1
Изобретение относится к судовождению, в частности к приборам для автоматического указания места судна на карте.
Известен прибор для счисления пути судна на форватере, содержащий картопротяжной механизм с картой-лентой и электроприводом, а также датчики числа оборотов гребных валов.
Недостатком известного прибора является низкая точность счисления пути судна при переменных ходах, которая вызвана наличием в составе картопротяжного механизма механического интегратора.
Целью изобретения является повышение точности счисления.
Цель достигается тем, что прибор снабжен системой автоматического управления электроприводом, имеющей функциональный и корректирующий блоки и реверсивное счетное устройство, причем на входе функционального блока установлены коммутирующие реле, управляемые генератором импульсов через триггер, а выход каждого реле подключен через диод к входу «+ реверсивного счетного устройства, выход которого замкнут на вход делителя частоты и далее через переключатель масштаба карты, формирователь длительности выходных импульсов и усилитель .мощности - к электроприводу, а корректирующий блок содержит генератор импульсов коррекции скорости хода от течения, снабженный ручным управлением, а также переключателем, подключаемым при попутном течении на вход «+, а при встречном чен через диод к входу «+, а при встречном течении на вход «- реверсивного счетного устройства и корректор нелинейности скорости хода от оборотов гребных валов, являющийся функциональным преобразователем частоты импульсов, вход которого подключен к входу «- реверсивного счетного устройства, а также тем. что прибор снабжён корректором скорости на мелководье, выполненным в виде функционального преобразователя частоты импульсов, вход которого подключен через коммутирующее реле к выходу цепи датчиков гребных валов, а выход - на вход «- реверсивного счетчика импульсов, причем коммутирующее реле управляется запоминающим триггером, включаемым и выключаемым в местах начала и конца района .мелководья с помощью прикрепленных к карте полосок фольги, замыкающих контактное устройство.
На фиг. 1 изображен картопротяжный механизм; на фиг. 2 - функциональная схема системы автоматического управления электроприводом картопротяжного механизма.
Картопротяжный механизм (см. фиг. 1) состоит из ведущего валика 1, связанного посредством муфты 2 сцепления с электроприводом 3 и с помощью трансмиссии 4 с наматывающим валиком 5. Карта-лента 6 установлена между ведущим валиком 1, сматывающим валиком 7, промежуточным валиком 8 и подпружиненным ведомым валиком 9. Плита из оргстекла с визиром 10 снабжена ручным корректором 11. На карте-ленте 6 установлены полоски 12 из фольги, замыкающие контактное устройство 13.
Система автоматического управления электроприводом картопротяжного механизма (см. фиг. 2) содержит в своем составе фуикцнональны блок, состоящий из коммутирующего реле 14 с контактами 15, 16, подключенными к выходам датчиков 17, 18 оборотов гребных валов, управляемого генератором 19 импульсов через триггер 20. Контакты 15 и 16 реле 14 подсоединены к реверсивНО.МУ счетному устройству 21 через диод 22, а на выходе реверсивного счетного устройства 21 подсоединены последовательно делитель 23 частоты, переключатель 24 масштаба карты, формирователь 25 длительности выходных импульсов и усилитель 26 мощности, вход которого соединен с электроприводом 3; корректирующий блок, состоящий из генератора 27 импульсов коррекции скорости хода от течения с ручным регулятором 28, подсоединенного через переключатель 29 и диоды 30,31 к входам «+ и «- счетного устройства 21 соответственно, а также из корректора 32 нелинейной скорости хода и корректора 33 скорости на мелководий, соединенных со входами устройства 21 через контакты 34 и 35 коммутирующего реле 36, управляемого запоминающим триггером 37.
Прибор работает следующим образом.
Импульсы напряжения, возникающие при каждом обороте гребного -.ала на выходе датчиков 17, 18, проходят поочередно с интервалом 30 сек через контакты 15, 16 реле 14, через диод 22 на вход «-f реверсивного счетного }стройства 21. Одновременно эти же ..сы поступают через контакты 34 и 35 реле 36 на корректоры 32 и 33 скорости. Корректор 32, принимая на свой вход импульсы с частотой f, вырабатывает импульсы с частотой ()- Функция fi представляет собой зависимость скорости УС судна от числа оборотов в минуту (п) гребных валов, т. е.
. Выходной сигнал корректора 32 посп
тупает на вход «- реверсивного счетного устройства 21, уменьшая количество импульсов на его входе на задаваемую корректором 32 величину.
При входе судна в район мелководья укрепленная на карте-ленте 6 полоска 12 фольгн замыкает контактное устройство 13, включая запоминающий триггер 37, который через контакт 35 реле 36 подключает корректор 33 скорости на мелководьи, -вырабатывающий сигналы с частотой (Pi), где /2
f/c на мелководый
Этот сигнал поступает
на ВхХод «- реверсивного счетного устройства 21.
В зависимости от движения судна (по течению или против него) импульсы генератора 27, управляемого ручным регулятором 28, через переключатель 29 поступают на входы
«-f или «- устройства 21 через диоды 30 и 31 соответственно.
Поступающие ia вход электропривода 3 сигналы приводят в движение ведущий валик 1 картопротяжного механиз.ма (см. фиг.
1). Индикатором прибора является экран, образуемый картой-лентой 6, который пересекается визиром 10. Визир 10 можно перемещать вручную по вертикали с помощью корректора 11.
Применяемая в приборе карта-лента 6 построена таким образом, что форватер (судовой ход) представляет собой вертикальную, почти прямую, линию, сохраняющую линейный масштаб на всем протяжении. Места поворота речного русла обозначены стрелками с указанием угла поворота в градусах. Для работы прибора необходимо установить в нем сматывающий валик 7 с намотанной на нем картой-лентой 6 предстоящего
перехода. Свободный конец карты перебрасывают через промежуточный валик 8 и протягивают карту по лицевой стороне между ведущи.м 1 и ведомым 9 валиками. Свободный конец карты вставляют в прорезь наматывающего валика 5 и закрепляют ее на нем двумя-тремя оборотами, после чего устанавливают валик на место. Затем устанавливают плиту с визиром. 10 и контактным устройством 13 в среднее положение, а замыкателн включают в цень ревуна и коррек-. тора скорости на мелководьи. Выключив муфту 2 сцепления, подводят место отхода судна на карте нод визир, выбирая одновременно слабину карты, вращая валики 1 и 7.
При обратном движении судна меняют валики 7 н 5 местами.
Формула изобретения
1. Прибор для счисления пути судна на фарватере, содержащий картопротяжный механизм с картой-лентой и электроприводом, а также датчики числа оборотов гребных валов, отличающийся тем, что, с целью повышення точности счисления, он снабжен системой автоматического управления электроприводом, и.меющей функциональный и корректирующий блоки и реверсивное счетное устройство, причем на входе функционального блока установлены коммутирующие реле, управляемые генератором импульсов через триггер, а выход каждого реле подключен через днод к входу «-т- реверсивного счетного устройства, выход которого замкнут на вход делителя частоты и далее через
переключатель масштаба карты, формирователь длительности выходных импульсов и усилитель мощности к электроприводу, а корректирующий блок содержит генератор импульсов коррекции скорости хода от течения, снабженный ручным управлением, а также переключателем, подключаемым при попутном течении на вход «+, а при встречном течении - на вход «- реверсивного счетного устройства, и корректор нелинейности скорости хода от оборотов гребных валов, являющийся функциональным преобразователем частоты ттмгпльсов, выход которого подключен к входу «- реверсивного счетного устройства.
2. Прибор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью коррекции скорости перемещения карты на участках мелководья, он снабжен корректором скорости на мелководье, выполненным в виде функционального преобразователя частоты импульсов, вход которого подключен через коммутирующее реле к выходу цепи датчиков гребных валов, а выход- на вход «- реверсивного счетчика импульсов, причем коммутирующее реле управляется запоминающим триггером, включаемым и выключаемым з местах начала и конца района мелководья с помощью прикрепленных к карте полосок фольги, замыкающих контактное устройство.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИБОР ДЛЯ СЧИСЛЕНИЯ ПУТИ СУДНА НА ФАРВАТЕРЕ | 1973 |
|
SU404700A1 |
ПРИБОР ДЛЯ СЧИСЛЕНИЯ ПУТИ СУДНА НА ФАРВАТЕРЕ | 1973 |
|
SU368112A1 |
ЦИФРОВОЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ДЛЯ РЕВЕРСИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ | 1990 |
|
RU2105342C1 |
Устройство для определения веса сыпучего материала, перемещаемого конвейером | 1988 |
|
SU1527510A2 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ПОДДИАПАЗОНОВ МНОГОПРЕДЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ | 1972 |
|
SU423239A1 |
Устройство для управления регулируемым преобразователем переменного напряжения в переменное | 1990 |
|
SU1739452A1 |
Устройство измерения угла опережения впрыска топлива дизеля | 1984 |
|
SU1229413A1 |
Устройство для контроля и регистрации маневров главного судового двигателя | 1982 |
|
SU1071529A1 |
Автопрокладчик | 1977 |
|
SU695331A1 |
Универсальный измеритель соотношения линейных скоростей | 1972 |
|
SU451009A1 |
ФигЛ
Авторы
Даты
1976-04-30—Публикация
1974-03-20—Подача