1
Изобретение относится к судостроению.
Известны устройства для стабилизации движеиня судна на подводных крыльях, содержащие трубки скоростио1о наиора и поворотный закрылок подводного крыла, и полых стойках которого смонтированы водозаборники водометных движителей.
Цель изобретения - сохранение расчетного погружения водозаборников на эксплуатационной скорости движения при различиы.ч нагрузках и положений центра тяжести судна. Для этого трубки скоростного напора расположены в носовой части каждого водозаборника по обе стороны от плоскости ватерлинии эксплуатационной скорости.
На фиг. 1 изображено описываемое устройство для судна на подводных крыльях (СИК); на фиг. 2 - то же, вид на днище СИК; на фиг. 3 - то же, в рабочем положении при расчетном весе и положении центра судна на эксплуатационной скорости в этом случае нагрузка на кормовое «рыло YK - расчетная, угол перекладки поворотного закрылка б - исходный, ватерлнния соответствует расчетному погружению водозаборннков; на фиг. 4 - рабочее положение устройства при нагрузке на кормовое крыло YK большей расчетной . (Угол перекладки поворотного закрылка в этом случае б ); на фиг. 5 - рабочее положение при нагрузке на кормовое крыло YK меньшей расчетной .
Угол перекладки поворотного закрылка б.
К днигцу кормовой части корпуса 1 СИК прикреплены водозаборники 2 водометных движителей с входными отверстиями с водозаборниками конструктивно связано кормовое крыло 3 с поворотным закрылком 4. Устройство снабжено сигнальной системой, содержащей датчики давления, электропитание и сигнальные элементы (на чертеже не показаны). Датчики давления связаны с трубками скоростного напора 5, б, расположенными на передней кромке водозаборннка 2.
Ири движении СИК на эксплуатационной скорости, если вес судна и положение ЦТ расчетные, поворотный закрылок находится в исходном положепии Дсм. фиг. 3). Ватерлиния проходит так, что погруженпе водозаборников расчетное /г, при котором исключеиа возможность прорывов воздуха через водометы.
Е;сли нагрузка на кормовое крыло 3 превысит расчетную , а поворот 1ый закрылок 4 находится в исходном положении, погружение кормового крыла, а следовательно и водозаборника 2, превысит расчетную величину h, что вызовет увеличение сопротивления воды движению СИК. Для уменьшения общего сопротивлення воды движению СИК след)ет
увеличивать угол .перекладки поворотного закрьшка до -величины (см. фиг. 4), при которой погружение водозаборников будет соответствовать расчетной величине погружения h.
При нагрузке на кормовое крыло 4 меньшей расчетной , если поворотный закрылок 4 находится в исходном положении, погружение кормового крыла, а следовательно и водозаборников, уменьшается. Для предотвращения прорывов воздуха через водометы необходимо увеличить погружение водозаборников 2 до расчетной величины /г. С этой целью уменьшается угол перекладки поворотного закрылка 4 до некоторой величины . Рабочее положение гидродинамического комплекса для этого случая приведено на фиг. 5.
Управление поворотным закрылком через гидравлическую или механическую систему привода осуш,ествляется вручную.
Для контроля за погружением носка водозаборника используется сигнальная система, состоящая из двух датчиков давления, электропитания, соединительных проводов и сигнальных элементов в ходовой рубке. Датчики давлений работают от трубок скоростного напора 5 и 6, расположенных на передней кромке водозаборника 2 в нижней ее точке и в точке, расположенной выше на величину, превышающую расчетное погружение носовой части водозаборника /г. При эксплуатационной скорости движения СПК и включенной системе сигнализации отсутствие звуковых или световых сигналов в ходовой рубке регистрирует наличие скоростного напора в нижней точке и отсутстве скоростного напора в верхней точке. При погружении водозаборника, превышающем расчетную величину /г, сигнал о наличии скоростного напора в верхней точке передается в ходовую рубку. Перекладка поворотного закрылка вниз приводит водозаборник к расчетному погружению.
При уменьшении нагрузки на кормовое крыло носовая часть водозаборника всплывает. Уменьшение скоростного напора в нижней
точке водозаборника фиксируется датчиком давления нижней трубки, сигнализируя о возможности прорыва воздуха и необходимости перекладки закрылка вверх.
Для более точного контроля за погружением носовой части водозаборника между нижней и верхней трубками скоростного напора могут быть установлены дополнительные. При малой расчетной величине погружеИНН водозаборников используется либо одна нижняя трубка скоростного напора, либо датчик давления монтируется на гидроприводе индикатора крутящего момента газовой турбины. В этом случае сигнальная система должна срабатывать при падении давления в системе гидропривода вследствие уменьшения крутящего момента турбины при начале прорыва воздуха через водозаборник. Прорывы воздуха через водометы при движении СПК иа волнении следует устранить увеличеннем погружения водозаборников, что достигается уменьшением угла перекладки поворотного закрылка. При этом возможно некоторое увеличение расходуемой мощности, но
двигатели предохраняются от резких колебаний по загрузке и улучшается обитаемость судна. Эффект, подобный описанному, может быть достигнут путем применения вместо поворотного закрылка, поворотного кормового
крыла или аэрации кормового крыла.
Предмет изобретения
Устройство для стабилизации движения судна на подводных крыльях, содержащее трубки
скоростного напора и поворотный закрылок подводного крыла, в полых стойках которого смонтированы водозаборники водометных движителей, отличающееся тем, что, с целью сохранения расчетного погружения водозаборНИКОВ на эксплуатационной скорости движения при различных нагрузках и положений центра тяжести судна, трубки скоростного напора расположены в носовой части каждого водозаборника по обе стороны от плоскости
ватерлинии эксплуатационной скорости.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО | 2002 |
|
RU2212352C1 |
СКОРОСТНОЕ СУДНО | 2000 |
|
RU2167078C1 |
СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ | 2010 |
|
RU2434778C1 |
Водно-воздушное транспортное средство | 2021 |
|
RU2785913C2 |
ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО | 2000 |
|
RU2165865C1 |
ПОЛНОНАПОРНЫЙ ВОДОЗАБОРНИК ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ | 1994 |
|
RU2185307C2 |
Судно на подводном крыле | 2021 |
|
RU2770253C1 |
СПОСОБ ДВИЖЕНИЯ НА ВОДЕ И СКОРОСТНОЕ СУДНО ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ НА ВОДЕ НА ВЕКТОРАХ УПОРОВ ВОДНЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2364544C2 |
СУДНО С ЧАСТИЧНОЙ МАССОЙ ГЛИССИРОВАНИЯ | 2013 |
|
RU2550783C1 |
ВОДОЗАБОРНИК ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ ДЛЯ СУДОВ НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ | 1971 |
|
SU423702A1 |
Л
3
PtJi.2
а г
2 5
а
Вода
5
Вода
Авторы
Даты
1974-10-25—Публикация
1971-06-18—Подача