2 - то же, в рабочем положении при исследовании грунтов, вид сбоку и вид в плане.
Судно выполнено в виде катамарана 1, мост которого вместе с палубами корпусов образует площадку 2.
В одной оконечности на площадке 2 установлено буровое оборудование, например буровой станок 3. За надстройкой 4 расположено подводное пенетрационно-каротажное устройство 5 ПСПК-69 с коМПлексом механизMOB 6 и подъемно-опускным устройством 7, технологически связанным с механизмами 6.
Аппаратура для исследования грунта включает сейсмоакустическую станцию «Грунт 8.
Каждый корпус оборудован силовой установкой с движительно-рулевым комплексом 9.
Надстройка 4 совмещена с рубкой 10 управления и подъемным копром 11.
Судно устанавливают над местом исследования двумя способами: при небольших глубинах воды (до 7,0 м) - при помощи двух закольных свай 12, а на больших глубинах - при помощи четырех якорей 13, тросов 14 и якорных лебедок 15.
В корпусе имеется прорезь 16 для возможности ухода установки с места производства работ без выемки обсадных труб.
Прибыв своим ходом к месту производства геологических изысканий, судно закрепляется одним из описанных способов. После этого начинает работать буровая установка и пепетрационно-каротажная станция. При помощи пенетрационио-каротажной станции производится исследование донных рыхлых отложеПИЙ, поддающихся проходке вдавливанием комплексного зонда на глубину 25 м. В процессе его вдавливания и извлечения грунта автоматически определяются и записываются его параметры и свойства: лобовое сопротивлепие, боковое трепие и нормальное давление грунта; объемный вес и содержание глинистых фракций.
Подводная часть пенетрациопно-каротажной станции состоит из .установки ПСПК-69-1.000.000 с источником радиоактивного излучения {Цезий-137).
Подъем и опускание устройства 5 ПСПК-69 осуществляется специальной лебедкой через грузовой копр 11, а крепление «по-походному - специальными кронщтейнами. Бурение скважин осуществляется буровым станком 3 вращательного и ударно-канатного типа с электроприводом, устанавливаемым па жестком фундаменте в носовой части судна.
Для получения непрерывного литологического разреза между скважинами применяется
сейсмо-акустическая станция, .которая представляет собой два блока с электронной переносной аппаратурой, установленной в корпусе судна. Управление всеми процессами централизованное, из рубки управления.
Обработка и получение всех необходимых данных исследования грунта производится непосредственно на судне.
Многоцелевое назначение судна позволяет также с помощью его механизмов л подъемноопускного устройства производить при необходимости экспериментальные гидротехнические работы: забивку свай, опускание .и укладку на грунт массивов и др.
Предмет изобретения
1.Судно для инженерно-геологических исследований, оборудованное устройством для подводного бурения и отбора проб обсадными трубами и аппаратурой для исследования грунтов, отличающееся тем, что, с целью повышения мореходных и эксплуатационных качеств судна, комплексной механизации исследовательских и гидротехнических работ, оно выполнено в виде катамарана, мост которого вместе с палубами корпусов служит площадкой для установки бурового оборудования и комплекса аппаратуры и механизмов для производства исследовательских и гидротехнических работ, а между корпусами судна расположено подъемно-опускное устройство, технологически связаиное с установленными на судне механизмами и аппаратурой для исследовательских и гидротехнических работ.
2.Судно по п. 1, отличающееся тем, что, с целью свободного его перемещения без выемки обсадных труб, мост катамарана в месте прохода обсадных труб выполнен с прорезью.
3.Судно по пп. 1-2, отличающееся тем, что, с целью фиксации судна относительно грунта, в оконечностях корпусов расположены якорные лебедки и закальпые сваи.
4.Судно по пп. 1-3, отличающееся тем, что, с целью повышения его маневренности и ходовых качеств, каждый корпус оборудован силовой установкой с движительно-рулевым комплексом.
5.Судно по пп. 1-4, отличающееся тем, что, с целью улучшения услое-ий управления судНом и произ1водство1м исследовательских и гидротехнических работ, оно выполнено с падстройкой в средней части, совмещенной с подъемным копром и содержащей рубку для управления движением гидротехническими и исследовательскими работами.
/J
uz. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАВУЧИЙ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ КРАН | 1971 |
|
SU296701A1 |
СПОСОБ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО БУРЕНИЯ ПИЛОТНЫХ СТВОЛОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ СКВАЖИН НА ШЕЛЬФЕ | 2023 |
|
RU2818392C1 |
КОРАБЛЬ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ И ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ | 2010 |
|
RU2459738C2 |
Катамаран | 1980 |
|
SU1009876A1 |
Самоподъемная шагающая буровая платформа | 1982 |
|
SU1015044A1 |
КОРПУС ЗЕМЛЕСОСНОГО СНАРЯДА | 1970 |
|
SU278556A1 |
ПЛАВАЮЩАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ МОРСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ СУДОВ | 2003 |
|
RU2261818C2 |
ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫЙ СНАРЯД | 1972 |
|
SU359347A1 |
Технологический комплекс для морского кустового бурения | 2019 |
|
RU2731010C1 |
МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ СТАНЦИЯ (МПС) | 2010 |
|
RU2436705C1 |
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация