Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях вращательного типа, например в самолетных трансмиссиях управления предкрылками и закрылками на летательных аппаратах.
В основном авт. св. N° 389318 описана фрикционная муфта, в которой для управления силой сцепления полумуфт используется кинетическая энергия маховика. Эта муфта полностью размыкает ведомую и ведущую полумуфты при резком затормаживании ведомого вала и способна находиться в разомкнутом состоянии до момента растормаживания ведомого вала. Однако такая муфта не способна размыкать полумуфты в случае включения привода при уже заторможенном ведомом агрегате, так как в этом случае маховик муфты не имеет запаса кинетической энергии.
Цель изобретения - обеспечение возможности автоматического размыкания полумуфт при заторможенном ведомом агрегате.
Для этого ведомый вал связан с ведомым агрегатом с помощью промежуточной втулки, подпружиненной к корпусу муфты и соединенной подвижно в осевом направлении с ведомыми агрегатом и валом, причем с последним втулка соединена с помощью несамотормозящейся резьбы.
Кроме того, конец ведомого вала и промежуточная втулка снабжены упорами, ограничивающими их взаимное относительное перемещение.
На фиг. 1 показана предлагаемая муфта в сцепленном положении; на фиг. 2 - то же, в расцепленном положении; на фиг. 3 - то , разрез А-А на фиг. 2.
Муфта содержит ведущую полумуфту 1, ведомую полумуфту 2, ведомый вал 3, упоры 4 и 5, установленные на ведомом валу, маховик
6, состоящий из сердечника 7 с радиальными упорами 8 и 9 и махового диска 10, подвижного относительно сердечника и служащего для увеличения его момента инерции; фрикционные диски 11 и 12, служащие для обеспечения тарированной связи между сердечником и маховым диском; захват 13, установленный на сердечнике и служащий для оттаскивания ведомой полумуфты, втулку 14 для передачи усилия от захвата на ведомую полумуфту, пружину 15, служащую для сжатия полумуфт, зубчатый венец 16, выполненный на внещней поверхности сердечника, защелки 17, служащие для запирания маховика путем взаимодействия с зубчатым венцом, возвратную пружину 18, обеспечивающую возвращение маховика в исходное положение после снятия перегрузочного момента с ведомого вала и одновременно сжимающую фрикционные диски и корпус 19, промежуточную втулку 20, снабженную несамотормозящейся резьбой и радиальными упорами 21 и 22, упоры 23 и 24, установленные на ведомом валу, пружину 25, служащую для создания противодействующего тормозного момента, возвращения упругого устройства в исходное положение и смягчения удара по упорам.
При работе муфты в сцепленном состоянии крутящий момент передается от ведущей полумуфты 1 через ведомую полумуфту 2 и ведомый вал 3 на промежуточную втулку 20. Пружина 25 при этом сжата на величину, пропорциональную передаваемому крутящему моменту.
Усилие сжатия полумуфт, необходимое для передачи крутящего момента, создается пружиной 15, которая одним концом, через втулку 14, опирается на ведомую полумуфту 2, подвижно насаженную на щлицы ведомого вала 3, а вторым концом - на сердечник 7 маховика 6, причем усилие предварительного сжатия возвратной пружины 18 больще, чем у пружины 15. При этом сердечник 7 маховика 6 своим упором 8 касается упора 4 на ведомом валу 3. Резьба .в сердечнике 7 и на ведомом валу выполнена так, что в случае торможения трансмиссии при перегрузке маховик перемещается вдоль ведомого вала вправо, увлекая за собой с помощью захвата 13 ведомую полумуфту 2. Это приводит к расцеплению муфты. Перемещаясь вправо, маховик 6 зубчатым .венцом 16 взаимодействует с защелками 17, установленными на корпусе 19, и фиксируется ими в этом положении, удерживая ведомую полумуфту 2. После падения тормозящей перегрузки на ведомом агрегате возвратная пружина 18 перемещает маховик 6 влево, проворачивая при этом ведомый вал 3 и вал ведомого агрегата, зубчатый венец 16 зыходит из зацепления с защелками 17, ведомая полумуфта 2 вновь прижимается пружиной 15 к ведомой полумуфте I, и вращение передается на ведомый агрегат.
В случае включения привода при уже заторможенном ведомом агрегате, с которым соединена промежуточная втулка 20, ведомый вал 3 ввинчивается по песамотормозящейся резьбе в промежуточпую втулку, сжимая пружину 25. При этом маховик 6 накапливает кинетическую энергию, необходимую для распеплепия полумуфт. При совмещении упоров 21 и 23 ведомый вал 3 жестко соединяется с заторможенной промежуточной втулкой 20, а возникающая при этом перегрузка перемещает маховик 6 вправо, запирая его на защелках 17 и полностью расцепляя муфту. Сцепление муфты происходит после растормаживания ведомого агрегата, как описано выще. Упоры 22 и 24 служат для ограничения перемещения промежуточной втулки 20 при резком выключении привода.
Предмет изобретения
1. Фрикционная муфта по авт. св. 389318, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения возможности автоматического размыкания полумуфт при заторможенном ведомом агрегате, ведомый вал связан с ведомым агрегатом с помощью промежуточной втулки, подпружиненной к корпусу муфты и соединенной подвижно в осевом направлении с ведомыми агрегатом и валом, причем с последним втулка соединена с помощью несамотормозящейся резьбы.
2. Муфта по п. I, отличающаяся тем, что конец ведомого вала и промежуточная втулка снабжены упорами, ограничивающими их относительное осевое перемещение.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВСЙ:СОЮЗНАЯ | 1973 |
|
SU389318A1 |
Фрикционная муфта | 1973 |
|
SU471485A2 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1974 |
|
SU505834A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1986 |
|
SU1518583A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2018736C1 |
Рекуператор энергии транспортного средства | 1980 |
|
SU921892A1 |
Муфта-тормоз | 1976 |
|
SU653452A1 |
МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННЫЙ МОДУЛЬ | 2011 |
|
RU2478045C1 |
Транспортное средство с гибридной силовой установкой | 2016 |
|
RU2629648C1 |
ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 1995 |
|
RU2075639C1 |
Авторы
Даты
1975-05-25—Публикация
1973-01-26—Подача