СПОСОБ ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН Советский патент 1936 года по МПК H02K15/85 

Описание патента на изобретение SU47000A1

Общеизвестно, что одним из наиболее вредных факторов, затрудняющих теплопередачу от меди в пазу машины к стенкам паза, является наличие воздушных мешков, образующихся в пазу вследствие заполнения его круглой проволокой. Пропитка обмотанной машины не приводит к уничтожению этих воздушных прослоек. При этом наличие в пазу бумажной изоляции ограничивает нагрев наиболее горячей точки до 95° согласно нашим электротехническим правилам и нормам. Большинство мелких машин порядка 60-100 ква переменного тока делается с полузакрытым пазом и это определяет характер процесса обмотки современной машины.

Данное изобретение дает возможность, не нарушая установившегося порядка производства обмоток этого типа машин, перейти в этих машинах к изоляции класса В, что позволяет повысить нагрев наиболее горячей точки до 115°. Одновременно удается уничтожить воздушные промежутки в пазу машины.

Процесс обмотки и изолировки машины по нашему изобретению заключается в следующем. Пазная изоляция состоит из микафолия, изготовляемого следующим образом. Асбестовое полотно толщиной от 0,3 мм и выше (в зависимости от требований механической прочности) пропитывается любым лаком типа глифталевого или масляно-копалового и сушится в печи при температуре 115-130° до полного высыхания поверхности, затем утюжится либо прессуется под небольшим давлением, не дающим расползания ткани.

На полученную таким образом основу наносится тонкий слой клеящего лака (асфальтового либо шеллачного, иногда масляно-копалового) и накладывается в пол-нахлеста слой слюды. Поверх слюды снова наносится слой лака и, во избежание отставания слюды, накладывается слой японской бумаги.

Полученный листовой материал, известный электротехникам под названием "микафолий на асбестовой ткани", разрезается на полоски, соответствующие размерам паза, и им придется форма паза простым изгибом на шаблоне во избежание разрушения слюды.

Изготовленная таким образом гильза, изображенная на чертеже, заполняется густым изоляционным компаундом простым нанесением его в гильзу лопаткой.

Компаунд может быть применен различного состава; желательны быстро полимеризующиеся или быстро затвердевающие составы типа бакелит-кварц или асфальт-кварц, битум-кварц.

Присадка еще некоторого количества талька придает большую твердость составу. Содержание кварца и талька подбирается таким, чтобы масса компаунда могла растекаться только под давлением, а не произвольно.

Заполненную до половины гильзу вставляют в паз, а затем производят обычную обмотку машины, т.е. сквозь щель вводят отдельные провода катушки (фиг. 2). В процессе намотки необходимо тщательно производить усадку проводов так, чтобы они полностью погружались в массу компаунда и были покрыты им.

Обращается внимание на эту операцию процесса, определяющую собой качество изоляции.

Провода должны быть с дельта-асбестовой изоляцией.

После окончания обмотки и забивки клиньев лобовые части обмоток могут быть либо обмазаны тем же компаундом, либо дважды обработаны асфальтовыми или глифталевыми лаками. Затем машину просушивают при температуре 120-140° в течение 3-4 часов.

Для частного примера была взята машина завода ХЭЗМЗШ УТ 750/2,8 ква, представляющую собой закрытую взрывобезопасную машину на 750 оборотов, 2,8 ква полезной мощности. При изготовлении изоляции по предложенному методу с машины было снято 6,4 ква, при среднем перегреве обмотки, не превышающем допустимых температур для данного типа изоляции. В качестве компаунда бралась серая эмаль (масляно-копаловая + пигмент) и для иных машин - бакелит + кварц.

Похожие патенты SU47000A1

название год авторы номер документа
Электрический двигатель, преимущественно закрытого типа, например, для врубовой машины 1936
  • Имас А.Д.
SU48747A1
Гибкий миканит 1984
  • Березин Виталий Борисович
  • Петрашко Алексей Иванович
  • Кукульская Александра Николаевна
  • Шеленин Андрей Валерьевич
  • Слободян Александр Алексеевич
  • Размадзе Николай Ираклиевич
  • Шадрин Николай Александрович
  • Живилов Юрий Васильевич
  • Боброва Галина Ивановна
SU1305788A1
Индуктор 1983
  • Ахадов Гандали Гамзали Оглы
  • Шляховский Михаил Давидович
  • Чевелев Федор Алексеевич
SU1196385A1
СПОСОБ ИЗОЛИРОВАНИЯ ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1991
  • Готтфрид Дойчманн[At]
  • Йозеф Шорм[Cs]
RU2072115C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБМОТОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ 1992
  • Болдырев Юрий Данилович
RU2007771C1
Композиционный материал для защиты от радиации 2016
  • Куликов Николай Владимирович
RU2617755C1
СТАТОР ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2002
  • Кади-Оглы И.А.
  • Ваксер Б.Д.
  • Пинчук Н.Д.
  • Петров В.В.
  • Чибриков А.Н.
  • Андрусив О.П.
  • Кийло О.Л.
  • Перминов В.Л.
RU2236740C2
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ИЗОЛЯЦИИ, ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ИЗОЛЯЦИИ 2019
  • Хубер, Юрген
  • Ланг, Штеффен
  • Мюллер, Нильс
  • Ритберг, Игор
  • Юблер, Маттиас
RU2756232C1
Способ ремонта обмотки 1979
  • Ярошеня Евгений Иванович
  • Огоньков Вячеслав Григорьевич
  • Трубачев Сергей Георгиевич
  • Воденеев Николай Федорович
  • Мельников Геннадий Петрович
  • Монастырский Анатолий Михайлович
  • Кульгусский Эрлиан Сергеевич
  • Горман Анатолий Степанович
SU807454A2
Способ изготовления электрических нагревательных приборов 1924
  • Улитовский А.В.
SU2920A1

Иллюстрации к изобретению SU 47 000 A1

Формула изобретения SU 47 000 A1

1. Способ изоляции электрических машин, в особенности машин с полузакрытым пазом, отличающийся тем, что вставленную в паз коробку из изолирующего материала, например, из миканита на асбесто-тканевой или асбесто-бумажной подложке, частично заполняют битуминозным или быстро полимеризующимся бакелитовым составом с теплопроводящим наполнителем, сквозь щель паза вводят в гильзу изолированные проводники обмотки так, чтобы они при этом хорошо покрывались компаундом, после заполнения паза закрывают гильзу и вставляют клинья в паз, после чего машину подвергают сушке при повышенной температуре.

2. При способе по п. 1 применение, в качестве обмоточных проводников, проводников, покрытых асбестовой изоляцией.

SU 47 000 A1

Авторы

Имас А.Д.

Даты

1936-05-31Публикация

1935-08-11Подача