(54) ВОЛНОВАЯ ЗУБЧАТАЯ МНОГОСКОРОСТНАЯ ПЕРЕДАЧА
1зазрезйЫё йолеса. Таким образом, если одно из полуколес поднимается Или-опускается на некоторую величину, то другое на ту же величину апускается или соответственио йоднимается. Жесткие полуКолеса выполнены разрезными.
В зоне разреза предусмотрены консольные участки, которые входят в клиновые скосы неподвилшых направляющих 9 и 10. Это устройство обеспечивает необходимую деформацию полуколес при их радиальном (вертикальном) перемещении.
Перемещение жестких полуколес осуществляется за счет клинового участка, предусмотренного на одном из них под углом 180° к разрезу.) Этим участком жесткое полуколесо опирается-на клиновую плоскость упора 11, передвигаемого винтом 12 при помощи маховичка 13. Второе полуколесо при этом получает равные по величине и обратные по направлению перемещения от коромысел. Наружная поверхность полуколес - некруглая. Форму этой поверхности выбирают такой, что при деформации полуколеса его внутренний зубчатый венед остается круглым.
ГибКое колесо переда-чи деформируется генератором, содержащим эксцентрично установленные диски 14 и 15.
Величина эксцентриситета дисков изменяется в соответствии с изменением расчетного числа зубьев жесткого колеса. Это достигается следующим образом. Диски установлены через подшипники качения на наружных косых втулках 16 и 17, которые выполнены так, что оси их наружной и внутренней цилиндрических поверхностей расположены под углом (пересекаются).
А ал01гично .выполнены внутренние косые втулки 18 и 19, которые штифтами жестко связаны с ведущим валом. Наружные косые втулки могут перемещаться по внутренним косым втулкам, но удерживаются от поворота штифтами 20, входящими в скользящую шпонку 21, установленную в пазу ведущего вала. Осевое перемещение наружных косых Втулок осуществляется ползушкой 22, которая передвигается обычн)1м образом с помощью рычага 23, закрепленного на валике 24 управления. Этот. валик поворачивается маховичком через зубчатое колесо 25 и зубчатый сектор 26, чем достигается жесткая кинематическая связь двух радиальных перемещений системы регулирования скорости вращения выходного вала передачи: жестких зубчатых полуколес и дисков генератора волн.
Пружины 27 обеспечивают постоянный коптакг одного из жестких разрезных колес с клиновым упором, а так же создают общий натяг системы.
Установку, необходимой скорости вращения выходного вала производят следующим обра.зом.
Маховичок 13 поворачивают на строго фиксированный угол. Это вызывает- поворот винта 12-и осевое йеремещение клинового yirtdpa 11. На1Лйчие ла упоре клинового скоса, на который опирается соответ1ствующий Скос жесткого разрезного колеса 4, приводит к радиальному перемещению этого колеса.-.При этом взаимодействие консольных участков жесткого разрезного колеса сНаправляющими 9 вызывает радиальную деформацию-этого колеса. Одновременно такую же деформацию получает другое жесткое разрезное колесо, поднимаясь при помощи пальцев 8 поворачивает коромысла 5, которые ори помощи другой пары пальцев опускают другое жесткое разрезное колесо.
Поворот маховичка 13 через зубчатую пару 25-26, : валик 24 и рычаг 23 вызывает перемещение ползущки 22 и далее через левый штифт 20 - втулки 17, а также через шпонку 21, правый штифт 20 - втулки 16. Оси
внутренних расточек этих втулок - расположены под углом к осям их на1ружных поверхностей, поэтому осевое перемещение втулок 16 и 17 вызывает радиальное перемещение дисков 14 и 15. Вследствие встречного расположения втулок перемещения диско/в будут происходить в противоположных направлениях.
Углы клиньев упора 11 и направляющих 9 и 10, а также число зубьев колеса 25 и сектора 26 и радиус рычага 23 выбирают так, что за один оборот маховичка 13 на фиксированный угол жесткие полуколеса перемещаются в радиальном натравлении на половину модуля зацепления; диаметр их зубчатых венцов изменяется на модуль, а эксцентриситет дисков генератора - на половину модуля. Радиальное перемещение жестких разрезных колес необходимо для совмещения оси их зубчатых венцов после деформации с
осью вращения генератора:
При вращении вала 1 диски ге1нератора вызывают волновую деформацию гибкого колеса и его зубья последовательно зацепляются с зубьям.и обеих жестких полуколес одновременно. Это вызывает вращение ведомого вала, связанного с гибким колесом передачи. При числе зубьев стального гибкого колеса и допуске максимальной относительной радиальной деформации этого колеса по
отношению к его диаметру, равной 0,013, предлагаемая передача позволяет получить восемь различных скоростей выходного вала, составляющих геометрическую прогрессию а именно 600; 300; 150; 75; 37,5; 18,75; 9,375;
4,6875.
В случае применения пластмассового гибкого колеса число скоростей может быть значительно увеличено: при относительной деформации 0,1 и , может быть -получено
60 скоростей выходного вала.
Предмет изобретения
Волновая зубчатая многоскоростная передача, содержащая корпус, ведущий вал, /волновой генератор, гибкое и жестоё колеей, отличающаяС я тем, что, с целью повышания нагрузочной способности но критерию прощелкивания зубьев, корпус снабжен Двумя диаметрально противоположно размещенными внутри него Направляющими, каждая из которых имеет Два встречных продольных клиновых скоса, подвижными в плоскости, пернендикулярной к оси вращения генератора, кЛИНовыми упораМи и связаиными с ними
хоДавь1мй йинтами, связанными между собой зубчатойПередачей, размещенныл1и перпенди-кулярно к линии расположения направляющих противо1полож1но усгановленными равноплечими .коромыслами, а жесткое колесо выполнено в виде двух .параллельных разрезных колес, снабженных в месте разреза двумя консольными выступами, опирающимися на клиновые скосы, и двумя консольными пальцами, опирающимися на коромысла.
23 А. 4
Авторы
Даты
1974-07-25—Публикация
1972-02-21—Подача