Устройство для защиты тягового электродвигателя постоянного тока Советский патент 1976 года по МПК B60L3/04 

Описание патента на изобретение SU501905A1

1

Изобретение относится к преобразовательной технике и предназначено для защиты двигателей электроподвижного состава постоянного тока в режиме импульсного регуперативно-реостатпого торможения.

Известно устройство для защиты тягового электродвигателя постоянного тока в режиме электрического торможения, содержащее подключенные параллельно обмотке якоря тягового электродвигателя последовательные цепи, в одну из которых включены линейный контактор, тиристорный прерыватель и обмотка возбуждения, а в другую вспомогательный тиристор и тормозной резистор, и содержащее также блокирующий диод, включенный по направлению протекания тормозного тока, обратный диод, резистор поля и быстродействующий контактор, зашунтированный стабилизирующим сопротивлением.

Недостатком известного устройства является необходимость применения сложного в изготовлении двухполюсного быстродействующего контактора, который должен иметь надежную электрическую изоляцию между обоими своими контактами, включенными в разнопотенциальные точки силовой электрической схемы.

Цель изобретения - повышение эффективности защиты тягового электродвигателя постоянного тока, .работающего в генераторном

а

режиме с независимым регулированием магнитного потока во всем диапазоне скоростей торможения, повышение эффективности устройства в работе за счет обычного быстродействующего контактора и обеспечение в любом аварийном случае гашения поля двигателя.

Это достигается тем, что быстродействующий контактор включен между общей точкой

соединения тормозного резистора, обмотки возбуждения и катода блокирующего диода и обмоткой якоря, анод обратного диода соединен с точкой соединения быстродействующего контактора и обмотки якоря тягового

электродвигателя, а катод - с точкой соединения тиристорного прерывателя и обмотки возбуждения, и резистор ноля подключен параллельно обратному диоду. На чертеже приведена электрическая схема предлагаемого устройства.

В цепь рекуперации тока обмотки 1 якоря включен блокирующий диод 2. Быстродействующий контактор 3, шунтированный стабилизирующим резистором 4, включен между

обмоткой 1 якоря и обмоткой 5 возбуждения. Тормозной резистор 6 вместе со вспомогательным тиристором 7 включен параллельно обмотке 1 якоря и быстродействующему контактору 3. Резистор 8 ноля, шунтированный

обратным диодом 9, включен параллельно

обмотке 5 возбуждения и быстродействующему контактору 3. Линейный контактор 10 подключает тиристорный прерыватель И параллельно всему двигателю.

Устройство работает следующим образом.

При недопустимом увеличении якорного тока как вследствие срыва тиристорного прерывателя И, так и вследствие электрического пробоя силовой схемы на землю, обязательно срабатывает быстродействующий контактор 3 и размыкает свой контакт. Отключаясь, быстродействующий контактор 3 с помощью своих блок-контактов, имеющихся в схеме управления (на чертеже не показаны), подает сигнал на управляющий электрод вспомогательного тиристора 7, а также размыкает цепь питания электропневматического вентиля привода линейного контактора

10и прерывает подачу импульсов управления в тиристорный прерыватель 11.

Если увеличение якорного тока произощло из-за срыва прерывателя И, то при размыкании быстродействующего контактора 3 сразу же начинается затухание тормозного процесса из-за спадания тока в обмотке 5 возбуждения, к которой прикладывается в обратном направлении напряжение, возникающее на стабилизирующем резисторе 4. Последующее одновременное размыкание линейного контактора 10, отпирание вспомогательного тиристора 7 и прекращение подачи импульсов управления в тиристорный прерыватель

11приводят к изменению направления тока в обмотке 5 возбуждения, который замыкается по цепи: обмотка 1 якоря, вспомогательный тиристор 7, тормозной резистор б, обмотка 5 возбуждения, резистор 8 поля, обмотка 1 якоря - и сам обеспечивает размагничивание тягового электродвигателя.

При пробе силовой электрической схемы на землю, который может произойти в момент запертого состояния тиристорного прерывателя 11 в высокопотенциональной точке, связанной с источником литания, после размыкания быстродействующего контактора 3 сразу же происходит размагничивание двигателя по цепи: обмотка 1 якоря, земля, блокирующий диод 2, обмотка 5 возбуждения, резистор 8 поля, обмотка 1 якоря. Одновременно так же, как и в случае срыва тиристорного прерывателя 11, прекращается подача импульсов управления к самому тиристорному прерывателю, размыкается линейный контактор 10, и подается импульс на управляющий электрод вспомогательного тиристора 7, хотя эта последняя операция не является 5 обязательной.

Стабилизирующий резистор 4, облегчая работу быстродействующего контактора 3, уменьщает перенапряжение, возникающие на не.м в момент разрыва силовой цепи. Блокирующий диод 2 необходим для исключения возможности закорачивания источника питания в момент открытого состояния тиристорного прерывателя 11 или вспомогательного тиристора 7. Обратный диод 9 обеспечивает

5 замыкание энергии, накопленной в обмотке 5 возбуждения во время закрытого состояния тиристорного прерывателя 11 и, способствует уменьшению пульсаций тока ка.к в обмотке возбун дения, так и в цепи обмотки якоря.

Предмет изобретения

Устройство для защиты тягового электродвигателя постоянного тока, преимущественно в режиме электрического торможения, содержащее подключенные параллельно обмотке якоря тягового электродвигателя последовательные цепи, в одну из которых включены линейный контактор, тиристориый прерыватель и обмотка возбуждения, а в другую - вспомогательный тиристор и тормозной резистор, и содержащее также блокирующий диод, включенный по направлению протекания тормозного тока, обратный диод, резистор

5 поля и быстродействующий контактор, защуитированный стабилизирующим сопротивлением, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности защиты двигателя постоянного тока, работающего в генераторном режиме при независимом регулировании магнитного потока во всем диапазоне скоростей торможения, быстродействующий контактор включен между общей точкой соединения тормозного резистора, обмотки возбуждения и катода блокирующего диода и обмоткой якоря, анод обратного диода соединен с точкой соединения быстродействующего контактора и обмотки якоря тягового электродвигателя, а катод - с точкой соединения

тиристориого прерывателя и обмотки возбуждения, и резистор поля подключен параллельно обратному диоду.

Похожие патенты SU501905A1

название год авторы номер документа
Электропривод подвижного состава 1975
  • Бегагоин Эдуард Иосифович
  • Пинский Вилен Ильич
  • Рябчевский Анатолий Константинович
  • Сулейманов Рашид Яхъевич
  • Шарнецкий Витольд Эдуардович
SU538920A1
Устройство для управления тяговым электродвигателем транспортного средства 1990
  • Трегубов Юрий Викторович
  • Беличенко Анатолий Иванович
  • Слынько Валерий Иванович
  • Воробьев Анатолий Алексеевич
  • Мицная Нина Дмитриевна
SU1761561A1
Устройство для импульсного регулирования частоты вращения тягового электродвигателя 1976
  • Иоспа Залман Савельевич
  • Каяри Енн Паулович
  • Феоктистов Валерий Павлович
  • Чаусов Олег Георгиевич
SU564190A1
Устройство для импульсного регулирования скорости тяговых электродвигателей подвижного состава 1975
  • Хоменко Анатолий Иосифович
  • Рябцев Геннадий Георгиевич
SU541693A1
Устройство для импульсного регулирования тягового электродвигателя постоянного тока 1979
  • Иоспа Залман Савельевич
  • Каяри Енн Паулович
  • Феоктистов Валерий Павлович
  • Чаусов Олег Георгиевич
  • Чуверин Юрий Юрьевич
SU866677A1
Устройство для управления сериеснымэлЕКТРОдВигАТЕлЕМ пОСТОяННОгО TOKA 1978
  • Чаусов Олег Георгиевич
  • Каяри Энн Паулович
  • Бегагоин Эдуард Иосифович
  • Пинский Вилен Ильич
  • Шредер Игорь Борисович
SU849397A2
Электропривод 1980
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Боголюбов Юрий Сергеевич
  • Шевцов Юрий Александрович
  • Рогов Александр Николаевич
SU944042A1
Электропривод транспортного средства 1983
  • Ефремов Иван Семенович
  • Коськин Олег Алексеевич
  • Суслов Борис Ефимович
  • Зотов Павел Васильевич
SU1106001A1
Устройство для управления сериесным электродвигателем постоянного тока 1976
  • Бегагоин Эдуард Иосифович
  • Пинский Вилен Ильич
  • Рябчевский Анатолий Константинович
  • Сулейманов Рашид Яхъевич
  • Храмцов Владимир Николаевич
SU647822A1
Устройство для регулирования сериесного электродвигателя постоянного тока 1976
  • Бегагоин Эдуард Иосифович
  • Пинский Вилен Ильич
  • Рябчевский Анатолий Константинович
  • Сулейманов Рашид Яхьевич
SU612371A1

Иллюстрации к изобретению SU 501 905 A1

Реферат патента 1976 года Устройство для защиты тягового электродвигателя постоянного тока

Формула изобретения SU 501 905 A1

SU 501 905 A1

Авторы

Пинский Вилен Ильич

Рябчевский Анатолий Константинович

Шарнецкий Витольд Эдуардович

Шредер Игорь Борисович

Эзитис Дайнис Адольфович

Даты

1976-02-05Публикация

1974-05-27Подача