Фрикционная муфта Советский патент 1974 года по МПК F16D13/54 

Описание патента на изобретение SU444903A1

Изобретение относится к области общего машиностроения и предназначено для использования в специальных многобарабанных лебедках.

Известны фрикционные муфты, содержащие ведущую, ведомую полумуфты, пакеты дисков и механизм ручного управления.

Однако в многобарабанных лебедках для подключения и отключения какого-либо одного или группы барабанов к приводу при эксплуатации требуется совмещение механического и местного ручного управления муфты при аварийных ситуациях.

Для совмещения механического и ручного управления при аварийных ситуациях в предлагаемой муфте механизм управления выполнен в виде взаимодействующих между собой обоймы и втулки с торцовыми винтовыми кулачками, причем обойма имеет подпружиненную серьгу с закрепленными в ней гидроцилиндром и проушиной с дуговым пазом и установленной в нем резьбовой втулкой, в которую ввинчен щток, связанный с рукояткой ручного управления, а втулка снабжена зубчатым венцом, взаимодействующим с неподвижно закрепленной зубчатой рейкой.

Для разгрузки ведущего вала от осевых усилий сжатия дисков и унификации муфт многобарабанных лебедок на ведущей полумуфте смонтированы ведущие фрикционные

диски и установлены взаимодействующие между собой обойма и втулка с торцовыми винтовыми кулачками. Для регулирования передаваемого крутящего момента на нарун ной поверхности штока смонтированы гайки и упор, между которыми установлена пружина.

На фиг. 1 изображен продольный разрез предлагаемой муфты с частичным разрезом

по проушине обоймы; на фиг. 2 - вид сбоку с частичным разрезом.

Муфта состоит из приводного вала 1, на который надевается ведущая полумуфта 2, связанная с приводным валом шпонкой 3.

На шлицах ведущей полумуфты 2 размещены ведущие фрикционные диски 4, упор 5, подшинник 6, втулка 7, подшипник 8, обойма 9 и гайка 10 со стопорной щайбой 11. На приводном валу 1 на подшипниках 12 установлена ведомая полумуфта 13, на внутренних щлицах которой сидят ведомые фрикционные диски 14.

Обойма 9 снабжена серьгой, к которой через ось 15 присоединяются гидроцилиндр 16

включения муфты и пружина 17 выключения муфты. Втулка 7 снабжена зубчатым венцом, фиксирующим ее от разворота зубчатой рейкой 18, которая болтами 19 и штифтами 20 жестко связана с опорой 21. Через отверстие

в опоре 21 и проушину обоймы 9 проходит

шток 22 ручного привода. На последний надеваются съемная рукоятка 23, втулка 24 с навинченным на нее упором 25 и контргайкой 26, пружина 27 и упор 28, а на конец штока навинчивается резьбовая втулка 29, которая цапфами размещается в дуговых пазах проушины обоймы 9.

Муфта от механического привода работает следующим образом.

В гидроцилиндр 16 подается рабочая жидкость, поршень гидроцилиндра выдвигается и через ось 15 в серьге разворачивает обойму 9 против часовой стрелки, растягивая пружину 17 выключения муфты. Разворачиваясь, обойма 9 винтовыми кулачками нажимает на ответные винтовые кулачки втулки 7, которая, будучи ограничена от разворота зубчатой рейкой 18, отжимается от обоймы 9 и через подшипник 6 и уцор 5 сжимает фрикционные диски 4 и 14. При развороте обойма 9 проушиной перемещается относительно штока 22 против часовой стрелки и сжимает через упор 28 пружину 27, опертую в упор 25, а резьбовая втулка 29 цапфами скользит в дуговых пазах проушины обоймы 9. Для уменьшения передаваемого муфтой крутящего момента упор 25 по резьбе на втулке 24 перемещается к проушине обоймы 9, а для увеличения крутящего момента перемещается от проушины так, чтобы при полном ходе включения муфты передаваемый момент был равен требуемому. Для фиксации на втулке 24 упора 25 последний контрится контргайкой 26.

При отключении муфты рабочая полость гидроцилиндра 16 соединяется со сливом и усилием сжатой пружины 27 и растянутой пружины 17 обойма 9 разворачивается по часовой стрелке, задвигая поршень в гидроцилиндр 16 и освобождая от усилия кулачки втулки 7, и снимает усилие сжатия фрикционных дисков 4 и 14. При этом обойма 9 проушиной перемещается относительно штока 22 по часовой стрелке, резьбовая втулка 29 цапфами скользит в дуговых пазах проушины обоймы в направлении, обратном имеющему место при включении муфты.

От ручного привода муфта работает следующим образом.

Шток 22 рукояткой 23 вращается почасовой стрелке и навинчивает на себя резьбовую втулку 29, которая, упираясь в стенки дуговых пазов проушины обоймы 9, разворачивает ее против часовой стрелки, сжимая через упор 28 пружину 27, растягивая пружину 17 выключения муфты и выдвигая поршень из гидроцилиндра 16. Разворачиваясь, обой.ма 9 винтовыми кулачками нажимает на ответные винтовые кулачки втулки 7, которая, будучи ограничена от разворота зубчатой рейкой 18,

отжимается от обоймы 9 и через подшипник 6 и упор 5 сжимает фрикционные ведущие и ведом i,io диски 4 и 14.

Для отключения муфты иручную рукояткой 23 шток 22 вращается против часовой стрелки и вывинчивается из резьбовой втулки 29, а обойма 9 усилием сжатой пружины 27 и растянутой пружины 17 разворачивается по часовой стрелке, задвигая поршень в гидроцилиндр 16 и освобождая от усилия кулачки втулки 7, и снимает усилие сжатия фрикционных дисков 4 и 14.

Компенсация износа трущихся пар (обоймы, втулки и дисков 4 и 14) достигается тем, что втулка 7 снабжена зубчатым венцом и при износе трущихся пар втулка разворачивается в направлении, противоположном вращению обоймы при включении муфты, на один зуб относительно зубчатой рейки, фиксирующей эту втулку от проворота.

Установка ведущих фрикционных дисков 4, обоймы 9 и втулки 7 на ведущей полумуфте 2, выполненной в виде втулки и связанной шпонкой с приводным валом, разгружает последний от осевых усилий сжатия дисков и позволяет унифицировать муфты многобарабанных лебедок.

П р е д м е т и з о б р е т е н и я

1.Фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, установленные на них соответственно ведущие и ведомые фрикционные диски, а также механизм управления, отличающаяся тем, что, с целью совмещения механического и ручного управления при аварийных ситуациях, механизм управления выполнен в виде взаимодействующих между собой обоймы и втулки с торцовыми винтовыми кулачками, причем обойма снабжена подпружиненной серьгой с закрепленными в пей гидроцилиндром и проушиной с дуговым пазом и установленной в нем резьбовой втулкой, в которую ввинчен шток, а втулка снабжена зубчатым венцом, взаимодействующим с неподвижно закрепленной зубчатой рейкой.

2.Муфта по п. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью разгрузки ведущего вала от осевых усилий сжатия дисков и унификации муфт многобарабанных лебедок, взаимодействующие между собой обойма и втулка с торцовыми винтовыми кулачками установлены на ведущей полумуфте.

3.Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью регулирования передаваемого крутящего момента, на наружной поверхности штока смонтированы гайка и упор, между которыми установлена пружина.

Похожие патенты SU444903A1

название год авторы номер документа
Фрикционная муфта 1978
  • Авдеев Юрий Алексеевич
  • Зоншайн Исаак Евсеевич
SU737683A1
Ручная лебедка 1985
  • Коливашко Андрей Иванович
  • Пащенко Антонина Яковлевна
  • Яворская Людмила Николаевна
  • Баюк Иван Степанович
SU1258809A1
МУФТА 2008
  • Салдаев Геннадий Александрович
RU2357128C1
Предохранительная фрикционная муфта М.П.Шишкарева 1982
  • Шишкарев Михаил Павлович
SU1055915A1
МУФТА 2007
  • Салдаев Александр Макарович
  • Сусляев Александр Львович
  • Салдаев Геннадий Александрович
  • Салдаев Дмитрий Александрович
  • Салдаева Алла Ивановна
RU2357127C1
РЕГУЛЯТОР ТОРМОЗА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Боталенко Андрей Андреевич
  • Болотов Иван Александрович
  • Галяс Василий Иванович
RU2398985C2
РЕГУЛЯТОР ТОРМОЗА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Боталенко Андрей Андреевич
  • Болотов Иван Александрович
  • Галяс Василий Иванович
RU2398983C2
РЕГУЛЯТОР ТОРМОЗА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Боталенко Андрей Андреевич
  • Болотов Иван Александрович
  • Галяс Василий Иванович
RU2398986C2
РЕГУЛЯТОР ТОРМОЗА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Боталенко Андрей Андреевич
  • Болотов Иван Александрович
  • Галяс Василий Иванович
RU2398984C2
Устройство для тренировки пловцов 1986
  • Петрушевский Иван Иванович
  • Макаренко Тарас Аникеевич
  • Касаткин Николай Алексеевич
  • Канишевский Станислав Михайлович
SU1395343A1

Иллюстрации к изобретению SU 444 903 A1

Реферат патента 1974 года Фрикционная муфта

Формула изобретения SU 444 903 A1

SU 444 903 A1

Авторы

Авдеев Юрий Алексеевич

Карташов Владимир Геннадиевич

Даты

1974-09-30Публикация

1973-01-19Подача