Устройство для контроля знаний учащихся Советский патент 1980 года по МПК G09B7/07 

Описание патента на изобретение SU752455A1

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Похожие патенты SU752455A1

название год авторы номер документа
Адаптивная система для обучения и контроля знаний и состояния учащихся 1977
  • Савельев Александр Яковлевич
  • Гончаров Василий Миронович
  • Когдов Николай Михайлович
SU734793A1
Обучающее устройство 1979
  • Маляров Анатолий Николаевич
SU842921A1
Автоматизированный класс для обу-чЕНия и КОНТРОля зНАНий учАщиХСя 1979
  • Аванесян Владимир Самвелович
  • Казанский Юрий Михайлович
  • Петров Александр Семенович
SU841018A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ «ДИГОЛ\И-1». 1972
SU453728A1
Автоматизированный класс для контроля знаний учащихся 1976
  • Петров Николай Стефанович
  • Медведев Валерий Петрович
  • Сальников Борис Александрович
  • Князев Юрий Михайлович
  • Бровченко Сергей Петрович
SU576582A1
Обучающее устройство 1978
  • Морозов Виталий Константинович
  • Великанов Валерий Семенович
  • Маляров Анатолий Николаевич
SU723648A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 1973
  • И. Ф. Байдюк В. И. Кулешов
SU386426A1
Обучающее устройство 1979
  • Маляров Анатолий Николаевич
  • Алимпиев Артурий Васильевич
  • Щекинов Виктор Николаевич
SU798955A1
Обучающее устройство 1979
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Слипченко Владимир Георгиевич
  • Кутас Виталий Георгиевич
  • Плюснов Михаил Васильевич
SU862171A1
Обучающее устройство 1980
  • Слипченко Владимир Георгиевич
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Журавлев Олег Владиславович
  • Новиков Владимир Андреевич
  • Федотов Николай Дмитриевич
SU875434A1

Иллюстрации к изобретению SU 752 455 A1

Реферат патента 1980 года Устройство для контроля знаний учащихся

Формула изобретения SU 752 455 A1

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к системам для самообучения и профессионального отбора учащихся, и может быть использовано в обучающих системах на базе ЭВМ, основанньк на применении методов адаптации и обучения, в различных учебных заведениях Известно устройство, содержащее блок ввода ответа, блок оценки ответов, схемы совпадения, блок сложности вопросов, сумматор количества правильных ответов, узел индикации оценки, блок ввода номера билета и печатающий блок, оно снабжено узлом опре деления количества вопросов, выход которого соединен со входом сумматора количества правильных ответов,к ко торому подключен выход блока сложноети вопроса,а выход блока номера билета соединен со схемо:й совпадения Ij Известное устройство имеет ограниченные дидактические возможности, из-за малого количества критериев оценки, что не позволяет использовать его при профессиональном отборе учащихся , Известно также устройство, содержащее, пульт преподавателя, соединенный соответственно с блоком отсчета времени, блоками технических средств обучения, выходы которых через объекты обучения соединены со входами пультов обучаемых, выходы которых соединены, с блоком определения средней оценки, задатчик времени, блок деления, блок перемножения, индикатор, блок коррекции учебного процесса, в нем один из выходов блока определения средней оценки соединен с блоком коррекции учебного процесса, подключенным к пульту преподавателя и к входам блоков технических средств обучения, соединенных с задатчикрм времени, выход которого соединен с одним из входов блока деления, второй вход которого подключен к блоку определения средней оценки, а выход - к блоку перемножения, подключенному к блокам отсчета времени индикации 2 . Однако известное устройство также не позволяет проводить профессионсшьный отбор учащихся. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является устройство, содержащее последовательно соединенные узел управления/ магнитофон, синхронизатор и диапроектор, пульты обучаемых, подключенные к инте гратору, коммутатор, блок выдачи учеб ной информации, пороговый узел и регу лятор уровней сигналов, причем выход интегратора подключен к пороговому узлу, соединенному с регулятором уров ней сигналов и узлом управления З. Однако, в этом устройстве не предусмотрена автоматическая регулировка скорости выдачи изучаемого материала в зависимости от критериев контроля: скорости усвоения учебного материала, объема учебной информации, реакции учащихся, текущей успеваемости, и прочности знаний что не позволяет его использование, для профессионального отбора учащихся. Цель изобретения расширение дидактических возможностей системы за счет повышения степени адаптации и увеличения критериев оценки. Указанная цель достигается в устройство, содержащее пульты учащихся , которые соединены через последовательно включенные соответствующие коммутаторы пультов и блоки интеграль ной оценки с соответствующими пороговыми блоками, а также непосредственно-с блоками ввода учебной информации, подключенными к соответствующим блокам управления предъявлением информации, соединенным с пороговыми блоками, введены блоки памяти кри.териев профессионального отбора, блоки памяти сигналов изменения и стабилизации времени выдачи подпрограмм, формирователи интервалов времени выдачи подпрограмм, блок задания эталонов времени, блок сравнения времени и блоки регистрации сигналов скорости усвоения программы, реакций учащихся, объема учебного материала и текущей успеваемости и прочности знаний, причем одни блоки памяти критериев профессионального отбора подключены к блокам управления предъ я лением информации и блоку регистра ции сигналов скорости усвоения программы, другие - к блоку сравнения времени и блоку регистрации сигналов реакций учащихся, третьи - к блокам управления предъявлением информации, блоку регистрации сигналов объема учебного материала и к одним блокам памяти сигналов изменения времени вы дачи подпрограмм, соединенным с соот ветствующими формирователями интерва лов времени выдачи подпрограмм, подключенными непосредственно к соответ ствующим блокам управления предъявл нием информации, через соответствующие блоки памяти сигналов стабилизации времени вьвдачи подпрограмм - к блокам интегральной оценки и через соответствующие другие елоки памяти сигналов изменения времени выдачи по программ - к блоку сравнения времени соединенному с блоками интегральной оценки .и блоком задания эталонов вре ени, который подключен к блокам выачи учебной информации, блок регистации сигналов текущей успеваемости прочности знаний соединен с порогоыми блоками. На чертеже представлена функциональая схема устройства. Устройство содержит пульты 1 учаихся, коммутаторы 2 пультов, блоки 3 нтегральной оценки, пороговые блоки 4, блоки 5 ввода учебной информации, блоки б управления предъявлением инормации, блок 7 адаптивного изменения критериев профессионального отбора, блоки 8 памяти критериев профессионального отбора, формирователи 9 интервалов времени выдачи подпрограмм, блоки 10 адаптивного управления интенсивностью отбора, блок 11 памяти сигналов изменения (расширения) времени выдачи подпрограмм, блок 12 памяти сигналов изменения (сужения)времени выдачи подпрограмм, блок 13.памяти сигналов стабилизации времени выдачи подпрограмм, блок 14 задания эталонов времени, блок 15 сравнения времени, блок 16 анализа критериев профессионального отбора, блок 17 регистрации сигналов скорости усвоения программы, блок 18 регистрации сигналов объема учебного материала, блок 19 регистрадии сигналов реакции учащихся, блок 20регистрации сигналов текущей успеваемости и прочности знаний, элементы 21сравнения, автоматизированные классы .22. Самообучение групп учащихся осуществляют с применением разветвленной адаптации в каналах по числу критериев профессионального отбора, например скорости усвоения, объема изучаемого материала/ быстроты реакции учащихся на заданные вопросы, текущей успеваемости и прочности знаний и других, информацию о которых накапливают в течение заданного периода самообучения с последующим ее запоминанием и контролем, по которой ведут дальнейшее перераспределение учащихся на оптимальнь1е группы по близким показателям критериев их профессионального отбора. Блоками 5 воспроизводится учебная информация в виде зрительных и речевых образов. Окончание дозы подпро граммы учебной информации сопровождается воспроизведением контрольных вопросов. Сигналы с пультов 1 учащихся автоматизированных классов 22, после нажатия учащимся клавиш, через коммутаторы 2 пультов поступают в блок) 3 интегральной оценки, с выходбв которых сигналы поступают на входы пороговых блоков 4, которые обеспечивают установку уровня в соответствии со способностями учащихся и требованиями, предъявляемыми к качеству усвоения дозы изучаемого материала. В каналах системы по числу критериев профессионального отбора осуществляется разветвленная адаптация к учащимся по темпу самообучения, уровню изложения изучаемого материала и способностям учащихся. При полном усвоении учащимися осн ной подпрограммы с первого предъявле ния блоками 5 воспроизводится подпрограмма расширенного обучения. При неполном усвоении основной ПО программы вьздается дополнительная по программа, в которой учащимся дополн тельно в более простой форме разъясняются положения, изложенные в основ ной подпрограмме. Если ошибка в ответах на контроль ные вопросы основной подпрограммы повторяется, то учащиеся отсылаются подпрограмме - консультации. В .случае успешного усвоения учебной информации учащимися или необходимости выдачи постоянно основной по программы обучения сигналы с выходов блоков 3 интегральной оценки поступают последовательно через блоки 13 информирователи 9 на входы блоков 6 управления предъявлением информации. С выходов блоков бис одного из выходов .каждого элемента сравнения 21 блока 15 сигналы поступают на соответствующие входы блоков, с выхо дом которых сигналы поступают соответственно на входы блоков 17,18 и 19 блока 16 анализа критериев профес сионального отбора. На один из входов каждого блока б управления предъявлением информации поступают сигналы с выходов соответс вующих формирователей 9, на входы каждого из которых поступают сигналы с выходов соответствующих блокрв 11, 12, 13, входящих в блоки 10, адаптивного управления интенсивностью отбора. На входы блоков 11, 12, 13 поступают сигнсшы соответственно со втоРЕЛХ выходов элементов 21 сравнения, с выходов блоков 3 и 8. На первые входы элементов 21 срав нения сигналы поступают соответственно с одного из выходов блоков 3 интегральной оценки . С одного из выходов блоков 5 сигналы поступают на входы блока 14,с выходов которого сигналы постуПёиот на вторые входы соответству ющих элементов 21 сравнения. При работе устройства подачей сигнала с одного из выходов пороговых блоков 4 на входы блока 20 обеспечивается контроль текущей успеваемости учащихся, а подачей сигналов с выходов соответствующих блоков 8, входящих в блок 7 адаптивного изменения критериев профессионального отбора на входы блока 17 обеспечивается /контроль скорости усвоения учебного i материсша. . При помощи сигнгшов, поступающих с выходов соответствукидих блоков 8 на входы блоков 11 и на входы блока 18 обеспечивается контроль объема изучаемого материала. С помощью сигналов, поступающих с одного из выходов каждого блока 6 на входы соответствующих блоков 8 обеспечивается контроль объема изучаемого материала путем учета выдачи программы расширенного обучения, а также уменьшения объема изучаемого материала в связи с увеличением продолжительности отрезков времени выдачи подпрограмм, которые регулируются при помощи блока 11,сигнал с выхода которого поступает на один из входов формирователя 9, с выходов каждого из которых сигналы поступают на один из входов блока б. Критерии оценки объёма изучаемого материала по выдаче программ расширенного обучения и по учету расширения интервалов времени выдачи подпрограмм, регулируемое блоком 11, оказывают противоположное действие на оценку объема изучаемого материала, однако, этот канал разветвлен- ной адаптации в устройстве обеспечивает адаптацию устройства по отношению к учащимся самонастройкой оптимального соотношения в предлагаемом устройстве между интервалами времени выдачи подпрограмм изучае- . мого материала и количеством обращений к выдаче подпрограмм расширенного обучения. КЬгда скорость реакции учащихся соответствует темпу вьщачи подпрограмм изучаемого материала, один из каналов адаптации в- предлагаемой системе обеспечивает оптимальное повышение скорости Быдачи подпрограмм. При этом ответы от групп учащихся с более, высокой реакцией поступают с некоторым опережением по отношению к сигналам отве- „ тов от других групп учащихся и на выходах элементов 21 сравнения блока 15 появляются сигналы, очередность появления которых во времени контролируются при помощи блока 19 и поступают на входы соответствующих блоков 12, сигналы с выхода каждого из которых поступают на вторые входы соответствукяцих формирователей 9 интервалов времени выдачи подпрограмм. Через заданные интервалы времени, в соответствии с последовательностью заложенных в блоке 5 подпрограмм изучаемого материала, выдается контролирукнцая подпрограмма вопросов контроля прочности знаний учащихся. При этом с помощью сигнсшов, поступающих с одно го из выходов каждого порогового блока 4 на входы блока 20 обеспечивается контроль прочности наний учащихся. Предлагаемая система обеспечивает возможность осуществлять самообучение С многократнЕЭм перераспределением на оптимальные группы учащихся. Применение предлагаемой системы дл профессионального отбора учащихся спо собствует преодолению субъективизма в оценках качества учебного процесса и результатов обучения. Она может быт также использована для отыскания реальных путей и методов ведения процесса обучения для любых наперед заданных критериев профессионального отбора, что способствует сокращению сроков обучения и повышению качества усвоения изучаемого материала. Формула изобретения Устройство для контроля знаний уча щихся,содержащее пульты учащихся,которые соединены через последовательн включенные соответствующие коммутаторы пультов и блоки интегральной оценки с соответствующими порогОвыми блоками, а также непосредственнос блоками ввода учебной информации, подключенными к соответствующим блокам управления предъявлением информации, соединенным с пороговыми блоками, отличающееся тем, что с целью расширения дидактических возможностей устройства за счет повы шения степени адаптации и увеличения критериев оценки, оно содержит блоки памяти критериев профессионального отбора, блоки памяти сигналов изменения и стабилизах ии времени выдачи подпрограмм, формирователи интервалов бремени выдачи подпрограмм, блок задания эталонов времени, блок срав нения времени и блоки регистрации сигналов скорости усвоения программы реакций учащихся, объема учебного ма териала и текущей успеваемости и прочности знаний, причем одни блоки памяти критериев профессионального отбора подключены к блокам управления предъявлением информации и блоку регистрации сигналов скорости усвоения программы,, другие - к блоку сравнения времени и блоку регистрации сигналов реакций учащихся, третьи - к блокам управления предъявлением информации, блоку регистрации сигналов объема учебного материала и к одним блокам памяти сигналов изменения времени выдачи подпрограмм,-соединенным с соответствующими формирователями интервалов времени выдачи подпрограмм, подключенными непосредственно к соответствующим блокам управления предъявлением информации, через соответствующие блоки памяти сигналов стабилизации времени выдачи подпрограмм - к блокам интегральной оценки и через соответствующие другие блоки памяти сигналов изменения времени выдачи подпрограмм- к блоку сравнения времени, соединенному с блокс1ми интегральной оценки и блоком задания эталонов времени, который подключен к блокам выдачи учебной информации, блок регистрации сигналов текущей успеваемости и прочности знаний соединен с пороговыми блоками. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 272696,кл. G 09 В 5/02, 1970. 2.Авторское свидетельство СССР 354445, кл. G 09 В 7/00, 1972. 3.Авторское свидетельство СССР № 514324, кл. G 09 В, 1976 (прототип).

SU 752 455 A1

Авторы

Кутас Виталий Георгиевич

Даты

1980-07-30Публикация

1978-06-09Подача