со О5
00
СП
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Самостопорящийся болт | 1986 |
|
SU1344970A1 |
Бесшпоночное соединение | 1989 |
|
SU1751511A1 |
Узел фиксации | 1990 |
|
SU1760198A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1989 |
|
SU1762018A1 |
КОМБИНИРОВАННОЕ КОЛЬЦЕВОЕ СВЕРЛО ДЛЯ ГЛУХИХ ОТВЕРСТИЙ В КОСТНОЙ ТКАНИ | 2016 |
|
RU2675339C2 |
Рабочий орган роторного экскаватора | 1980 |
|
SU901388A1 |
Устройство для крепления ведущегошКиВА пРиВОдА пОдВАгОННОгО гЕНЕРА-TOPA | 1979 |
|
SU850459A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАТЫВАНИЯ В БОБИНЫ И РАСКЛАДКИ ГИБКИХ ПОЛИВНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ СИСТЕМЫ КАПЕЛЬНОГО ОРОШЕНИЯ | 2009 |
|
RU2435366C2 |
Упругое шпоночное соединение | 1982 |
|
SU1016573A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СУШКИ КОРНЕЙ И КОРНЕВИЩ СОЛОДКИ ГОЛОЙ " GLYCYRRHIZA GLABRA L" | 2000 |
|
RU2168684C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для передачи крутящего момента между валом и колесом, установленным на его конце. Целью изобретения является повьшение надежности крепления ступицы на конце вала малого диаметра и упрощение конструкции. Передача крутящего момента обеспечивается шпонкой (Ш) 7, установленной в совмещенных торцовых пазах 2 и 5 вала 1 и ступицы 4. Ш 7 выполнена с хвостовиком 8 для ее центрирования, размещенным в отверстии гайки (Г) 6, осуществляющей осевой поджим ступицы к валу. Упругие части 3 вала I, разведенные в свободном состоянии, СТО порят Г 6, а также облегчают установку Ш 7 . Выступы 10 на упругих лепестках 9 хвостовика 8, взаимодействуя со свободным торцом Г 6, облегчают демонтаж Ш 7. Клиновые поверхности 11, выполненные на боковых поверхностях концевых участков лепестков 9, взаимодействуя с упругими частями 3, дополнительно стопорят Г 6 и осуществляют поджим Ш 7 к торцовой поверхности Г 6. Цель достигается за счет то- g го, что передача крутящего момента и стопорение гайки осуществляется ff одним элементом - Ш 7 без применения дополнительных средств. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.
Фиг.
Изобретение относится к машинотроению, и может быть использовано в стройствах для передачи крутящего омента между валом и колесом, уста- новленным на его конце. Цель изобретения - повышение на- дежности при креплении ступицы на конце вала малого диаметра и упроще ние конструкции.
На фиг. 1 изображено устройство; общий вид; на фиг, 2 то же, вид сверху; на фиг. 3 - то же, вид сбоку; на фиг. 4 - устройство со шпонкой, хвостовик которой выполнен с упруги- ми лепестками, снабж.енными радиапьно направленньми выступами и клиновыми поверхностями; на фиг, 5 - вид А на фиг. 4; на фиг, 6 вариант выполнения клиновой поверхности.
Устройство содержит вал 1 с торцовым шпоночным пазом 2, делящим резьбовой конец вала на упругие части 3, разведенные в свободном состоянии, ступицу 4 прикрепляемой детали, например, зубчатого колеса с торцовым шпоночным пазом 5, совмещенным с пазом 2, насаженную на центрирующий участок вала 1 и поджатую гайкой 6 к упорному бурту последнего, и торцовую шпонку 7, установленную в указанных пазах, с цейтрирующим хвостовиком 8, размещенным в резьбовом отверстии гайки 6 и пазу вала 1, Хвостовик 8 шпоики.7 может быть выполнен с упругими лепестками 9, радиапьно разведенными в свободном состоянии от оси вала, с выступами 10, взаимодействующими со свободным торцом гайки 6. На периферийных участках выступов 10 может быть выполнена резьба, идентич нал резьбе гайки 6, На боковых по™ верхностях концов лепестков 9 могут быть выполнены клиновые поверхности 11, которые также могут быть образованы отогнутыми концевыми участками упругих элементов 9, При этом отогнутые концевые участки могут быть выполнены упругими.
Устройство собирается и работает следующим образом.
Ступица 4 насаживается на центри рующий участок вала 1 и после совме щения торцовых пазов 2 и 5 в послед- ние вводится торцовая шпонка 7, обеспечивая передачу крутящего момента между валом и ступицей, Прц этом расширение паза 2 к торцу вала 1, обра
2
разведением пружинящих частей 3, облегчает прохождение шпонкой 7 нерабочих участков паза 2 и дости-
жение конечного положения. Гайка 6, преодолевая сопротивление упругих частей 3, навинчивается на резьбовой конец вала 1, и, войдя в контакт с торцом ступиць 4 5 поджимает послед- нюю к упорному элементу вала. Шпонка 7 при этом размещается между торцовой поверхностью гайки и дном паза 5 ступицы с минимальным зазором, .обеспечиваемым размерными допусками,
Г а хвостовик 8 шпонки располагается -с минимальным гарантированным зазором в отверстии гайки 6, чем достигается симметричное относительно оси вала положение шпонки 7 и исключает-
0 ся самовыпадение последней при ослаблении натяга по ее боковым граням. Упругие части 3, стремясь ,возвратиться в исходное положение, вызыва - ют радиальный натяг в резьбе, что
5 обеспечивает стопорение гайки 6 на валу 1.
Демонтаж устройства производится в обратном порядке, Дпя облегчения извлечения шпонки 7, особенно при
0 выполнении паза 5 глухим относительно наружной поверхности ступицы 4, хвостовив: 8 шпонки выполняется с упругими лепестками 9, которые высту пами 10, заскакивая на свободный
рец гайки 6, при свинчивании последней с вахса, обеспечивают осевое перемещение шпонки, из паза 5 вслед за гайкой и разборку соединения, Дпя увеличения полезной площа,ци контакта
0 выступов 10 с торцом гайки и для об- пегчения сборки последней со шпонкой 7 на периферийных участках указанных выступов выполняется резьба, идентич- ная резьбе гайки. При сведении ле45 дестков 9 гайка 6 навинчивается на выступы 10 и после вькода из контак - та резьбовых поверхностей выступы заскакивгоот на свободный торец гай кИо 1Сгаиновые поверхности 11-, выпол-
50 ненные на боковых поверхностях концевых участков лепестков 9, в завершающей фазе поджима гайки к ступице вступают в контакт с боковЕлми по- Берхносткми паза 2 к iimoi-гка 7 в за55 зершаюпр й момент описьшаемого поджима оказывается прижатой к рабочему торцу гайки, что устраняет осевые перемещения шпонки при ослаблении натяга по боковым шпоночного
соединения и появление вибраций при работе устройства, а также усиливает стопорящий эффект дополнительньм разжимом упругих частей 3 клиновыми поверхностями 1I. Клиновые поверхно сти могут быть образованы отогнутыми концевыми участками лепестков 9, выполнение которых упругими позволяет за счет изгиба последних скомпенсировать неточности изготовления продольных размеров элементов конца вала и хвостовика шпонки ответственных за создание необходимой величины деформации пружинящих частей 3 клиновы ми поверхностями 11.
Применение предлагаемого устройства позволит производить надежное соединение вала малого диаметра с деталью типа колеса со ступицей малой . толщины без применения дополнительных стопорных устройств.
Формула изобретения
10
15
685)0
конструкции, шпонка расположена меж™ ду взаимообращенными торцовыми поверхностями гайки и паза ступицы и выполнена с центрируюш 1м . хвостовиком, размещенным в отверстии гайки и пазу вала, а образованные пазом части вала выполнены упругими и ради- ально разведены в свободном состоянии,
25
30
чающееся
тем. что клиновые
поверхности образованы отогнутыми концевыми участками упругих элементов.
фие.1
фи.5
Фиг. 6
Устройство для соединения вала с колесом | 1974 |
|
SU513181A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1988-01-23—Публикация
1986-02-04—Подача