Изобретение относится к области геодезического приборостроения и может быть использовано при трассировании линий метрополитенов на глубине заложения станций, когда центр платформы станции значительно смещен по отношению к центру наземного вестибюля, а ось станции должна пройти через центр наземного вестибюля.
По основнОлМу авт. св. № 477302 известно устройство для разбивки железнодорожных кривых, содержащее два диска соединенных между собой, на которых установлены Г-образные линейки, а на дисках нанесены угломерные шкалы.
Недостатком устройства является то, что им невозможно найти оптимальную длину трассы между конечными станциями.
Цель изобретения - определение оптимальных длин трассы между конечными станцияМИ.
Поставленная цель достигается тем, что диски соединены между собой л.и}1ейкой, прикрепленной к штифтам, укрепленным на нулевых штрихах градусных шкал дисков.
Кроме того, ЛВнейка прикреплена к одному из дисков средней частью. На линейке нанесена шкала, нулевое деление которой совмещено с осью станции, на свободном конце установлен бегунок с отверсти ем для иглы.
На фиг. 1 схематично показано устройство, общий вид; на фиг. 2 - план линии, проходящей от исходной станции А, через промежуточные станции В, С, до конечно
станции D в момент определения ее кратчайшего расстояния (О - центр вестибюля).
Устройство содержит асимметричную линейку / с продольной щелью 2 от центра станции в одну сторону линейки, поперечных пазов о, расстояние между которыми равно длине станции, продольных пазов 4. в которые входят выступы движка, и линейкой шкалы 5, нуль которой совпадает с
центром станции. Движок 6 имеет поперечную линию 7, посредине которой выполнено отверстие 8 для совмещения и фиксации с центром вестибюля, продольные . 9 и стопор 10 движка 6. Диск 11 содержит градусную шкалу 12 с симметричной оцифровкой от О до 90°, дуговые шкалы 13 определенных радиусов. В центре диска выполнен штифт 14. Штифт 15 с отверстием в центре 16 фиксирует нулевое деление дуговых шкал соответствующих радиусов. Вдоль внутренних дуговых шкал имеются щелл 17, позволяющие проводить кривые на карте.
Г-образная линейка 18 имеет две рабочие стороны. Торцовая сторона 19 слул- И
радиусом-вектором, а внешняя сторона 20 является касательной к окружности. На стороне 19 лмеются отверстия 2,, диаметр которых равен диаметру штифта 14. Расстояние от центра отверстия 21 до касательной стороны 20 равно соответствующему радиусу дуговой шкалы 13 на диске //. Вдоль касательной иа стороне 20 линейки L8 выполнена щель 22.
Устройство работает следующим образом.
В исходной станции Л асимметричная линейка 1 соответствующим лонеречным назом 3 надевается на штифт 15 дуговой шкалы 13 заданного радиуса, отверстие 16 штифта совмещается с концом станции на карте, и линейка / ирикренляется к карте через отверстие 8 иголкой. Г-образная лнгейка 18 отверстием 2/ соответствующего рад)1уса надевается на штифт 14. Аналогично устанавливается устройство на конечной станции D. На иромежуточиой станции В движок 6 надевается на асим,метричную .линейку 1 нутем заведения выстунов 9 в цродольньте лазы 4, .линия 7 движка 6 усташвливается на отсчет шкалы 5, соответствующий смещению щентра подземной платформы станции относительно центра назем ного вестибюля. Движок 6 с .помощью стонора W скрепляется с линейкой /. Отверстие 8 совмещается на карте с центром наземнОГо вестибюля и за1крепляется иголкой.
Линейка / ионеречными пазами 3 надевается на щтифты 15 диска 11, а Г-образные линейки 8 отверстиями 21 соответст:вующего радиуса - на штифты 14.
Сто.рона 20ирибора1на станции А скрепляется со стороной 20 прибора на станции В через щель 22 скользящей шнонкой 23. Скрепленные линейки .представляют собой касательную к двум кривым заданных ра.диусов и являются осью пути на перегоне. Аналогично устанавливаются устройства на других промежуточных станциях.
Угол поворота трассы определяется радиусом-в&ктором 19 по градусной шкале 12.
Кратчайшее расстояние трассы соответствует наименьшей сумме углов поворота, полученной методом вращения асимметричных линеек вокруг отверстий 8, скрепленных с центрами наземных вестибюлей промежуточных станций.
Направление продольной промежуточной оси .подземной станции фиксируют на ее кон:цах на карте иголками через отверстия 16.
Аналитически дирекционный угол последующей оси станции определяют цутем прибавления угла ново.рота трассык известному дирекционному углу предыдущей станции, пр.и этом угол поворота вправо сум;мируют со 3HaiKOM плюс, а угол поворота влево - со знаком минус.
Использование прибора для т.рассирования линий метрополитена на глубине заложения позволяет существенно сократить стоимость строительства. I,
изобретения
1.Устройство для разбивки железнодорожных кривых по авт. св. N° 477302, отличающееся тем, что, с целью определения оптимальных длин трассы между i:: нечными станциями, диски соединены ме;-;:ду собой линейкой, прикрепленной к шткс там, укрепленным на нулевых штрихах градусных шкал диоков.
2.Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что линейка прикреплена к одному из дисков средней частью, при этом на линейке нанесена шкала, нулевое деление которой совмещено с осью станции, а на свободном конце установлен бегунок с отверстием для .иглы.
Приоритет по п. 2.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИБОР ДЛЯ РАЗБИВКИ КРИВЫХ;::•,;.:, :;коЛ:л1А 1 | 1972 |
|
SU356460A1 |
Устройство для разбивки железнодорожных кривых | 1973 |
|
SU477302A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕШЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ЗАДАЧ | 1990 |
|
RU2028667C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КЕПЛЕРОВСКИХ ТОЧЕК И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В ПРОЕКЦИЯХ СФЕРЫ | 1990 |
|
RU2022357C1 |
Приспособление для разметки линий метрополитена | 1987 |
|
SU1567411A1 |
Приспособление для разметки дисковых кулачков автоматов | 1932 |
|
SU28029A1 |
Разметочное приспособление | 1985 |
|
SU1306737A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИНТЕРПОЛИРОВАНИЯ ГОРИЗОНТАЛЕЙ fИ НАКЛАДКИ ПИКЕТОВ | 1970 |
|
SU265469A1 |
Счетная линейка | 1980 |
|
SU911543A1 |
Дериватор | 1976 |
|
SU610684A1 |
Авторы
Даты
1979-08-30—Публикация
1976-09-01—Подача