ПРИБОР ДЛЯ СЧИСЛЕНИЯ ПУТИ СУДНА НА ФАРВАТЕРЕ Советский патент 1973 года по МПК B63B49/00 

Описание патента на изобретение SU368112A1

1

Изобретение относится к эксплуатации судов, в частности к приборам для счисления пути судна на фарватере.

Известные приборы для счисления пути судна на фарватере содержат электродвигатель со стабилизатором оборотов, соединенный с картопротяжным механизмом, снабженным визиром, ревун и карту-ленту.

С целью обеспечения непрерывного определения местонахождения судна на фарватере в предлагаемом приборе смонтирован интегратор, выполненный в виде конуса, соединенного посредством конической передачи с электродвигателем и кареткой, кинематически связанной с картопротяжным механизмом, шкалой скорости хода судна и ходовым винтом, соединенными с кареткой и синхронизирующими движение карты-ленты относительно визира со скоростью движения судна.

В местах опасных зон, обозначенных на карте-ленте, прикреплены полоски металлической фольги, замыкающие роликовые контакты ревуна.

На фиг. 1 схематически изображен описываемый прибор; на фиг. 2 - роликовые контакты; на фиг. 3 - панель описываемого прибора; на фиг. 4 - карта-лента.

Электродвигатель 1 через редуктор 2 соединен с конусом 3 интегратора. Интегратор представляет собой узел времени и пройден2

ного расстояния и состоит из конуса 3, вращаемого двигателем 1, каретки 4 с фрикционным роликом 5 и трубки 6 для передачи вращения на картопротяжный механизм и ходовой винт 7 для установки каретки с роликом 5 в положение относительно образующей конуса, пропорциональное эксплуатационной скорости судна в соответствии с масштабом используемой карты. Положение точки соприкосновения фрикционного ролика 5 с конусом 3 от вершины последнего зависит от скорости хода судна. Поскольку линейная скорость ролика 5 и конуса 3 в точке касания равны, а, кроме того, линейная скорость вращающейся точки прямо пропорциональна угловой скорости ее вращения и удалению данной точки от оси вращения, то справедливо равенство

(Окр :: ШрГр,

где (Ок - угловая скорость конуса, об/мин; WP - угловая скорость ролика, об/мин; Лр - радиус ролика 5, мм; р - радиус конуса 3 в точке касания, мм,

поскольку (OK const, то Шр и поскольку

р р пропорционально скорости судна Vc, т. е.

p mV, где т коэффнциент пропорциональноности, то, следовательно, - - ту, умножив на время /, получаем число оборотов ролика за время t N - Шр - mW. лР А поскольку сок и Гр величины конструктивно постоянные фрикционного механизма, то выражение получает вид , где Л - число оборотов ролика за время; 5 - пройденное судном расстояние; К - масштабный коэффициент. Рассчитанные на основе вышеприведенных формул три шкалы 8 скоростей хода судна для установки ролика 5 каретки 4 для масштабов карт 1:10000, 1:25000 и 1:50000 дают возможность вести счисление пути судна, устанавливая индекс 9 каретки против соответствуюодих делений шкалы 8 скорости хода судна, предварительно установив ручкой 10 цилиндр 11 со шкалами на нужный масштаб используемой карты. Вращение конуса 8 передается через фрикционный ролик 5 на шестерни 12 каретки и далее на трубку 6 интегратора, которая через пару конических шестеренок 13, валик 14 с шарниром Гука 15 и червячную пару 16 передает враш,ение на муфту сцеиления 17, и соединяющей его с ведущим валиком 18 картопротяжного механизма. Картопротяжиый механизм состоит из ведущего 18 и ведомого 19 валиков протягивающих карту-ленту 20, которая навивается съемным ведомым навивающим валиком 21, его вращение осуществляется трансмиссией 22 от ведущего валика 18. Ведомый валик 19 прижимается к ведущему валику 18 с помощью пружинных держателей 23. Карта-лента 20, протягиваемая через промежуточный валик 24, сматывается от съемного сматывающего валика 25. Валики 21 и 25 взаимно заменяемы; при обратном движении судна их места меняются. Образуемый картой-лентой 20 экран пересекает визир 26, указывающий место судна на судовом ходу. Визир 26, перемещаемый по вертикали с помощью механизма 27, выбирает таким образом возможные невязки между счислимым и обсервованным местом судна. Выше визира 26 с левой стороны рамы картопротяжного механизма с помощью струбцины 28 крепится замыкатель тока сигнализатора, состоящий из валика 29, к которому прижимаются два роликовых контакта 30 реByiia (на фигурах не показано), закрепленные на подпружиненной планке 31. Карта-лента протягивается между валиком и роликовыми кор{тактами, замыкая их с помощью полосок металлической фольги 32, наклеенной на карте-ленте. Все ручки управления прибором вынесены на лицевую сторону пульта управления: ручка установки скорости хода судна 33, соединенная шестеренчатой передачей с ходовым вттнтом, ручка 10 ycTiiHOBKH шкал скорости и масштаба карты, сетевой выключатель 3, ручка 35 муфты сцепления, выключатель электровигателя 36, переключатель режимов 37, выключатель лампы подсветки 38, реостат освещения карты 39, плавкие предохранители 40. Сюда же выходят смотровые окна экрана карты а и шкал скорости б, окошечки в, г сигнальных ламп и вольтметр 4. Исключение составляют ручка передвижного визира, находящаяся на правой боковой стенке, и ручка выключателя каретки 42, помещающаяся на левой стенке. Применяемая в приборе, построенная в проекции Гаусса, речная карта в виде ленты (фиг. 4) устроена таким образом, что фарватер (судовой ход) представляет собою вертикальную почти прямую линию, сохраняющую линейный масштаб на всем протяжении. Места поворотов речного русла обозначены стрелками 43 в сторону поворота с указанием угла поворота в градусах. Плавучая обстановка и береговые знаки показаны на своих местах. Ходовые части створных линий соединены пунктирной линией с неходовой частью и в местах поворотов образуют с нею некоторый угол. Па полях карты в опасных местах (крутые повороты, перекаты, мосты и т. п.) наклеены замыкатели в виде полосок металлической фольги 32 для предупредительной сигнализации. В надписях на полях карты даются наиболее важные сведения и предупреждения из лоции и местных правил плавания. Все надписи на карте двусторонние для удобства чтения их при использовании карты как в прямом, так и в обратном направлении движения судна. Для работы устройства необходимо установить в нем сматывающий валик 25 с намотанной на нем картой-лентой 20 перехода. Свободный конец карты 20 перебрасывают через промежуточный валик 24 и протаскивают его по лицевой стороне между ведущим 18 и ведомым 19 валиками, для чего вначале отдают пружинные держатели 23. Свободный конец карты вставляют в прорезь наматывающего валика 21 и двумя-тремя оборотами закрепляют карту на нем, после чего валик ставят на место. Устанавливают замыкатель сигнализатора на желаемом расстоянии от визира 26, который устанавливают в механизм 27. После этого, вручную вращая муфту сгхепления 17, подводят место отхода судна на карте под визир 26. Ручкой 10 устанавливают масштаб карты. Включают сетевой выключатель 34, устанавливают режим скорости переключатель режимов 37 и выключатель электродвигателя 36, включают двигатель, установив индекс 9 на шкале скорости хода па отсчет 3-4 км1час для выборки слябины ленты, если она мнется. По окончании маневров по отходу уточняют положение визира на точке начала счисления и ручкой 33 устанавливают эксплуатационную скорость хода судна. В дальнейшем, используя траверзы береговых ориентиров, точки пересечения створов и т. п., получают обсервованные места судна и ставят с помощью механизма 27 визир на пересечение с обсервированной точкой, если имеется невязка.

Установленный выше визира 26 замыкатель при подходе под его роликовые контакты полоски фольги будет включать ревун, установленный внутри прибора (на фигурах не показан), предупреждая о подходе судна к опасным местам. По окончании пути карта переставляется на обратное движение путем перестановки валиков.

Конструкция прибора допускает автоматизацию передачи значения скорости хода судна на интегратор в случае применения устройства, которое по числу оборотов машин будет выдавать значение скорости судна относительно воды с учетом скорости течения.

Предмет изобретения

1. Прибор для счисления пути судна на фарватере, содержащий .электродвигатель со

стабилизатором оборотов, соединенным с картопротяжным механизмом, снабженным визиром, ревун п карту-.ленту, отличающийся тем, что, с целью непрерывного определения местонахождения судна на фарватере, в нем смонтирован интегратор, выполненный в виде конуса, соединенного посредством ко1П ческой передачи с электродвигателем и кареткой, кинематически связанной с картопротяжным механизмом, шкалой скорости хода судна и ходовым винтом, соединенными с кареткой и синхронизируюшими движение карты-ленты относительно визира со скоростью движения судна.

2. Прибор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью предупреждения о приближении к опасным зонам, в местах опасных зон, обозначенных на карте-ленте, прикреплены полоски металлической фольги, замыкаюшие роликовые контакты ревуна.

Фиг 1

Похожие патенты SU368112A1

название год авторы номер документа
ПРИБОР ДЛЯ СЧИСЛЕНИЯ ПУТИ СУДНА НА ФАРВАТЕРЕ 1973
  • А. А. Бекмаи Управление Беломорско Онежского Пароходства
SU404700A1
Прибор для счисления пути судна на фарватере 1974
  • Бекман Альфред Андреевич
SU512109A1
Прибор для упражнения в стрельбе по морским целям 1930
  • Сурин Ф.И.
SU25074A1
СТАНОК ДЛЯ ШЛИФОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ДЛИННОМЕРНОЙ ТРУБЫ 1969
  • С. Д. Анциферов, М. Ф. Кузнецов, И. М. Вахитов, К. В. Гладков
  • А. У. Губайдуллин
SU234179A1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПРОВОДКИ СУДОВ 2005
  • Чернявец Антон Владимирович
  • Лобойко Борис Иванович
  • Добротворский Александр Николаевич
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Яценко Сергей Владимирович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Алексеев Сергей Петрович
RU2277495C1
Автопрокладчик 1977
  • Былинский Л.В.
  • Гавриленко В.И.
  • Глумов И.Ф.
  • Денисов В.Ф.
  • Меер В.В.
SU695331A1
НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС 2012
  • Чернявец Антон Владимирович
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Зеньков Андрей Федорович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Федоров Александр Анатольевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2483280C1
Прибор для определения рентабельности судового рейса 1928
  • Винокуров И.Ф.
SU22972A1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПРОКЛАДЧИК 1968
SU231850A1
ПИШУЩАЯ МАШИНА 1930
  • Пандиков А.А.
  • Штерн В.А.
SU24411A1

Иллюстрации к изобретению SU 368 112 A1

Реферат патента 1973 года ПРИБОР ДЛЯ СЧИСЛЕНИЯ ПУТИ СУДНА НА ФАРВАТЕРЕ

Формула изобретения SU 368 112 A1

50

30

Фиг. Z

32

V

SU 368 112 A1

Авторы

А. А. Бекман Беломорско Оиежское Пароходство

Даты

1973-01-01Публикация