1
Изобретение относится к облас ти общего машиностроения.
Известно самоконтрящееся соединение, содержащее охватывающую деталь, навинченную на резьбовой поясок охватываемой детали и зафиксированную при помощи стопорного элемента, выполненного в виде втулки с зубом.
Однако такое устройство не надежно в эксплуатации и сложно в технологическом отношении.
Цель изобретения - повысить надежность соединения.
Это достигается тем, что стопорный элемент выполнен в виде тонкостенной закрепленной на охватываемой детали втулки, имеющей упругие продольные лепестки разной длины и взаимодействующей по крайней мере одним из них с внутренним кольцевым выступом, выполненным на охватывающей детали.
На фиг.1 показано предлагаемое соединение, общий вид; на фиг.Е развертка стопорного элемента.
Самоконтрящееся соединение состоит из охватываемой детали I, охватываемой детали 2 и стопорного элемента 3. Деталь I содержит резь бовую часть 4, по одну сторону от которой предусмотрены бурт 5 и головка 6 под рабочий инструмент, а по д ругую - цилиндрический хвостовик 7 с диаметром, меньшим диаметра резьбы. На хвостовик 7 посажен и неподвижно закреплен с помощью штифта 8 стопорный элемент 3, выполненный в виде втулки из упругого материала с продольными прорезями, открытыми в сторону резьбовой части детали I. Образующиеся при этом лепестки 9 предварительно отогнуты у своих оснований, расположенных в одной поперечной плоскости стержня, под небольшим: углом относительно образующей поверхности хвостовика 7. Для облегчения отгиба и сохранения при эхом прямолинейности лепестков 9, у основания лепестков в месте гиба пред-усмотрена кольцевая канавка 10, например, клиновидной формы. Ее размеры выбираются такими, чтобы наряду с достаточной гибкостью перемычки II при ожидаемом осевом воздействии на стопорящий лепесток не происходила его осадка. Свободные концы лепестков 8 с торцов подрезаны так, что образуют по высоте друг относительно друга параллельные ступени например,равной высоты, и перпендикулярные оси резьбового соединения. Угол свободного раскрытия лепестков 9 выбирают таким, чтобы максимальный описанный по лепесткам диаметр был меньше проходного диаметра ;резьбового соединения. Охватывающая деталь 2 выполнена в виде трубы с внутренней резьбовой частью 12 и отстоящим от нее внутренним кольцевым выступом 13 с проходным диаметром, меньшим диаметра свободного раскрытия, наиболее коротких лепестков. Кольцевая плоскость 14 выступа .13 выполнена перпендикулярной оси резьбового соединения и служит упорной поверхностью для торцов рабочих лепестков 9. Сборку соединения осуществляют следующим образом. Соответствующим рабочим инструментом деталь I в сборе со стопорным элементом 3 хвостовиком 7 проводят через резьбовое отверсти охватывающей детали 2 до упора резьбовыми частш и. Так как максимальный диаметр свободно раскрытых, лепестков меньше проходного диаметра резьбы, то при зтом лепестки не касаются резьбы и исклю чают возможность ее повреждения. Затем ключом, взаимодействующим с головкой 6, деталь I резьбовой частью 4 ввинчивается в резьбовую часть IE охватывающей детали За В процессе ввинчивания лепестки 9 входят в отверстие кольцевого вые тупа 13 охватывающей детали. Так как диаметр проходного отверстия выступа меньше диаметра раскрытия наиболее коротких лепестков, лепе стки, проходя отверстия, гибкими перемычками II упруго поджимаются к телу хвостовика 7. В заранее ус тановленный момент свинчивания, например за витка до упо ра бурта 5 в деталь 2, наиболее короткие лепестки начинают полностью выходить из отверстия ваотуп и под действием сил упругости гиб КОЙ перемычки П, стремящейся вернуть лепесток в исходное раскрытое положение, заскакивают под выступ 13 Последний лепесток, заскочивший под выступ 13 по окончании свинчивания, и осуществляет стопоренме соедикения (торец лепестка жестко упирается в плоскость 14 выступа). Остальные лепестки, находящиеся как под выступом 13, так и не заскочившие под него, единовременЧ ного участия в стопорении не принимают. Они необходимы для обеапечения стопорения разьбового соединения при невозможности точного установления момента окончания свинчивания, например, при свинчивании с уплотнением между упорными плоскостями свинчиваемых деталей, когда требуемая степень обжатия уплотнения заранее неизвестна, а также при необходимости последующего подвинчиьания соеди- j нения в процессе эксплуатации, например, вследствие усадки со временем материала уплотнения или по требованиям технологии. При стремлении детали I отвер-. заскочивший последним лепесток 9, как наиболее близко расположенный торцом к упорной поверхности выступа 13, упирается в нее, собственной жесткостью препятствуя развинчиванию. Если такой лепесток теряет свою продольную устойчивость и упруго прогибается, то в стопорение дополнительно включается заскочивший под выступ лепесток ступенькой ниже нагруженного, увеличивая сопротивление отвинчиванию. Если требуется особенно надежное стопорение, то конструкцию можно выполнить так, что заскакивание лепестков под выступ будет групповое (например одновременно по два лепестка или более). 11Р1 ;дМЁТ ИЗОБРАЖЕНИИ Самоконтрящееся соединение, содержащее охватывающую деталь, навинченную на резьбовой поясок охватываемой детали и зафиксирован-ную при помощи стопорного элемента, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности соединения, стопорный элемент выполнен в виде тонкостенной закрепленной
5433296
на охватываемой детали втулки, име- по крайней мере одним из них с BHV ющей упругие продольные лепесткиренним кольцевым выступом, ишолразной длины и взаимодействующей.ненным в охватывающей детали
8
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Самоконтрящееся резьбовое соединение | 1980 |
|
SU881398A2 |
Переменная коаксиальная нагрузка | 1989 |
|
SU1734145A1 |
Парное устройство для стопорения резьбовых соединений | 1986 |
|
SU1428848A1 |
Устройство для соединения ступицы с концом вала | 1986 |
|
SU1368510A1 |
Самоконтрящееся резьбовое соединение | 1976 |
|
SU617626A1 |
САМОКОНТРЯЩАЯСЯ РЕЗЬБОВАЯ ДЕТАЛЬ | 1991 |
|
RU2008533C1 |
Резьбовое соединение деталей | 1979 |
|
SU830025A1 |
Резьбовое соединение | 1983 |
|
SU1145177A1 |
Клапан | 1990 |
|
SU1766278A3 |
Стопорное устройство | 1975 |
|
SU597872A2 |
11
Фи2.2
Даты
1974-06-25—Публикация
1972-12-11—Подача