Изобретение может быть использовано при трассировании двухпутных линий метрополитена и участков железной дороги, когда предусматривается прохождение путей по отдельным тоннелям. Трассирование линий метрополитена ведут по топографическим картам от станции к станции. Положение станций: длина, дирекдионный угол, расстояние между осями на станциях, а также расстояние между осями а1утей на перегоне задается проектом. Радиусы внутренней и внешней кривой, как правило, принимаются одни и те же. Расстояние между осями путей на станциях значительно меньше, чем на перегоне, что позволяет в большинстве случаев увеличить радиус внешней кривой и тем самым сократить линию и улучшить ее эксплуатационные показатели. Это положение соответствует еше в большей степени кривым, расположенным на перегоне. Известное устройство для трассирования линий по топографическим планам позволяет определять углы поворота и по заданному углу прочерчивать выходное направление трассы. Однако оно не решает задачи по определению положения двухпутных линий метрополитена, где пути проходят по раздельным тоннелям. Для повышения производительности труда и точности определения кратчайшего расстояния ири проектировании двухпутной линии между смежными станциями при прохождении путей по отдельным тоннелям в предлагаемом устройстве для определения кратчайшего -расстояния двухпутной линии метрополитена с прохождением правого и левого пути по самостоятельным тоннелям, когда расстояние между их осями не остается постоянным, оси станционных путей нанесены на составные линейки, входящие в подвижный параллелограмм, позволяющий устанавливать оси параллельно на заданном расстоянии. Ось пути на перегоне нанесена на внешнюю сторону Г-образной линейки, торцовая сторона линейки является радиусом - вектором внутренней кривой. Ось пути нанесена на линейку параллельно внешнему ее краю, что позволяет устанавливать оси перегонных тоннелей параллельно между собой -путем совмещения внешних краев линеек. Поскольку расстояние между осями путей на перегоне непостоянно, то для его устано-вления на линейке предусмотрена каретка. Оси путей выполнены в виде щелей. Линейки, несущие оси -станций и перегонов, соединяются с трафаретами кривых. Трафарет закрепляется на карте центром окружности и точкой сопряжения внутренней кривой с осью пути станции. Трафарет в центре имеет штифт, на который одевается линейка, несущая радиус-вектор отверстиям, соответствующим заданному радиусу. Штифт по середине имеет отверстие для закрепления трафарета в центре окружности. Точка сопряжения кривой на трафарете выполнена в виде отверстия, которое позволяет присоединить станционную линейку при помощи штифта, расположенного на оси станции. Штифт в центре имеет отверстие.
Радиусы внешних кривых подбираются при помощи трафарета. К трафарету в точке касания кривой с осью пути на перегоне прикреплен ползун перпендикулярно радиусу кривой.
Положение точек касания внешней кривой определяется следующим образом. Поместив ползун в щель перегонного пути, перемещают трафарет до касания кривой с осью станционного пути. Для соблюдения габаритных расстояний прямых вставок нанесена шкала на внешнюю сторону Г-образной кривой. Габаритное расстояние между осями тоннелей на кривых обозначено на трафарете ограничительной кривой.
На чертеже представлен обшдй вид описываемого устройства. Линейки 1 и 2, определяющие положение станционных путей, скреплены между собою пантографом 3, который позволяет устанавливать оси пути 4 станции параллельно на заданное междупутное расстоя1ние, фиксируемое при помощи Щ:калы 5, нанесенной на линейку 6, прикрепленную перпендикулярно к линейке 1.
Для фиксации оси пути станции в точке касания кривой предусмотрен штифт 7, имеющий в центре отверстие 8. Па другом конце линейки для ее фиксации имеется отверстие 9.
Трафарет 10 внутренних кривых состоит из ряда окружностей И определенных радиусов в масщтабе карты с общим центром 12, представляющим собою штифт, с отверстием 13 по середине. Вдоль внутренних окружностей имеются щели 14, позволяющие проводить кривые на плане. Для фиксации точки сопряжения 15 кривой с осью станционного пути предусмотрено отверстие.
Линейка 16 имеет две рабочих стороны. Торцовая сторона 17 служит радиусом-вектором, а внешняя сторона 18, выполненная в виде щели 19, несет ось пути перегона и шкалу 20. Па радиусе-векторе 17 нанесены отверстия 21, соответствующие радиусам кривых. Для скрепления шарнирно линейки 16 с трафаретом 10 следует надеть линейку отверстием на штифт 12. Линейка 16 фиксируется при помощи отверстия 22, расположенного на стороне 18.
Расстояние между осями тоннелей на перегоне устанавливается при помощи каретки 23, имеющей продольный паз в торце. Каретка имеет корпус 24, несущий шкалу 25, зажимную втулку 26, установочную втулку 27 и регулировочный винт 28.
Каретка выдвигается регулировочным винтом на величину, недостающую до межтоннельного расстояния от двух слагаемых: расстояния от оси пути до края левой линейки п расстояния от оси пути до края правой линейки.
Трафарет 29 служит для подбора радиуса внешней кривой 30. Он представляет собою лекало определенного радиуса. К трафарету
29прикреплен ползун 31 в точке сопряжения кривой 30 с касательно-й. Па трафарете 29 нанесена ограничительная кривая 32, отстоящая от внешней кривой на междупутном расстоянии в кривых.
Предлагаемый прибор работает следующим образом.
По исходным данным проекта на карту наносят оси станционных путей, начало и конец станций (точки сопряжения).
Па станции А в точке сопряжения 15 восстанавливают перпендикуляр и определяют центр окружности для выбранного радиуса.
Трафарет 10 совмещают центром 12 с выбранной точкой на карте и через отверстие 13 наколкой закрепляют. Штифт 7 линейки 1 вставляют в отверстие трафарета и через отверстие 8 наколкой закрепляют в точке сопряжения. Ось пути 4 совмещают с осью пути на карте, и линейку 1 через отверстие 9 закрепляют наколкой.
Расстояние между осями путей на станции устанавливают паггтографом 3 при помон1и шкалы 5.
Аналогичные действия выполняются и на станции В. Расстояние между осями путей на перегоне устанавливается кареткой 28. Край линейки 16 совмещают плотно с передней плоскостью каретки. Линейки фиксируют паколками через отверстия 22. При этом оси путей окажутся параллельными.
Радиус внешней кривой подбирают с помощью трафарета 29, который при помощи ползуна 31, вставленного в щель 19, перемещается по касательной до сопряжения кривой
30с осью станционного пути 4. При этом необходимо соблюдать величину прямой вставки, пользуясь шкалой 20, и место точки сопряжения кривой 30 с осью пути 4 при now щи ограничительной кривой 32.
Предмет изобретения
1. Устройство для разбивки железнодорожных кривых, содержащее диск с дуговыми концентричными шкалами, в центре которых на оси укреплена Г-образная линейка с продольным пазом на одном конце и с отверстиями для установки ее на ось вращения на другом конце, количество которых и расстояние от продольного паза равно расстоянию и количеству дуговых щкал, выполненных в виде прорезей, отличающееся тем, что, С
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для разбивки железнодорожных кривых | 1976 |
|
SU682762A2 |
ПРИБОР ДЛЯ РАЗБИВКИ КРИВЫХ;::•,;.:, :;коЛ:л1А 1 | 1972 |
|
SU356460A1 |
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ НОВЫХ ПЕРЕГОННЫХ ТОННЕЛЕЙ, СОЕДИНЯЮЩИХ ДВЕ СОСЕДНИЕ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ С ЗАТОПЛЕНИЕМ СТАРЫХ ТОННЕЛЕЙ | 1998 |
|
RU2164983C2 |
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ НОВЫХ ПЕРЕГОННЫХ ТОННЕЛЕЙ ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ СТАНЦИЯМИ МЕТРОПОЛИТЕНА ПОСЛЕ АВАРИЙНОГО РАЗРУШЕНИЯ СТАРЫХ ПЕРЕГОННЫХ ТОННЕЛЕЙ | 1996 |
|
RU2105882C1 |
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ДВУХПУТНЫХ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2017 |
|
RU2648137C1 |
Система вентиляции перегонных тоннелей метрополитенов с участками соединения двухпутного и однопутных тоннелей | 2020 |
|
RU2747139C1 |
Способ возведения трехпролетной станции метрополитена с двухпутным средним станционным тоннелем и боковыми станционными залами с пассажирскими платформами | 2022 |
|
RU2779168C1 |
Трехсводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ пилонного типа | 2019 |
|
RU2715493C1 |
Способ сооружения колонной станции метрополитена глубокого заложения | 2022 |
|
RU2785718C1 |
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ДВУХПУТНЫХ ПЕРЕГОННЫХ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА | 2015 |
|
RU2594025C1 |
Авторы
Даты
1975-07-15—Публикация
1973-03-05—Подача