Прибор для счисления пути судна на фарватере Советский патент 1976 года по МПК B63B49/00 

Описание патента на изобретение SU512109A1

1

Изобретение относится к судовождению, в частности к приборам для автоматического указания места судна на карте.

Известен прибор для счисления пути судна на форватере, содержащий картопротяжной механизм с картой-лентой и электроприводом, а также датчики числа оборотов гребных валов.

Недостатком известного прибора является низкая точность счисления пути судна при переменных ходах, которая вызвана наличием в составе картопротяжного механизма механического интегратора.

Целью изобретения является повышение точности счисления.

Цель достигается тем, что прибор снабжен системой автоматического управления электроприводом, имеющей функциональный и корректирующий блоки и реверсивное счетное устройство, причем на входе функционального блока установлены коммутирующие реле, управляемые генератором импульсов через триггер, а выход каждого реле подключен через диод к входу «+ реверсивного счетного устройства, выход которого замкнут на вход делителя частоты и далее через переключатель масштаба карты, формирователь длительности выходных импульсов и усилитель .мощности - к электроприводу, а корректирующий блок содержит генератор импульсов коррекции скорости хода от течения, снабженный ручным управлением, а также переключателем, подключаемым при попутном течении на вход «+, а при встречном чен через диод к входу «+, а при встречном течении на вход «- реверсивного счетного устройства и корректор нелинейности скорости хода от оборотов гребных валов, являющийся функциональным преобразователем частоты импульсов, вход которого подключен к входу «- реверсивного счетного устройства, а также тем. что прибор снабжён корректором скорости на мелководье, выполненным в виде функционального преобразователя частоты импульсов, вход которого подключен через коммутирующее реле к выходу цепи датчиков гребных валов, а выход - на вход «- реверсивного счетчика импульсов, причем коммутирующее реле управляется запоминающим триггером, включаемым и выключаемым в местах начала и конца района .мелководья с помощью прикрепленных к карте полосок фольги, замыкающих контактное устройство.

На фиг. 1 изображен картопротяжный механизм; на фиг. 2 - функциональная схема системы автоматического управления электроприводом картопротяжного механизма.

Картопротяжный механизм (см. фиг. 1) состоит из ведущего валика 1, связанного посредством муфты 2 сцепления с электроприводом 3 и с помощью трансмиссии 4 с наматывающим валиком 5. Карта-лента 6 установлена между ведущим валиком 1, сматывающим валиком 7, промежуточным валиком 8 и подпружиненным ведомым валиком 9. Плита из оргстекла с визиром 10 снабжена ручным корректором 11. На карте-ленте 6 установлены полоски 12 из фольги, замыкающие контактное устройство 13.

Система автоматического управления электроприводом картопротяжного механизма (см. фиг. 2) содержит в своем составе фуикцнональны блок, состоящий из коммутирующего реле 14 с контактами 15, 16, подключенными к выходам датчиков 17, 18 оборотов гребных валов, управляемого генератором 19 импульсов через триггер 20. Контакты 15 и 16 реле 14 подсоединены к реверсивНО.МУ счетному устройству 21 через диод 22, а на выходе реверсивного счетного устройства 21 подсоединены последовательно делитель 23 частоты, переключатель 24 масштаба карты, формирователь 25 длительности выходных импульсов и усилитель 26 мощности, вход которого соединен с электроприводом 3; корректирующий блок, состоящий из генератора 27 импульсов коррекции скорости хода от течения с ручным регулятором 28, подсоединенного через переключатель 29 и диоды 30,31 к входам «+ и «- счетного устройства 21 соответственно, а также из корректора 32 нелинейной скорости хода и корректора 33 скорости на мелководий, соединенных со входами устройства 21 через контакты 34 и 35 коммутирующего реле 36, управляемого запоминающим триггером 37.

Прибор работает следующим образом.

Импульсы напряжения, возникающие при каждом обороте гребного -.ала на выходе датчиков 17, 18, проходят поочередно с интервалом 30 сек через контакты 15, 16 реле 14, через диод 22 на вход «-f реверсивного счетного }стройства 21. Одновременно эти же ..сы поступают через контакты 34 и 35 реле 36 на корректоры 32 и 33 скорости. Корректор 32, принимая на свой вход импульсы с частотой f, вырабатывает импульсы с частотой ()- Функция fi представляет собой зависимость скорости УС судна от числа оборотов в минуту (п) гребных валов, т. е.

. Выходной сигнал корректора 32 посп

тупает на вход «- реверсивного счетного устройства 21, уменьшая количество импульсов на его входе на задаваемую корректором 32 величину.

При входе судна в район мелководья укрепленная на карте-ленте 6 полоска 12 фольгн замыкает контактное устройство 13, включая запоминающий триггер 37, который через контакт 35 реле 36 подключает корректор 33 скорости на мелководьи, -вырабатывающий сигналы с частотой (Pi), где /2

f/c на мелководый

Этот сигнал поступает

на ВхХод «- реверсивного счетного устройства 21.

В зависимости от движения судна (по течению или против него) импульсы генератора 27, управляемого ручным регулятором 28, через переключатель 29 поступают на входы

«-f или «- устройства 21 через диоды 30 и 31 соответственно.

Поступающие ia вход электропривода 3 сигналы приводят в движение ведущий валик 1 картопротяжного механиз.ма (см. фиг.

1). Индикатором прибора является экран, образуемый картой-лентой 6, который пересекается визиром 10. Визир 10 можно перемещать вручную по вертикали с помощью корректора 11.

Применяемая в приборе карта-лента 6 построена таким образом, что форватер (судовой ход) представляет собой вертикальную, почти прямую, линию, сохраняющую линейный масштаб на всем протяжении. Места поворота речного русла обозначены стрелками с указанием угла поворота в градусах. Для работы прибора необходимо установить в нем сматывающий валик 7 с намотанной на нем картой-лентой 6 предстоящего

перехода. Свободный конец карты перебрасывают через промежуточный валик 8 и протягивают карту по лицевой стороне между ведущи.м 1 и ведомым 9 валиками. Свободный конец карты вставляют в прорезь наматывающего валика 5 и закрепляют ее на нем двумя-тремя оборотами, после чего устанавливают валик на место. Затем устанавливают плиту с визиром. 10 и контактным устройством 13 в среднее положение, а замыкателн включают в цень ревуна и коррек-. тора скорости на мелководьи. Выключив муфту 2 сцепления, подводят место отхода судна на карте нод визир, выбирая одновременно слабину карты, вращая валики 1 и 7.

При обратном движении судна меняют валики 7 н 5 местами.

Формула изобретения

1. Прибор для счисления пути судна на фарватере, содержащий картопротяжный механизм с картой-лентой и электроприводом, а также датчики числа оборотов гребных валов, отличающийся тем, что, с целью повышення точности счисления, он снабжен системой автоматического управления электроприводом, и.меющей функциональный и корректирующий блоки и реверсивное счетное устройство, причем на входе функционального блока установлены коммутирующие реле, управляемые генератором импульсов через триггер, а выход каждого реле подключен через днод к входу «-т- реверсивного счетного устройства, выход которого замкнут на вход делителя частоты и далее через

переключатель масштаба карты, формирователь длительности выходных импульсов и усилитель мощности к электроприводу, а корректирующий блок содержит генератор импульсов коррекции скорости хода от течения, снабженный ручным управлением, а также переключателем, подключаемым при попутном течении на вход «+, а при встречном течении - на вход «- реверсивного счетного устройства, и корректор нелинейности скорости хода от оборотов гребных валов, являющийся функциональным преобразователем частоты ттмгпльсов, выход которого подключен к входу «- реверсивного счетного устройства.

2. Прибор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью коррекции скорости перемещения карты на участках мелководья, он снабжен корректором скорости на мелководье, выполненным в виде функционального преобразователя частоты импульсов, вход которого подключен через коммутирующее реле к выходу цепи датчиков гребных валов, а выход- на вход «- реверсивного счетчика импульсов, причем коммутирующее реле управляется запоминающим триггером, включаемым и выключаемым з местах начала и конца района мелководья с помощью прикрепленных к карте полосок фольги, замыкающих контактное устройство.

Похожие патенты SU512109A1

название год авторы номер документа
ПРИБОР ДЛЯ СЧИСЛЕНИЯ ПУТИ СУДНА НА ФАРВАТЕРЕ 1973
  • А. А. Бекмаи Управление Беломорско Онежского Пароходства
SU404700A1
ПРИБОР ДЛЯ СЧИСЛЕНИЯ ПУТИ СУДНА НА ФАРВАТЕРЕ 1973
  • А. А. Бекман Беломорско Оиежское Пароходство
SU368112A1
ЦИФРОВОЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ДЛЯ РЕВЕРСИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ 1990
  • Шичков Л.П.
RU2105342C1
Устройство для определения веса сыпучего материала, перемещаемого конвейером 1988
  • Жарков Виктор Яковлевич
  • Чураков Анатолий Яковлевич
  • Лазарев Михаил Ефимович
SU1527510A2
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ПОДДИАПАЗОНОВ МНОГОПРЕДЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ 1972
SU423239A1
Устройство для управления регулируемым преобразователем переменного напряжения в переменное 1990
  • Алтунин Борис Юрьевич
  • Асабин Анатолий Александрович
  • Чивенков Александр Иванович
  • Пестряева Людмила Михайловна
  • Соловьев Леонид Алексеевич
SU1739452A1
Устройство для контроля и регистрации маневров главного судового двигателя 1982
  • Балашов Александр Сергеевич
  • Булатов Владимир Сергеевич
  • Островская Галина Семеновна
  • Сиволодский Юрий Петрович
  • Щедров Александр Николаевич
SU1071529A1
Устройство измерения угла опережения впрыска топлива дизеля 1984
  • Борисенко Анатолий Николаевич
  • Соболь Валентин Николаевич
  • Зайончковский Валентин Николаевич
  • Заславский Ефим Григорьевич
  • Невяжский Георгий Яковлевич
  • Золотых Виталий Викторович
SU1229413A1
Автопрокладчик 1977
  • Былинский Л.В.
  • Гавриленко В.И.
  • Глумов И.Ф.
  • Денисов В.Ф.
  • Меер В.В.
SU695331A1
Универсальный измеритель соотношения линейных скоростей 1972
  • Кузьмин Иван Васильевич
  • Чинков Виктор Николаевич
  • Рябуха Виктор Трофимович
  • Канарский Валентин Филиппович
  • Блакитный Анатолий Маркович
SU451009A1

Иллюстрации к изобретению SU 512 109 A1

Реферат патента 1976 года Прибор для счисления пути судна на фарватере

Формула изобретения SU 512 109 A1

ФигЛ

SU 512 109 A1

Авторы

Бекман Альфред Андреевич

Даты

1976-04-30Публикация

1974-03-20Подача