1
Изобретение относится к общему машиностроению.
Известно неподвижное шлицевое соединение, содержащее вал, ступицу и коническую втулку, затягиваемую при помощи нажимного фланца и винта.
Такое шлицевое соединение обладает следующими недостатками.
Чтобы выполнить условие хорошего контакта конических поверхностей, необходимо обеспечивать строго угол конуса, чистоту и взаимное биение конических поверхностей относительно шлицев. Обработка и контроль конических поверхностей всегда представляют определенную технологическую трудность.
При малых углах конуса эффект центровки и контакта улучшается, однако при этом осевое усилие на центрируемую шлицевую ступицу уменьшается. Это значит, что если ступица должна зажимать торцом сопрягаемые детали (шестерни, втулки и Др.), то это усилие может оказаться меньше требуемого в случае смятия торцов сопрягаемых деталей в процессе работы, а распорное усилие по конусу резко уменьшается.
Кроме того, в связи с большими удельными давлениями на конических контактируемых поверхностях требуется иметь сравнительно высокую твердость конической втулки, вала
и ступицы, а термообработка на высокую твердость вызывает необходимость применения шлифовальных или каких-либо доводочных операций.
Цель предлагаемого изобретения - повышение надежности щлицевого соединения.
Для этого втулка выполнена цилиндрической со шлицами, входящими в шлицевые впадины вала или ступицы.
На фиг. 1 и 2 изображено предлагаемое неподвижное шлицевое соединение в двух вариантах.
Оно состоит из шлицевого вала 1, шлицевой ступицы 2, установленной на шлицевом валу 1, цилиндрической шлицевой втулки 3, образующей неподвижный замок шлицевой ступицы 2 и шлицевого вала 1 в радиальном направлении. Втулка 3 центрируется с натягом по наружному диаметру шлицев в ступице и цилиндрическому пояску на валу (фиг. 1) или по наружному диаметру шлицев на валу и цилиндрическому пояску в ступице (фиг. 2).
После установки ступицы 2 на шлицевой вал 1 по скользящей посадке (или другой посадке с зазором) запрессовывают втулку 3 с помощью специального сборочного приспособления или усилием зажатия нажимного фланца 4 болтом 5. Так создается осевое усилие шлицевой ступицы на валу.
Благодаря хорошему центрированию с натягом втулки 3 по наружному диаметру шлицев и цилиндрическому пояску сопрягаемой детали втулка, запертая нажимным фланцем 4, создает значительные силы трения, препятствующие удару и взаимному смещению шлицевого вала 1 и шлицевой ступицы 2 относительно друг друга, что предотвращает разбивание шлицев.
4 Предмет изобретения
Неподвижное шлицевое соединение, содержащее вал, ступицу и втулку, затянутую при помощи нажимного фланца и винта, отличающееся тем, что, с повыщения его надежности, втулка вьтолнеиа цилиндрической со шлицами, входящими в щлицевые впадины вала или ступицы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ РАЗБОРКИ ПЕРЕДНЕЙ ЧАСТИ КОНСТРУКЦИИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2012 |
|
RU2522344C2 |
Узел крепления рабочего колеса на валу турбомашины | 1974 |
|
SU499410A1 |
БОЛТОВОЕ БЕЗЗАЗОРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ФЛАНЦЕВ | 2020 |
|
RU2740147C1 |
Способ соединения с натягом деталей типа вал-втулка | 1983 |
|
SU1199558A1 |
Колесный узел транспортного средства | 1983 |
|
SU1134414A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ НАРУЖНЫХ ЩЛИЦЕВ ПОВЕРХНОСТНЫМ ПЛАСТИЧЕСКИМ ДЕФОРМИРОВАНИЕМ | 2011 |
|
RU2479408C2 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ РАЗБОРКИ ПЕРЕДНЕЙ ЧАСТИ КОНСТРУКЦИИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2012 |
|
RU2567483C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОТВЕРСТИЙ | 1973 |
|
SU391296A1 |
СПОСОБ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ НАРУЖНЫХ ШЛИЦЕВ ПОВЕРХНОСТНЫМ ПЛАСТИЧЕСКИМ ДЕФОРМИРОВАНИЕМ | 2011 |
|
RU2469834C1 |
НЕПОДВИЖНОЕ ШЛИЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 1967 |
|
SU206251A1 |
Риг)
Даты
1974-07-05—Публикация
1971-05-03—Подача