Изобретение относится к области технических, средств обучении, в частности к системам и устройствам для обуче шя учащихся.
И:1пестиы системы для обучения, содержащие устройство управлеиия, соедииениое через устройство анализа ответов с блоком определения ста1истики правильных ответов и блоком определения статистики оишбок, подключенным к блоку выдачи рекомеш1аций, бпок памяти учебных ситуа101Й, соединенный с устройствами управлеиия и анализа ответов, и блок ввода ииформаили.
Однако такие устройства ие обеспечивают высокой эффекгивностт обучения и ие учитывают индивидуальных способностей учащихся.
Цель изобретения - повышение эффективности обучеиия за счет осуществления адаптации устройства к шшивидуапьиым способностям обучаемых.
Эта цель достигается тем, что система содержит устройство определения очере(1ности ответов, сосдииеиное с блоками ввода информац11и, устройствами утгравления и анализа ответов и последовательно подключенные блок определения качества усвоения, с.оедииешсый с блоками определеиия статистики о(иибок и правильных ответов,.
блок оценки ожидаемых значений параметров, соедииеииый с блоками определения статистики ошибок, и блок определения последовательности изучения, соединенный с блоком выдачи реко
меидаиий.
На чертеже дана схема устройства. Система для обучения содержит блок ввода информа1ши 1, предиазначеиньш для ввода информации и перекодировки ее в вид, удобный Ш1Я
обработки.
Устройство очередности ответов 2 определяет приоритет ност ттвшей в систему информаш1И и очередность ее обработки. Система может быть одиовреме1шо использована для изучения различиых предметов, которые требуют обращеиия к ней учащихся с различной частотой. В этом случае допустимое время ожидания рекоменданий от сис.смы различ)1о, что может быть реализовано введением приоритетов. Кроме тою, использование
для заполнения простоев фоновых задач также требует введении приоритетов. Система позволяет использовать приоритеты как нре|1ьгва101цие обслуживание, так и отиосительиые,
Устройство управления 3 предназначено JUM
управле тя работой раз;шчных блоков. В частности
оно определяет по входной информации, какая порщш учебного материала изучается в данный момент, и подает соответствующие сигналы в блок памяти учебных ситуаций 4 и в блок устройство анализа ответов, а также определяет ишфр учащегося.
Блок памяти учебных ситуаций 4 хранит Ш|формагдаю о различных порциях учебного материала. По сигналу из устройства управления информация об изучаемой в да1шый момент порияи поступает в устройство анашза ответов 5.
Устройство анализа ответов 5 анализирует правильность ответа, определяет тип ошибки, причину, вызывающую появление этой о1Ш1бки, и вес оцшбки. При неправилыюм ответе осуществляется . переход к блоку статистики ошибок 6, а при правильном - к блоку статистики прав ильного ответа.
Блок стагисшки ошибок 6 предназначен доя накопления стагистики об ошибочных ответах. Отличи гельпой особениостмо этого блока, по сравнению с аналогичными блоками других систем, является то, что он позволяет также накапливать стажстйку по непредусмотренным ошибочным ответам, которая используется для корректировки учебного материа га.,
Вгюк статистики правилы1ых ответов 7 предггазна-(ен Ш1Я накопления статистики после правильных ответов.
Оба блока статистики накапливают статистику, характеризующую не только отделыгые порции уэдбного материала, но и способности каждого учлккгося.
Блок определения качества усвоения 8 определяет уровень зна}нш учащегося в данный момент времени в зависимости от успещности изучения материала.
Блок оценки ожидаемого значения параметров 9 предназначен для оценки ожидаемой успеишости изучения учебного материала на основа1ши статистики, характеризующей данный материал и да}шого учащегося.
Блок определения последовательности изучения 10 предназначен для определения оптимальной последовательности изучения порций учебного материала, от которой ожидается наибольший зффект. Поскольку учебный материал имеет несколько различных способов изложения, то на каждом unre имеется возможность выбора того Или иного продолжения. Особенностью данного блока является то, что определяется не порция, для которой ожидается наиболыш Й эффект, а последовательность пордий, так как порщ1я, для которой ожидается наибольший эффект, может не лежать на. оптимальной пос: едовательности изложения.
Блок выдаш рекомендаций 11 выдает порцию, разъясняющую ошибку учащегося, если ответ был неправильным, или первую порцию оптимальной последовательности шучения, если ответ был, правильным.
Система работает следующим образом. О1веты учащегося, вводимые в систему, накапливаются блоком ввода информации 1. Признак окончания ответа поступает в устройство определения очередности ответа 2, которое в соответствии с приоритетностью ответа и дисциплиной обслуживания стаиит этот ответ в очередь.
Устройство управления 3 выбирает из памяти ответ, подлежа 1ЦИЙ обработке, определяет по
информации, заключенной в этом ответе, номер порции, изучаемой учащимся в данный момент. Ответ подается в блок памяти учебных ситуаций 4, где выделяется шифр учащегося, после этого он поступает в устройство анализа ответов 5. В это же
устройство из блока памяти учебных ситуаций 4 яо номеру порции поступают эталоны ответов или вычисленные в блоке 4 образы ответов, которые используются для анализа правильности ответа. При неправильном ответе определяется тип . ошибки,
причина ошибки, и в блоке определения статистики оашбок 6 накатшивается информация, характеризующая да1щую пордаю усвоения учебного материала данным учащимся с использованием шиф.ра учащегося. Затем блок выдачи рекомендаций 11 по
типу и причине ошибки определяет подлежащую изучению порцию учебного материала, которая выдается учащемуся.
При правильном ответе блок определеш1я статистики правильных ответов 7 корректирует информацию, характеризующую данную порцию учебного материала, используя: номер порции. Затем блок определения качества усвоения 8 корректирует статистику, характеризующую способности данного учащегося. Скорректироваиная ста. тистика, характеризующая порции учебного материала и способности учащегося, используется блоком оценки ожидаемых значений параметров 9 для определения ожидаемых значений параметров,
характеризующих успещность изучения порций учебного материала, подлежащих изучению. После этого блок определения последовательности изучения 10 определяет из всех возможных последовательностей изучения порций учебного материала
ту, для которой ожидается наибольший зффект как по качеству усвоения учебного материала, так и по времени изучения. Блок выдачи рекомендаций 11 из выбранной оптимальной последовательности выбирает первую порцию учебного материала и
выдает ее учащемуся. Затем цикл повторяется.
Обучающая система позволяет использовать учебный материал, имеющий несколько способов изложения, отличающихся один от другого как объемом порций учебного материала, так и подробностью изложения материала внутри основных порций и порний, разьяс11яющих ошибки.
Использование изоб1Х тения позволяет сократить время изучения и повысить качество усвоения учебного матернз.ча.
Формула изобретения
Система для обучения, содержащая устройство управления, соединенное через устройство анализа ответов с блоком определения статистики правильных ответов и блоком определения статистики ошибок, подключенным к блоку выдачи рекомендаций, блок памяти учебных ситуаций, соединенный с устройствами управления и анализа ответов н блок ввода информации, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности процесса обучения за счет осуществления
адаптации системы к ищшвидуальным способ ностям обучаемых, она содержит устройство опредепеш1я очеред)1осги ответов, соединенное с блок1м ввода информащш, уст1юйствами управления и анализа ответов, и последоваreлыю подключенные блок определения качества усвое1шя, соединенный с блoкa ш определения статистики оишбок и правильных ответов, блок оденки ожидаемых зиячений параметров, соединенный с блоком определения статистики ошибок, и блок определения nociie.uoвательносги изучения, (юедине1Н ый с fi)i KiiM выдачи рекоме1щацнй.
бмв 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Адаптивная система для обучения и контроля знаний и состояния учащихся | 1977 |
|
SU734793A1 |
Обучающее устройство | 1978 |
|
SU746692A1 |
Обучающее устройство | 1978 |
|
SU894780A2 |
Обучающее устройство | 1979 |
|
SU842921A1 |
Обучающее устройство | 1978 |
|
SU809314A2 |
Устройство для контроля знаний учащихся | 1978 |
|
SU752455A1 |
Адаптивное устройство обучения | 1975 |
|
SU551689A1 |
Адаптивное обучающее устройство | 1978 |
|
SU802985A1 |
Адаптивное обучающее устройство | 1977 |
|
SU746690A1 |
Обучающее устройство | 1978 |
|
SU723648A1 |
Авторы
Даты
1976-06-05—Публикация
1974-11-22—Подача