биля в момент аварии при возникновении аварийных нагрузок.
Современные нормы -безопасности пас- саж.иров предъявляют особые требования к замкам. Ротор и фиксатор замка не должны рааьединяться в момент аварии при 1ОздейстБнн на них поперечной нагрузки до 9О7 кг на рабочем зубе я 454 кг на предохранительном зубе храповика и продольной нагрузки соответственно -1134к .и 454 кг. В момент удара зуб ротора, несмотря на заблохнрсжанный храповой механизм, выходит из зацепления с зубом фиксатора, и дверь самопроизвольно открьтается. Это происходит потому,, что в момент удара (аварщ) под действием поперечных нагрузок в точке контакта .ротора и фиксатора возникает сила реакции (8), направленная к центру кривизны зуба ротора. Эту силу можно разложить на две составляаощие, одна из которых {R,) не оказывает вредного влияния на работу замка, ибо действует в направлении, противоположном, действию поперечной нагрузки, и уравнсмзешивает ее. Другая составляющая (Rj) направлена вдоль оси петель и стремится вывести ротор из зацепления сзубом фиксатора.
Как очевидно, действие выталкивающей составляющей (R), зависит от величины силы реакции {R) и угла ее наклона по отношению к оси петель. Решающим фактором, определяющим величину выталкивающего усилия составляющей (Rj), является угол наклона силы реакции (R), который в свою очередь зависит от сопряжения контактирующих поверхностей ротора и фиксатора.
Форма сопряжения контактирующих поверхностей ротора и фиксатора известног- заика, {иными словами, их кривизна) пдкова,. что наклона силы реакции (R)i,, а, cJief OBaTenbHO, и величина ее вреной сос 1 8вляющей (R .), оказываются значительно, больше, чем силы сцепления (сила трения Ь контактирующих поверхностей ротора и фиксатора, удерживающих замок в закрытом состоянии, в результате чего и происходит самопроизвольное открывание замка даже при заблокированном храповом механизме.
Это подтверждается результатами испытаний известного замка, проведенными в лаборатории А/О ФИАТ.
Цель изобретения - повышение надежности Замка и гредотвраи1ение его самопроизвольного о-ткрывания при возникновении аварийных поперечных нагрузок.
Это дости гается тем,что участок запиряюшог зуба фиксоторв, ограиичонный
точками предварительного и окончате шиого закрывания двери, выполнен 91рейпоч титвльно параллельным оси петель двери с допустимым отклонением, не превышающим величины угла трения контактирующих поверхностей ротора и фиксатора;
Соблюдение этого условия позволяет направить силу реакции (R) так, чтобы ее направление совпадало с направлением открьгоания двери, либо направить ее под
таким углом к направлению открывания двери, который не будет превышать угла трения контактируюшях поверхностей зуба ротора и фиксатора,
В обоих случаях кривизна сопрягаемых псжерхностей зуба ротора и фиксатора обеспечивает надежную фиксацию замка, даже при значительном увеличении аварийной поперечной нагрузки, выходящей за пределы допустимых норм.
На фиг. 1 показан замок для двери автомобиля, вид со стороны храпового меха- .низмаг.на фиг. 2 - разрез замка и фиксатора по оси валика; на фиг. 3 - фиксатор замка, вид со стороны стойки i &epaoro проема; на фиг. 4 схема разложения сил в положении предохранительного зуба на -фиг. 5 - то же, в положениях рабочего зуба; на фиг. 6 - построение профилей контактирующих поверхностей зуба ротора и зуба фиксатора замка,
Замок для двери автомобиля имеет металлический штампованный корпус 1 с отверстиями 2 для крепления к панели двери (на чертеже не показана). В корпусе 1 на общем валике 3 устанЛлены ротор 4 с зубьями 5 и 6, храповик 7, подпружиненный пружиной 8, и опорная щайба 9, причем ротор 4 и храповик 7 закреплены на валике 3 жестко.
о
В корпусе 1 на другом валике 10 установлен двуплечий качающийся рычаг 11 наружного привода со спиральной пружиной 12, Верхний конец 13 рычага 11 кинематически связан с наружной ручкой двери (на чертеже не показано), а на его нижнем конце выполнена собачка 14. В фиксированных положениях замка собачка, поддерживаемая пружиной 12, находится в зацеплении с рабочим 15 или предохранительным 16 зубьями храповика 7 и обеспечивает блокировку ротора 4.
Кроме того, в корпусе 1 смонтированы щеколда 17 и рычаг 18 внутреннего привода, который одним плечом взаимодействует с рычагом 11 Haiw KiJOro привода, а другим плечом обеспечивает кнкематнческув: свяиь с BiiyTpeuueii р.учкой .чБго ч5обиля (на не Г .)к,ч:;,1ис), Собранный замок крепится к двери автомобиля обычным способом, например ви тами. На стойке дверного проема (на чертеж не показано) жестко крепится фиксатор 19 (см.фиг. З), с которым входитвв зацепление ротор 4 замка. Фиксатор 19 представляет собой пластину, отштампсжанную из листовой стали, и имеет привалочную поверхность 20 с от верстиями 21 для крепления фиксатора к стойке дверного проема, а также рабочую псжерхность 22. Обе эти поверхности удалены друг от друга так, что между ними образуется полость, в которую входит ротор 4 при закрывании двери. На рабочей поверхности 22 фиксатора 1 выполнен фасонный вырез 23, нижняя кром ка которого образует впадину 24 и запирающий зуб 25 фиксатора. Этот зуб тлеет наружную кромку а, .торцовую кромку ц рабочую кромку 6, которая сопрягается с впадиной 24 фиксатора. Над верхней кромкой фасонного выреза 2 3 фиксатора закреплен скользящий в горизонтальной плоскости клиновой сухарь 26, поджатый пружиной 27,. В закрытом положении замка сухарь 26 своей клиновой частью контактирует с опорной шай:бой 9, установленной на общем валике 3 с ротором 4, предотвращая вертикальные колебания .;1вери автомобиля. Профиль рабочей кромки зуба 25 фиксатора выполняется так, чтобы угол ( f ) между осью петель и линией, проходящей через точку контакта (С) и центр кривизны (о) зуба ротора, в фиксирсжанных положениях замка был больще или, по крайней мере, равен прямому углу (9О) за вычетом угла трения ( Р ) контактирующих псжерхностей ротора и фиксатора. Выполненный согласно этому условию профиль рабочей кромки зуба 25 фиксатора обеспечивает оптимальный наклон силы реакции (R), а, следовательно, надежность в работе замка. Замок работает следующим образом. При закрьтании двери ротор 4 приближается к фиксатору 19 и его первый зуб 5 входит в контакт с наружной кромкой запирающего зуба 25 фиксатора. При этом ротор проворачивается и его второй зуб 6 входит во впадину 24 фасонного выреза 23 фиксатора. Собачка 14 рычага 11 наруж ного привода заскакивает за предохрани,тельный зуб 16 храповика 7 и блокирует ротор 4 в первом фиксированном положении (положение предохранительного зуба), В твком иоложеипр замка дверь .закрыта, НО все же имеет люфт в поперечном направлении, вызывая при движении стук, предупреждающий о неполном закрьгоании двери. Дверь закрита полностью тогда, когда собачка 14 рычага 11 наружного привода ВХОДИТ в зацепление с рабочим зубом 15 храповика 7, что соответствует второму ,фиксированн(Ж1у положению замка (положению рабочего зуба). В. этом положении зуб 6 ротсра 4 полностью входит во впадину 24 фикЙатОра, дверь плотно закрыта и не имеет поперечных колебаний. ; При закрьгоаниидверей опорная шайба 9 |вступает в контакт с клиновой поверхно стью сухаря 26, который под действием пружины 25 удерживает дверь от вертикальных колебаний. В закрытом положении замка зуб 6 ротора 4 всегда прижат к рабочей кромке -fc зуба 25 фиксатора так, что между ними :обеспечен постоянный контакт, в силу чего возникающая при аварии поперечная нагрузка и ее реакция всегда будут передавать1СЯ с ротора 4 на фиксатор 19 через эту точку. Если профиль рабочей кромки/6 зуба 2 5 фиксатора или профиль контактирующего ;зуба 6 ротора 4 выполнены в соответствии ic условиями предлагаемого изобретения, то iнаправление силы реакции (R) образует с направлением оси петель угол ( ), который больше или, по крайней мере, равен величине 90°- Р , где Р - угол трения контактирующих поверхностей ротора и фиксатора. Ф. ормула изобретения Замок для двери автомобиля, содержащий смонтированные на общем валике поворотный зубчатый ротор, взаимодействующий с закрепленным на стойке проема двери фиксатором, имеющим фасонный вырез, образующий запирающий зуб, опорную шайбу, контактирующую с подпружиненным сухарем фиксатора, храповик и рычаги привода, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности замка и предотвращения его самопроизвольного от- « крывания при возникновении аварийных поперечных нагрузок, участок запирающего зуба фиксатора, ограниченный точкактн продварительного н окончательного закрывания двери, выполнен предпочтительно плрачлол ;. ЗОИ петель двери с дО1т стимы г отклонением, не пр€ВЫ1)аю1Ли т величины угла трения контчктируюших 1 отзерхп.стей jioro- I 1 /5 6 us.f
22
. 2 Ось петель l r Sjtewe omKfM Jfmfn S9eflo Фиг. Направление аткрыбаний ддери Фиг. Ось петель Направление открывания ддери Ось петель
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Замок для двери автомобиля | 1974 |
|
SU539132A1 |
Замок для двери автомобиля | 1981 |
|
SU1053333A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЛОКИРОВКИ ЗАМКА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДВЕРИ | 1996 |
|
RU2119033C1 |
ЗАМОК С ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ ДВЕРИ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ | 2008 |
|
RU2386770C2 |
ЗАДВИЖКА БОКОВОЙ ДВЕРИ АВТОМОБИЛЯ | 2006 |
|
RU2401372C2 |
ЗАМОК ДЛЯ ДВЕРИ АВТОМОБИЛЯ | 2003 |
|
RU2239034C1 |
ЗАМОК | 2005 |
|
RU2339781C1 |
ДВЕРНОЙ ЗАМОК | 1992 |
|
RU2049212C1 |
ЗАМОК С ДОВОДЧИКОМ ДВЕРИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2019 |
|
RU2725123C1 |
Замок с выключателем системы сигнализации о незапертой двери автомобиля | 1990 |
|
SU1726716A1 |
б
Авторы
Даты
1976-03-25—Публикация
1972-07-06—Подача