1
Изобретение относится к измерительно-разметочной технике, а именно к устройствам для разметки монтажного припуска секций и блоков при постройке корпуса судна.
Известны рейсмусы, содержащие штангу с керном и подвижной вдоль штанги бегунок, на площадке которого нанесено перекрестие штрихов, представляющее собой след пересечения двух плоскостей - вертикальной и горизонтальной.
Однако во время работы известным рейсмусом контроль за его положением ведется только вдоль секции (блока), а относительно диаметральной плоскости и основной линии судна положение рейсмуса не контролируется. Фактическое пространственное положение рейс.муса таково, что он находится под углом к диаметральной плоскости и основной линии судиа, а это дает погрешность в ог1редслении линии реза монтажного припуска.
Цель изобретения - повысить точность разметки.
Для этого рейсмус снабжен жестко связанной с бегунком и расположенной параллельно основной илощадке дополнительной плоп,адкой с перекрестием штрихов, каждый штрих которого расположен параллельно соответствующему штриху перекрестия бегунка.
На чертеже изображен предлагаемый рейсмус, вид спереди с частичным разрезом, вид сверху и сечение А-А.
Предлагаемый рейсмус состоит из штанги 1 с чертилкой (или керном) 2, закрепленной винтом 3. На штанге 1 с возможностью перемещения вдоль нее установлен бегунок 4, фиксируемый с помощью вин га 5. На площадке бегунка 4 нанесено перекрестие из двух штрихов - вертикального 6 и горизонтального 7 (показаны тонкими линиями). Перекрестие представляет собою след пересечения вертикальной и горизопта.тьиой плоскостей с площадкой бегунка и наносится очень точно в лабораторных условиях. Рейсмус снабжен дополнительиой площадкой 8. жестко связанной с бегунком 4. параллельно его площадке. На площадке В также нанесено перекрестие из двух штрихов - вертика.тьного 9 и горизонтального 10 (показаны жирными линиями).
Вертикальный штрих 9 площадки 8 расположен в той же плоскости, что и вертикальный штрих б бегунка 4. а горизонтальный щтрих 10 - в той же плоскости, что и горизонтальный штрих 7 бегунка 4, т. е. вертика.льные штрихи площадки 8 и бегунка 4 расположепы в общей вертикальной плоскости и параллельпо один другому, а горизонтальные штрихи - в общей горизонтальной плоскости и также параллельно один другому.
Для облегчения визуального совмещения (во время работы) перекрестий бегунка 4 и площадки 8 площадка 8 выполнена прозрачной, например из оргстекла. Кроме того, площадка 8 имеет круглое сквозное отверстие а с центром в точке пересечения вертикального и горизонтального штрихов, а перекрестия бегунка 4 и площадки 8 имеют различный цвет.
Работа осуществляется следующим образом.
На рейсмусе между острием керна и перекрестием бегунка устанавливают расстояние, равное расстоянию от оси зрительной трубы теодолита (расположенной в плоскости, перпендикулярной основной линии и диаметральной плоскости) до точки на секции, определяющей габариты секции, а затем прикладывают рейсмус вдоль секции и совмещают перекрестие зрительной трубы теодолита с перекрестиями бегунка 4 и площадки 8 путем изменения положения рейсмуса. При совмещении горизонтального штриха 7 бегунка 4 и горизонтального штриха 10 площадки 8 с горизонтальным щтрихом перекрестия зрительной трубы теодолита обеспечивается параллельность штанги 1 рейсмуса основной линии судна, а при совмещении вертикального штриха 6бегунка4 и вертикального штриха 9площадки 8 с вертикальным штрихом перекрестия зрительной трубы теодолита достигается параллельность штанги 1 диаметральной плоскости, благодаря чему повышается точность определения точек реза монтажного припуска.
После совмещения указанных трех перекрестий керном 2 отмечают точку реза монтажного припуска.
Перемещая рейсмус по периметру секции, отмечают таким образом точки реза с некоторым шагом между ними (величина шага зазисит от кривизны обводов корпуса судна), соединяют точки реза между собой линейкой и получают линию реза монтажного припуска.
Предмет изобретения
Рейсмус для разметки линии реза монтажного припуска секций и блоков по их контуру
при постройке корпуса судна, содержащий штангу с керном и подвижной вдоль штанги бегунок с нанесенным на его площадке перекрестием штрихов, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения точности разметки, он
снабжен жестко связанной с бегунком и расположенной параллельно основной площадке дополнительной плошадкой с перекрестием штрихов, каждый штрих которого расположен параллельно соответствуюшему штриху перекрестия бегунка.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ контуровки секций и блоков корпуса судна | 1972 |
|
SU482344A1 |
Способ определения размеров крупногабаритного объекта | 1986 |
|
SU1384939A1 |
Способ центровки теодолита над заданной точкой при нахождении судна на плаву | 1978 |
|
SU745766A1 |
Способ разметки теоретических линий набора и контурных линий секций корпуса судна | 1983 |
|
SU1123929A1 |
Способ разметки деталей приварного насыщения на поверхности в помещении судна | 1990 |
|
SU1795282A1 |
Оптический способ проверки положенияКОРпуСНыХ КОНСТРуКций и ОбВОдОВ СудНАНА СТАпЕлЕ | 1979 |
|
SU844460A1 |
Устройство для разметки крупногабаритных объектов | 1979 |
|
SU879254A1 |
Устройство для разметки | 1984 |
|
SU1197831A1 |
СПОСОБ ПРОВЕРКИ И РАЗМЕТКИ ТЕОДОЛИТОМ КОНСТРУКЦИЙ КОРПУСА СУДНА | 1969 |
|
SU431056A1 |
Способ контроля изменения упругой линии судна на плаву | 1988 |
|
SU1625762A1 |
.;a ,..
.,r i
- ; ir - IIt
,-|И 14
a
Даты
1974-04-25—Публикация
1972-06-30—Подача