Изобретение относится к способу разбивки на местности круговых кривых определенного радиуса при помощи трех переставных вешек, причем приспособление для такой разбивки состоит из алюминиевого диска (фиг. 1), покрашенного свинцовым суриком (лаковой краской), с отверстием 2 в центре, для надевания его на деревянные переносные вешки 3 (фиг. 2) с конусообразным железным наконечником 4 на одном конце для прочности и удобства установки вешки в землю (фиг. 3). На диске обозначены длина радиуса г в метрах самого диска и формула зависимости между хордой, а, радиусом круговой кривой R и радиусом диска г - а У2Яг.
Если разбить круговую кривую Т М радиуса R (фиг. 4) от начала кривой TI на равные дуги, стягиваемые хордами О} провести большие хорды Г, В, АГ, ВМ и т. д.; в концах хорд а построить окружности радиуса г, касательные к большим хордам Т, В, АГ, ВМ, и т. д., то из прямоугольного треугольника АВБ можно получить
а г2-4-А 2
и из прямоугольного треугольника АБО AB + R - (R - r)2 2Rr - r
или
АБ /2Rr - r и «2 2Rr
или
Из равенства прямоугольных треугольников при начале кривой с общей гипотенузой 7 А можно заключить, что малая окружность радиуса г будет касательна к продолжению прямой НТ. Рассматривая фиг. 4, как план разбиваемой круговой кривой радиуса R, а малые окружности радиуса г как горизонтальную проекцию диска / на плане, можно притти к следующему способу детальной разбивки круговых кривых на местности. Приложив один конец стальной рулетки к точке Т, началу кривой, ставят на другом конце длины хорды а (по рулетке) вешку с надетым диском в отвесное положение (по отвесу) в точку А. Это случится в тот момент, когда, находясь на продолжении прямой HTi, можно видеть, что левый край диска будет находиться против оси вешки, выставленной в точке Т, и одновременно лежать в вертикальной плоскости, проходящей через прямую НТ. В этот момент следует прочно установить в землю первую вешку с диском в точке А, которая будет первой точкой разбиваемой кривой. Затем берут вторую вешку с надетым таким же диском и
переходит далее на длину хорды а в точку В и ставят ось вешки с диском в вертикальной плоскости, проходящей через правый край диска предыдущей вешки и ось вешки в точке Tl. В этом положении прочно закрепляют вторую вешку с диском; это будет вторая точка разбиваемой кривой. Затем берут третью вешку с третьим таким же диском и переходят на длину хорды а; задний конец рулетки прикладывают к земле (сбоку поставленной вешки) в точке В и в конце хорды а устанавливают третью вешку с диском в вертикальной плоскости, проходящую через правый край диска предыдущей вешки В и ось вешки в точке А. Закрепляют вешку в точке Г. Это будет третья точка круговой кривой. Затем первую вешку с диском из точки А переносят в четвертую точку, а на место взятой вешки забивают предварительно неглубоко деревянный колышек, длиной примерно 30 . Путем переноса задних вешек с дисками работа по разбивке круговой кривой продолжается до тех пор, пока не дойдут до середины кривой (биссектрисы), обычно выставляемой при изыскании трассы. Точно на биссектрису выйти нельзя, так как получится некоторая „невязка БК (фиг. 5), которую следует разбросать на все разбитые точки кривой пропорционально порядковому номеру .точки от начала кривой Т. Величина невязки на каждую точку будет
БК
N с, где БК - общая невязка, и
число разбитых точек круговой кривой, ,N - порядковый номер точки круговой от начала 7.
Работа /по разбивке производится тремя вешками и тремя дисками. Недостаток этого способа состоит в том, что ошибка при построении точек круговой кривой накапливается, так как каждая последующая точка строится в зависимости от предыдущей. Тем не менее, развязка невязки выносом точек на идеальную кривую (фиг. 5), по направлению радиуса кривой, дает возможность с достаточной для практических целей точностью сделать детальную разбивку круговой кривой. Чтобы перенести точку
на идеальную кривую при уничтожении невязки поступают так: протягивают рулетку к соседним точкам, несколько сантиметров прибавляют к длине большой хорды, берут рулетку точно за середину и равномерно натягивают. В вершине ставят кол и получают направление радиуса R круговой кривой, по которому и перебивают колышек кривой на величину ее невязки, или направление берут на-глаз.
Одним комплектом дисков можно разбивать круговые -кривые любых радиусов, что видно из прилагаемой таблицы:
Предмет изобретения.
1.Способ разбивки на местности круговых кривых любых радиусов, отличающийся тем, что вдоль разбиваемой кривой устанавливают на определенных расстояниях вешк таким образом, чтобы при трех смежных вешках прямая, соединяющая две крайние вешки, была касательна к горизонтальному диску, насаженному на среднюю вешку.
2.При осуществлении способа по п. 1 окраска надеваемых на вешки дисков в яркий цвет, отличающийся от цвета окружающей среды.
3.При осуществлении способа по п. 1 установка вешек одна от другой на расстояниях, равных корню Квадратному из удвоенного произведения радиуса разбиваемой круговой кривой и радиуса устанавливаемых на вешках дисков. к авторскому свидетельству Г. В. Третьякова № 49288
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шаблон для разбивки на местности круговых кривых по способу касательных и биссектрис | 1932 |
|
SU33698A1 |
Прибор для разбивки кривых | 1937 |
|
SU50961A1 |
СПОСОБ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 1999 |
|
RU2170297C2 |
Прибор для разбивки кривых на местности | 1930 |
|
SU31141A1 |
Прибор для разбивки закруглений в натуре | 1937 |
|
SU56648A1 |
Инструмент для разбивки кривых | 1960 |
|
SU141640A1 |
Устройство для вычерчивания лекальных кривых | 1990 |
|
SU1805067A1 |
СПОСОБ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ | 2015 |
|
RU2587770C1 |
Прибор для съемки плана и профиля маршрута | 1923 |
|
SU1706A1 |
Трасса автомобильной или железной дороги | 1990 |
|
SU1838495A3 |
Фиг
Фиг.З
ч
.
сЬиг:
сЬипб
.,0
Авторы
Даты
1936-08-31—Публикация
1936-04-03—Подача