Способ сооружения колонной станции метрополитена глубокого заложения Российский патент 2022 года по МПК E21D9/00 E02D29/00 

Описание патента на изобретение RU2785718C1

Изобретение относится к строительству метрополитенов глубокого заложения, в частности к строительству колонных станций на линиях метрополитена, сооружаемых двухпутными тоннелепроходческими механизированными комплексами.

Известен способ сооружения станции метрополитена глубокого заложения трехсводчатого типа (SU 1448060, E21D 9/001, 30.12.1988), содержащий следующие этапы производства работ:

- проходку двух вспомогательных тоннелей в обделке малого диаметра;

- монтаж в них колонно-прогонных комплексов;

- проходку среднего станционного тоннеля с возведением обделки свода и демонтажом тюбингов обделки вспомогательных тоннелей, входящих в контур его ядра, с передачей распора на элементы колонно-прогонных комплексов;

- проходку боковых станционных тоннелей с известным отставанием одного от другого и демонтажом тюбингов обделки вспомогательных тоннелей, входящих в их контур, с распиранием обделки на элементы колонно-прогонных комплексов;

- разработку лотковой части среднего станционного тоннеля с монтажом обратного свода.

Недостатком данного способа является сложность производства работ, возникающая вследствие большого числа последовательно совершаемых технологических операций. Также недостатком способа является высокая материалоемкость, заключающаяся в практически полном демонтаже обделок временных тоннелей, а также в необходимости сооружения демонтажной и монтажной камер перед станцией и в ее конце соответственно для демонтажа и монтажа двухпутного тоннелепроходческого механизированного комплекса.

Известен способ сооружения станции метрополитена колонного типа глубокого заложения из сборного железобетона (Фролов Ю.С. Метрополитены: учебник для вузов / Ю.С. Фролов, Д.М. Голицынский, А.П. Ледяев; ред. Ю.С. Фролов. - Москва: Желдориздат, 2001. - С. 468-473), содержащий следующие этапы производства работ:

- проходку боковых станционных тоннелей с обделкой из железобетонных тюбингов с известным отставанием одного от другого;

- монтаж в них колонно-прогонных комплексов;

- проходку среднего станционного тоннеля с возведением обделки свода из железобетонных блоков и демонтажом элементов временного заполнения обделок боковых станционных тоннелей с передачей распора на элементы колонно-прогонных комплексов;

- разработку лотковой части среднего станционного тоннеля с монтажом обратного свода из железобетонных блоков.

Недостатком данного способа является сложность производства работ ввиду поэтапной проходки среднего станционного тоннеля. Также недостатком способа является высокая материалоемкость, заключающаяся в необходимости сооружения демонтажной и монтажной камер перед станцией и в конце нее соответственно для демонтажа и монтажа двухпутного тоннелепроходческого механизированного комплекса либо в необходимости увеличения размеров среднего станционного тоннеля для организации транзита двухпутного тоннелепроходческого механизированного комплекса через станцию.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является способ возведения трехсводчатой станции метрополитена закрытого способа производства работ с двухпутным перегонным тоннелем (RU 2704414, E02D 29/00, 28.10.2019) содержащий следующие этапы производства работ:

- сооружение тоннелепроходческим механизированным комплексом центрального станционного тоннеля со сборной обделкой кругового очертания из железобетонных тюбингов, наружный диаметр которой равен диаметру двухпутного перегонного тоннеля, примыкающего к станции; при этом тюбинговые кольца имеют прямоугольное сечение в плане и монтируются без перевязки швов, а в местах устройства пассажирских проходов устанавливаются тюбинги временного заполнения;

- монтаж арматуры и бетонирование в опалубках монолитных железобетонных обойм усиления пассажирских проходов в центральном станционном тоннеле;

- выдержка обойм усиления пассажирских проходов в опалубках до набора прочности бетона;

- сооружение боковых станционных тоннелей, кольца которых размыкаются со стороны среднего тоннеля и опираются на его обделку;

- монтаж арматуры и бетонирование в опалубках монолитных железобетонных обойм усиления пассажирских проходов в боковых станционных тоннелях;

- выдержка обойм усиления пассажирских проходов в опалубках до набора прочности бетона;

- демонтаж тюбингов временного заполнения в местах устройства пассажирских проходов.

Недостатком данного способа является сложность сооружения проходов в колонной станции, высокая материалоемкость и, как следствие, большие сроки сооружения станции. Также недостатком можно считать применение тюбинговой обделки в центральном станционном тоннеле, поскольку такая обделка потребует внесения изменения в конструкцию тоннелепроходческого механизированного комплекса, монтирующего блочную обделку в двухпутном перегонном тоннеле.

Задача изобретения - упрощение способа и сокращение материалоемкости при строительстве станции колонного типа глубокого заложения за счет применения блочной обделки в центральном станционном тоннеле и сборных конструкций колонно-прогонного комплекса, монтируемых в центральном станционном тоннеле до начала проходки боковых станционных тоннелей.

Технический результат достигается тем, что в способе сооружения колонной станции метрополитена глубокого заложения сооружают центральный станционный тоннель со сборной обделкой кругового очертания тем же тоннелепроходческим механизированным комплексом, который используется при проходке двухпутного перегонного тоннеля, примыкающего к станции; наружный диаметр обделки центрального станционного тоннеля равен диаметру двухпутного перегонного тоннеля, а кольца обделки центрального станционного тоннеля имеют прямоугольное сечение в плане и их монтируют без перевязки швов между ними; сооружают боковые станционные тоннели, кольца обделок которых размыкают со стороны центрального станционного тоннеля и опирают на его обделку; при этом в блочную обделку двухпутного перегонного тоннеля в местах установки колонно-прогонного комплекса добавляют фасонные блоки, а в местах проходов добавляют блоки временного заполнения; после проходки центрального станционного тоннеля между фасонными блоками монтируют сборные колонно-прогонные комплексы, после чего выполняют проходку боковых станционных тоннелей симметрично относительно оси станции; для устройства сквозных проемов в местах пассажирских проходов демонтируют блоки временного заполнения.

Вся совокупность существенных признаков позволяет использовать изобретение для сооружения колонных станций глубокого заложения на линиях метрополитена, сооружаемых двухпутными тоннелепроходческими механизированными комплексами, повышая производительность работ и снижая материалоемкость строительства станций.

Сущность изобретения поясняется чертежами:

- фиг.1: поперечный разрез колонной станции на этапе проходки среднего станционного тоннеля;

- фиг.2: поперечный разрез колонной станции на этапе монтажа колонно-прогонных комплексов;

- фиг.3: поперечный разрез колонной станции на этапе проходки боковых станционных тоннелей;

- фиг.4: поперечный разрез колонной станции на этапе демонтажа блоков временного заполнения.

Сооружение центрального станционного тоннеля со сборной блочной обделкой 1 кругового очертания выполняют тем же тоннелепроходческим механизированным комплексом, который используется при проходке двухпутного перегонного тоннеля, примыкающего к станции. Наружный диаметр блочной обделки 1 центрального станционного тоннеля равен диаметру двухпутного перегонного тоннеля, при этом в блочную обделку 1 в местах установки колонно-прогонного комплекса добавляют фасонные блоки 2, а в местах проходов добавляют блоки временного заполнения 3. Кольца блочной обделки 1 центрального станционного тоннеля имеют прямоугольное сечение в плане и монтируются без перевязки швов между ними (фиг.1).

После проходки центрального станционного тоннеля между фасонными блоками 2 известными подъемно-транспортными устройствами монтируют сборные колонно-прогонные комплексы 4 (фиг.2).

Далее с помощью эректоров проходят боковые станционные тоннели с обделкой из железобетонных тюбингов 5 симметрично относительно оси станции (фиг.3). Кольца обделок боковых станционных тоннелей размыкают со стороны центрального станционного тоннеля и опирают на его обделку.

После этого для устройства сквозных проемов в местах пассажирских проходов средствами малой механизации осуществляют демонтаж блоков временного заполнения 3 (фиг.4).

По сравнению с прототипом заявляемый способ значительно упрощает процесс сооружения колонной станции метрополитена глубокого заложения и сокращает ее материалоемкость за счет того, что применение сборных колонно-прогонных комплексов позволяет исключить из процесса сооружения станции длительные операции по монтажу арматурных каркасов обойм усиления пассажирских проходов и выдержки монолитного бетона обойм усиления пассажирских проходов в опалубках.

Похожие патенты RU2785718C1

название год авторы номер документа
ТРЕХСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА КОЛОННОГО ТИПА И СПОСОБЫ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ (УСТРОЙСТВО И СПОСОБЫ ЮРКЕВИЧА П.Б.) 2012
  • Юркевич Павел Борисович
RU2510444C2
Способ возведения трехпролетной станции метрополитена открытого способа производства работ с боковым расположением пассажирских платформ и с двухпутным перегонным тоннелем 2018
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Доненко Екатерина Евгеньевна
RU2692518C1
Способ возведения трехпролетной станции метрополитена с двухпутным средним станционным тоннелем и боковыми станционными залами с пассажирскими платформами 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
  • Доненко Екатерина Евгеньевна
RU2779168C1
Способ возведения трехсводчатой станции метрополитена закрытого способа производства работ с двухпутным перегонным тоннелем 2019
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
RU2704414C1
Способ сооружения станции метрополитена из сборных элементов закрытым способом производства работ на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
RU2815900C1
Способ сооружения станции метрополитена закрытым способом производства работ на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2810984C1
Трехсводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ пилонного типа 2019
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
RU2715493C1
Способ строительства линии метрополитена закрытого способа производства работ с использованием обделки постоянного поперечного сечения и единым типом применяемого тоннелепроходческого механизированного комплекса 2020
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Бойцов Дмитрий Анатольевич
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2754694C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 1993
  • Вирин Л.Д.
  • Земельман А.М.
  • Кривенко А.А.
  • Никитин С.О.
  • Хацкелевич Д.Л.
  • Левина Н.П.
RU2082883C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 1993
  • Белов Б.В.
  • Вирин Л.Д.
  • Жуков И.Л.
  • Земельман А.М.
  • Костюченко В.Г.
  • Кривенко А.А.
  • Мамаладзе Э.Г.
  • Манюков А.Г.
  • Милов В.Г.
  • Муромцев Ю.З.
  • Никитин С.О.
  • Меркулов В.В.
  • Томадзе А.Л.
  • Хацкелевич Д.Л.
RU2082884C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 785 718 C1

Реферат патента 2022 года Способ сооружения колонной станции метрополитена глубокого заложения

Изобретение относится к строительству метрополитенов глубокого заложения, в частности к строительству колонных станций на линиях метрополитена, сооружаемых двухпутными тоннелепроходческими механизированными комплексами. Техническим результатом изобретения является упрощение способа и сокращение материалоемкости при строительстве станции колонного типа глубокого заложения. Способ сооружения колонной станции метрополитена глубокого заложения содержит следующие этапы производства работ: сооружение центрального станционного тоннеля со сборной блочной обделкой кругового очертания выполняют тем же тоннелепроходческим механизированным комплексом, который используется при проходке двухпутного перегонного тоннеля, примыкающего к станции. При этом в блочную обделку в местах установки колонно-прогонного комплекса добавляют фасонные блоки, а в местах проходов добавляют блоки временного заполнения. После проходки центрального станционного тоннеля между фасонными блоками известными подъемно-транспортными устройствами монтируют сборные колонно-прогонные комплексы. Далее с помощью эректоров проходят боковые станционные тоннели с обделкой из железобетонных тюбингов симметрично относительно оси станции. После этого для устройства сквозных проемов в местах пассажирских проходов демонтируют блоки временного заполнения. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 785 718 C1

Способ сооружения колонной станции метрополитена глубокого заложения, включающий сооружение центрального станционного тоннеля со сборной обделкой кругового очертания тем же тоннелепроходческим механизированным комплексом, который используется при проходке двухпутного перегонного тоннеля, примыкающего к станции, при этом наружный диаметр обделки центрального станционного тоннеля равен диаметру двухпутного перегонного тоннеля, а кольца обделки центрального станционного тоннеля имеют прямоугольное сечение в плане и монтируются без перевязки швов между ними; сооружение боковых станционных тоннелей, кольца обделок которых размыкают со стороны центрального станционного тоннеля и опирают на его обделку, отличающийся тем, что в блочную обделку двухпутного перегонного тоннеля в местах установки колонно-прогонного комплекса добавляют фасонные блоки, а в местах проходов добавляют блоки временного заполнения; после проходки центрального станционного тоннеля между фасонными блоками монтируют сборные колонно-прогонные комплексы, после чего выполняют проходку боковых станционных тоннелей симметрично относительно оси станции; для устройства сквозных проемов в местах пассажирских проходов демонтируют блоки временного заполнения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2785718C1

ТРЕХСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА КОЛОННОГО ТИПА И СПОСОБЫ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ (УСТРОЙСТВО И СПОСОБЫ ЮРКЕВИЧА П.Б.) 2012
  • Юркевич Павел Борисович
RU2510444C2
Способ сооружения проходов в пилонных станциях метрополитена глубокого заложения 2018
  • Коньков Александр Николаевич
  • Самокутяев Дмитрий Петрович
  • Сокорнов Антон Александрович
RU2691420C1
КОЛОННАЯ ТРЕХСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА БЕЗ БОКОВЫХ ПЛАТФОРМ 2009
  • Тимофеев Олег Владимирович
  • Деменков Петр Алексеевич
RU2410495C1
Способ возведения трехпролетной станции метрополитена открытого способа производства работ с боковым расположением пассажирских платформ и с двухпутным перегонным тоннелем 2018
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Доненко Екатерина Евгеньевна
RU2692518C1
Способ возведения трехсводчатой станции метрополитена закрытого способа производства работ с двухпутным перегонным тоннелем 2019
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
RU2704414C1
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ДВУХСВОДЧАТОЙ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 2013
  • Давтян Никол Григорьевич
  • Есаян Армен Тигранович
  • Давтян Ованнес Никольевич
RU2536539C2
JP 3122399 A, 24.05.1991.

RU 2 785 718 C1

Авторы

Новиков Анатолий Леонидович

Коньков Александр Николаевич

Сокорнов Антон Александрович

Даты

2022-12-12Публикация

2022-06-23Подача