Изобретение относится к машиностроению и может найти применение, например, в судовых механизмах с одним или несколькими заторможенными ведущими валами, где необходимо произвести автоматическое растормаживание одного из ведущих валов в случае приведения его во вращение и осуществить при этом блокировку, исключающую запуск другого механизма при работе данного механизма и т. д.
Известны конструкции муфт-тормозов с механическим размыканием, позволяющие осуществить автоматическое растормаживание заторможенного ведущего вала механизма в случае приведения его во вращение при включении связанного с ним приводного двигателя 1.
Наиболее близкой к изобретения является муфта-тормоз, содержащая нецодвижный корпус с фрикционными накладками, жестко закрепленную на ведущем валу ведущую полумуфту, посаженную подвижно в осевом наг1равлении, подпружиненную относительно ведомого вала ведомую полумуфту, которая соединена с ведущей полумуфтой посредством элементов сцепления.
расположенных с угловыми зазорами один относительно другого, и имеет фланец с фрикционными накладками, находящимися во взаимодействии с фрикционными накладками корпуса, и щарико-клиновый размыкающий механизм с кинематически связанной с ведущей полумуфтой отжимной шайбой 2. I Все известные конструкции муфт-тормозов указанного типа, однако,не позволяют в момент размыкания осуществить реально блокировку муфты-тормоза с другим механизмом, так как необходимая для размыкания тормоза величина осевого перемещения тормозного диска относительно мала (до 1-2 мм) и меняется в процессе работы механизма в зависимости от передаваемого валом вращающего момента. В случае использования для привода блокирующего устройства непосредственно осевого перемещения тормозного диска с применением какого-либо передаточного механизма величина этого перемещения будет соизмерима с величиной мертвого хода передаточного механизма, обусловленного наличием зазоров в его кинематических парах. Перемещение соединенного с тормозным диском входного звена передаточного механизма не приведет к перемещению воздействующего на блокирующее устройство выходного звена. Кроме того, в случае относительно малой величины перемещения диска может оказаться недостаточной для срабатывания блокирующего устройства. Целью изобретения является обеспечение надежной блокировки муфты-тормоза с другими механизмами.Для этого муфта-тормоз снабжена смонтированным вне корпуса блокирующим устройством и установленным в осевом отверстии ведомого вала щтоком, одним концом жестко закрепленным в отжимной щайбе, а другим - связанным с блокирующим устройством, при этом отжимная щайба установлена с осевым зазором и подпружинена относительно ведущей полумуфты. На фиг. 1 изображена муфта-тормоз, диаметральное сечение; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 2. Ведущая полумуфта 1 установлена во втулке 2 на опорном подщипнике 3 и упорном подщипнике 4. Втулка 2 запрессована в корпус 5 муфты-тормоза. В шлицевом отверстии корпуса 5 установлен с возможностью осевого перемещения промежуточный тормозной диск 6 с фрикционными накладками. Другой промежуточный тормозной диск 7 с такими же накладками установлен с возможностью осевого перемещения на щлицах ведомой полумуфты 8, служащей в качестве прижимного тормозного диска. Полумуфта 8 и диски 6 и 7 поджаты к корпусу 5 пакетом силовых тарельчатых пружин 9, опирающихся на торец ведомого вала 10 и воздействующих на торец ведомой полумуфты 8, установленной в щлицевом отверстии вала 10 с возможностью осевого перемещения. Ведомый вал 10 на упорном подщипнике 11 и опорном подщипнике 12 установлен в гайке 13. На шейке ведомого вала 10 Жестко, закреплена щестерня 14. В направляющей втулке 15, запрессованной в ведомый вал 10, установлен осевой шток 16, воздействующий на блокирующее устройство 17. Другой конец осевого щтока 16 жестко связан с отжимной щайбой 18 щарико-клинового размыкающего механизма, установленной с возможностью осевого перемещения в щлицевом отверстии ведущей полумуфты 1. Вспомогательной пружиной сжатия 19 отжимная шайба 18 поджата до упора в шарики 20 размыкающего механизма. Между торцом отжимной щайбы 18 и донышком шлицевого отверстия полумуфты 1 предусмотрен зазор «а, обеспечивающий возможность осевого перемещения отжимной щайбы 18 со щтоком 16 на величину, достаточную для надежного,безотказного срабатывания блокирующего устройства. На обращенных друг к другу торцах отжимной шайбы 18 и полумуфты 8 имеются по три симметрично расположенных двухсторонних скоса. Во впадинах,образованных скосами, помещены щарики 20, установленные в сепараторе 21 и образующие в совокупности шарико-клиновый размыкающий механизм. На обращенных друг к другу торцах ведущей полумуфты 1 и ведомой полумуфты 8 выполнены равно расположенные торцовые кулачки «в и-«с, взаимодействующие один с другим при передаче вращения от ведущей полумуфты 1 к ведомой полумуфте 8. Угловая щирина впадин между кулачками на одной полумуфте больше угловой ширины находящихся в этих впадинах соответствующих кулачков другой полумуфты, что обеспечивает возможность относительного поворота полумуфт в любом из двух направлений на определенный одинаковый угол. Работает муфта-тормоз следующим образом. При вращений ведущей полумуфты 1 от двигателя или вручную она и связаннная с ней щлицами отжимная шайба 18 поворачиваются относительно заторможенной ведомой полумуфты 8 на угол, величина которого определяется соотношением угловых размеров кулачков и впадин кулачковой муфты. Шарики 20, находящиеся в радиальных каналах, поджаты к боковым скосам канавок пружиной 19, поэтому в контакте шариков со скосами возникают силы трения. Благодаря этому в случае относительного поворота отжимной шайбы 18 и полумуфты 8 шарики 20 перекатываются по скосам канавок и, преодолев сопротивление пружины 19, смещают в осевом направлении отжимную щайбу 18 с осевым штоком 16, который воздействует на блокирующее устройство 17., Отжимная шайба 18 смещается на величину зазора «а до упора в донышко щлицевого отверстия полумуфты 1, после чего при дальнейшем относительном повороте полумуфт до вхождения в контакт взаимодействующих поверхностей кулачков происходит противоположное осевое смещение ведомой полумуфты 8 и отжатие тормозных дисков от поверхностей трения, т. е. размыкание муфты-тормоза; при этом преодолевается сопротивление пружин 9, кулачки «в и «с входят в контакт и начинается передача вращения ОТ полумуфты 1 к полумуфте 8. Когда прекращается действие враща1Ьщего момента, полумуфта 8 под действием пружин 9 смещается в обратном направле
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫЙ ТОР,\\03 | 1972 |
|
SU422886A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫЙ ТОРМОЗ | 1996 |
|
RU2143080C1 |
Муфта предохранительная г-д-и | 1977 |
|
SU734451A1 |
Автоматический тормоз нормального замкнутого типа | 1975 |
|
SU529316A1 |
Муфта-тормоз | 1976 |
|
SU666324A1 |
Обгонная реверсивная муфта | 1976 |
|
SU647480A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1971 |
|
SU419652A1 |
КУЛАЧКОВАЯ МУФТА | 1970 |
|
SU261042A1 |
Автоматический тормоз нормально замкнутого типа | 1961 |
|
SU141278A1 |
Предохранительная муфта | 1977 |
|
SU708084A1 |
Авторы
Даты
1979-03-25—Публикация
1976-10-04—Подача