Устройство для защиты группы двигателей Советский патент 1976 года по МПК H02H7/08 

Описание патента на изобретение SU519815A1

1

Изобретение относится к технике релейной защиты и может быть использовано одновременно для защиты каждого из группы двигателей и щин распределительного пункта (РП) от междуфазных коротких замыканий (к. з.), защиты каждого синхронного двигателя от асинхронного хода, защиты минимального напряжения этих двигателей и защиты от потери питания.

Известно аналогичное устройство, которое и является ближайшим прототипом изобретения 1.

Однако известная защита не выполняет функции защиты минимального напряжения: имеет выдержку времени не менее 0,5 сек для предотвращения отключений при к. з. в других двигателях и системе, ликвидируемых быстродействующими защитами;

защита минимального напряжения мощных электродвигателей, особенно синхронных, не обеспечивает требуемого быстродействия (мощные синхронные двигатели поддерживают напряжение на шинах до 5-10 сек/м 2.

Цель изобретения - расщирение функциональных возможностей устройства.

Для этого в устройство дополнительно введено промежуточное реле, подключенное к источнику оперативного тока через замыкающиеся контакты также дополнительно введенного реле времени, а последнее - через последовательно соединенные блок-контакты выключателя ввода, замыкающиеся контакты реле повторителя реле мощности ввода, цепь, состоящую из параллельно соединенных замыкающихся контактов упомянутых реле-повторителей одной группы и включенных последовательно с параллельно соединенными размыкающимися контактами второй группы тех же реле, причем упомянутая цепь зашунтиро0вана замыкающимся контактом дополнительно введенного промежуточного реле, размыкающийся контакт которого включен в цепь реле времени ввода.

На фиг. 1 и 2 даны электрические схемы 5 предложенного устройства, на фиг. 3 - работа схемы при большом (а) и малом (б) скольжении.

В схему устройства введены дополнитель0 ные реле 6П и 6РВ, которые подключены, как показано на фиг. 2. к выделенной пунктиром чаети I СХ2МЫ, где П| , Ш, 2nj , ЗП, Шг, 2П2, ЗП2 - замыкающие контакты реле П, Ш,2П,ЗП, 1П, 2П, ЗП, соответственно (см. 5 фиг 1), (последние три контакта замкнуты, так как схема дана для положения выключателей «Включено, и реле 1П, 2П, ЗП находятся в сработанном состоянии); БК - блок контакты выключателя ввода, замкнуты при поло жении выключателя «Включено. Защита содержит 3 качестве измерите„ты)ых органов реле мощности двустороннего действия РБМ271, включаемых по 30-градусной схеме и реагирующих на направление активной моиЬюсти в каждом присоединении, отходящем от щин РП. Для каждого из присоединений устанавливается по два реле мощности: Мл и .Мс - для ввода, 1Мл и 1Мс - для первого двигателя; 2Мл и 2Мс - для второго двигателя,..., пМ, и пМс - для га-го двигателя. Контакты Mi(M2), IMi (, {1М2; ), ..., геМ (пМ1 ) н пМ («MCJ замыкаются при направлении активной мощности к двигателям (от двигателей) и подключают к источнику оперативного тока быстродействующие промежуточные реле П , П, 1П (Ш), 2П (2П1), ... пП (дП) соответственно (см. фиг. 1). Реле П подключено к источнику оперативного тока параллельно включенными, разомкнутыми при подтянутом положении реле контактами П и П. Защита работает следующим образом. При к. 3. между фазами А и В, например на 1-ом (2-ом, 3-ем) двигателе реле мощности МА, 1МА (2МА, ЗМА) остаются в том же иоложении, что и в нормальном режиме (активная мощность направлена к потребителю). Следовательно, контакты Ylf , Шь (2П1, 3ni) промежуточных реле П, 1П (2П, ЗП) остались замкнутыми. Одновременно реле мощности 2МА (ША, ША) и ЗМА. (ЗМд, 2МА) замкнуты контакты 2М| (1М| , 1М ) и ЗМ (ЗМд, 2М), так как направление активной мощности для них изменилось: двигатели 2(1,1) н 3(3,2) стали подпитывать точку к. з. При этом реле 2П1 (Ш, Ш) иЗП1 (ЗП, 2П1) получают питание и замыкают контакты 2П} (inj, inj ) и ЗП(ЗП5 , 2nj). По тем же причинам теряют питание реле 2П (Ш, Ш)иЗП (ЗП, 2П) и размыкают контакты 20: (Шь то и ЗП1 (, 2П1). В результате «+ подается только на выходное реле inw (2П), 3nw), которое и отключает поврежденный двигатель, а при отказе выключателя этого двигателя - выключатель ввода после срабатывания реле времени 4РВ, которое запускается замкнувщимися контактами (2П(р,ЗП(/)). Если поврежденный двигатель 1 (2, 3) отключился своим выключателем, то пуск реле 4РВ блокируется размыканием блок-контактов 1БК (2БК, ЗБК), замкнутых при включенном положении выключателя. Точно так же работает схема при к. з. между фазами Л и С или Б и С, только в последнем случае работают реле мощности фаз С. Если один из двигателей до к. з. был отключен, например второй (первый, третий), то контакты 2М и 2М (IN.{ и 1М, ЗМ| и 3MJ,) разомкнуты, так как реле мощности 2МА и 2Мс(1МА иШс, ЗМс и ЗМс-)не обтекаются током. Поэтому разомкнуты контакты 2П1 (Шь ЗП)) реле 2П (Ш, ЗП), что предотвращает пуск реле 2ПИ (ШС, ЗПС)) при замыкании контактов 1П} и ЗП{(2П и ЗПр 2П1 и inj), когда к.з. на третьем или первом (третьем или втором, первом или втором) двигателях. При к. 3. на щинах отключаются все двигатели и выключатель ввода. Плюс подается на выходное реле П через оставщиеся замкнутыми контактами П (направление мощности для реле мощности ввода не изменилось), замкнувшиеся контакты 1П , 2П| , ЗП| реле 1П, 2П ЗП (все двигатели питают точку к. 3., поэтому реле мощности замыкают , ЗМ1 или 1М2 , 2М2 , контакты 1М ЗМ2, в зависимости от того, между какими фазами произошло к. з. В случае, если один из двигателей до к. з. был отключен, например третий (второй, первый), реле мощности этого двигателя не работают при к. з., но блок-контакты ЗБКь (2BKi, IBKi) выключателя двигателя к моменту к. з. замкнуты, а ЗБК2 (2БК2, 1БК2) разомкнуты. Защита я-го мощного синхронного двигателя от несинхронной работы выполняется путем подключения реле времени «РВ, которое контролирует длительность асинхронного хода, к источнику питания при помощи контактов промежуточных реле и с замедленным возвратом (см. фиг. 1), которые контролируют длительность периода качаний. Для 1-го двигателя это реле 1РВ, , 1П(, для 2-го 2РВ, 2П(2), 2П(3), для 3-го - ЗРВ, ЗП(2), ЗП(3) (фиг. 2). Рассмотрим работу защиты в этом режиме, например, 1-го двигателя. В нормальном режиме двигатели потребляют активную мощность. При этом реле мощности ША 1-го двигателя находится в сработанном состоянии и держит замкнутыми контакты 1М , подавая «+ на обмотку реле , в результате чего последнее находится под напряжением, якорь его подтянут и контакты 1П(2) в цепи подачи плюса на обмотку реле времени замкнуты, но плюс на нее не подается, так как реле 1П() обесточено (разомкнуты контакты 1Мд ) и его контакты разомкнуты. Для того, чтобы реле мощности 1М не оказывало влияния на работу промежуточных реле и 1П( используются разделительные диоды (см. фиг. 1). При несинхронной работе активная мощность электродвигателя меняет знак каждый полупериод существования режима, и реле мощности периодически замыкает и размыкает то контакты 1М, то 1М|. Пока контакты 1Мд (1Мд) замкнуты, обмотка реле Ш (1П() обтекается током, замыкая свои конакты (см. фиг. 1). Когда контакты 1М} (Ш) азмыкаются, реле (1П(3)) теряет питаие, размыкая с выдержкой времени свои конакты. Выдержка времени на отпадание реле 1П(2) (1П(3)) подбирается таким образом, чтобы при асинхронном режиме с большим скольжением время, проходящее с момента размыкания контактов 1Мд (1Мд) до их следующего замыкания, было меньше времени отпадания реле 1П(2) (1П(3)). Тогда при большом скольжении реле и IW) будут постоянно подтянуты, а контакты их замкнуты, подавая плюс на выходное реле времени 1РВ до тех пор, пока последнее с выдержкой времени, определяемой допустимой длительностью асинхронного режима в каждом конкретном случае, не отключит выключатель электродвигателя. При уменьшении скольжения реле 1П() и 1П(2) будут успевать отпадать до подачи на них питания при следующем замыкании контактов 1Мд и 1Мд, а контакты Ю) и 1Ш, размыкаясь, будут возвращать реле времени в исходное положение, и защита не будет действовать на отключение. Если асинхронный режим прекратится до того, как доработает реле времени, то прекратится периодическое изменение знака активной мощности и поочередное замыкание контактов 1Мд и 1М| реле мощности. Схема примет исходное положение. Фиг. 3 иллюстрирует -работу схемы при большом (а) и малом скольжении (б). Кривая 1 показывает изменения активной мощности асинхронного режима; Ра.р - активная мощность асинхронного режима; t - время протекания режима; область значений мощностей; при которых контакты реле мощности 1Мд ПМд) замкнуты, обозначена буквами МА (Мд), 2 - величина мощности, при которой срабатывает реле мощности; 3 - величина мощности, при которой оно отпадает, отп - время отпадания реле №, Ш), tn - время, необходимое на переключение контактов реле мощности при изменении направления активной мощности на противоположное, TI - период асинхронного режима при большом скольжении, Г2, Т - то же, при малом скольжении, 4, 5 - время, в течение которого подтянуты реле Ш), 1П№ соответственно, а их контакты замкнуты, 6 - время, в течение которого реле 1РВ обтекается током. Из фиг. 3 следует, что время отпадания реле №, 1П( должно быть несколько больше полупериода асинхронного режима при критическом скольжении (т. е. при таком, когда дальнейшее увеличение скольжения считается недопустимым). В качестве реле № и № может быть использовано, например реле РП-252. При асинхронном ходе 1-го (2-го или 3-го) двигателя плюс на выходное реле 1П( (2П( ) или ЗП) подается после срабатывания реле 1РВ (2РВ или ЗРВ). При внешнем к. з. (выполнение функции защиты от потери питания) отпадает реле П или П, так как двигатели начинают подпитывать точку к. 3. и реле мощности ввода переориентируется. В результате срабатнвает реле П и, замыкая контакты Пд запускает реле 5РВ, на котором установлена выдержка времени 0,3 сек. Последнее, доработав, отключает выключатель ввода посредством реле . Одновременно, размыкание контактов nf при срабатывании реле П блокирует работу защиты по цепям, работающим при междуфазных замыканиях. Защита минимального напряжения электродвигателей в основном призвана обеспечивать самозапуск более ответственных двигателей и отключать их при длительном отсутствии напряжения (5-10 сек) по технологическим причинам и технике безопасности. Пусть в рассматриваемом нами случае (всего три двигателя на РП) достаточно отключить первый двигатель для обеспечения самозапуска двух других, а при отсутствии напряжения в течение 5-10 сек необходимо отключать каждый из трех двигателей. При исчезновении напряжения одни двигатели подпитывают другие, а тока на вводе к РП нет. Возможен и другой вариант: часть двигателей подпитывают двигатели своего РП и других потребителей (например, через реакторы при электроснабжении токопроводами с реактированными отпайками). П в том и в другом случае разомкнуться контакты Мд, MQ реле мощности ввода к РП Мл, Мс, в результате реле П будет обтекаться током и замкнет контакты Щ, П|, разомкнет - nf. Размыкание последних выводит из работы цепи защиты, действующие при к. 3. на двигателях и шинах. Если, например, третий двигатель питает 1-й и 2-й, то реле мощности первого и второго двигателя останутся в том же положении, что и в нормальном режиме, т. е. контакты 2Мд , 2Мс, 1М , iMcj замкнуты, следовательно, замкнуты и контакты Шг, 2П2, реле мощности 3-го двигателя замкнет контакты ЗМд, ЗМ (изменилось направление активной мощности), сработает реле ЗП и замкнет контакты ЗП , тогда по цепочке 3 через диод 4 выходное реле получит питание и отключит 1-й двигатель. Одновременно получит питание реле вре.мени 6РВ и, замкнув свои мгновенные контакты, подключит к источнику оперативного тока реле 6П, осуществляющее «Память и блокировку реле 5РВ. «Память необходима, так как двигатели подпитывают друг друга в течение времени меньшего, чем время, устанавливаемое на 6РВ. Размыкающие контакты 6П, выделенные пунктиром и обозначенные цифрой 5, разрывают цепь питания реле 5РВ, так как в противном случае 5РВ отключит ввод прежде, чем доработает реле 6РВ. Если напряжение не будет подаваться длительное время, то доработает реле 6РВ и по цепочке 2 подает импульс на отключение всех двигателей и ввода. Возврат бРВ и 6П в исходное положение осуществляется после размыкания блок-контактов БК, или при успешном слмозапуске - разомкнувшимися контактами nf.

Если, например, 2-й и 3-й двигатель нитают 1-й, то реле мощности первого двигателя останется в том же положении, что и в нормальном режиме, т. е. контакты 1Мд и IMJ, замкнуты следовательно замкнуты и контакты Шг реле 1П. Реле мощности 3-го и 2-го двигателей замкнут контакты ЗМд, ЗМ и 2Мд, 2Мс (изменилось направление мощности), сработают реле ЗП и 2П замкнув контакты ЗПз и 2П. Тогда через замкнутые контакты П| , ЗП| и 2П| , 1П2 цепочку 3 и диод 4 выходное реле получит питание и отключит первый двигатель, а реле 6РВ получит питание и далее будет работать, как описано выще.

Если, например, 2-й (3-й) двигатель до наступления рассматриваемого режима был отключен, а после наступления режима 3-й (2-й) двигатель питает 1-й, то схема будет работать аналогично предыдущему случаю, но без участия реле 2П (ЗП).

На случай, если в работе до рассматриваемого режима находилось два двигателя и для обеспечения самозапуска нет необходимости отключать 1-й двигатель, в пепочке 3 может быть установлена накладка (на фиг. 2 не показана), снимаемая при выводе из работы любого двигателя. Аналогично можно показать, что принятое в схеме соединение контактов 1П, 2nj, ЗП, 1П2, 2П2, ЗП2 обеспечивает пуск 6РВ и отключение 1-го двигателя независимо от того, какие двигатели питают другие при исчезновении напряжения.

Отметим, что при наличии на РП только мощных асинхронных двигателей реле мощности могут быть включены по 90-градусной схеме. Для четкой работы реле мощности может быть использован контур памяти или устройство для устранения «мертвой зоны направленных защит.

Формула изобретения

Устройство для защиты группы двигателей, содержащее реле мощности на каждом двигателе и на вводе питания, две группы реле повторителей, одна из которых подключена к источнику оперативного тока через замыкающиеся, а вторая - через размыкающиеся контакты соответствующих реле мощности, промежуточные реле, подключенные к источнику оперативного тока через замыкающиеся контакты реле времени, а последние - через контакты указанных реле повторителей, указательные реле, включенные в цепь отключения двигателей и ввода через размыкающиеся контакты соответствующих промежуточных реле, отличающееся тем, что, с целью расщирения функциональных возможностей, дополнительно введено промежуточное реле, подключенное к источнику оперативного тока через замыкающиеся контакты также дополнительно введенного реле времени, а последнее - через последовательно соединенные блок-контакты выключателя ввода, замыкающиеся контакты реле повторителя реле мощности ввода, цепь, состоящую из параллельно соединенных замыкающихся контактов упомянутых, реле-повторителей одной группы и включенных последовательно с параллельно соединенными размыкающимися контактами второй группы тех же реле, причем упомянутая цепь защунтирована замыкающимся контактом дополнительно введенного промежуточного реле, размыкающийся контакт которого включен в цепь реле времени ввода.

Источники информации, принятые во вни гание при экспертизе:

1. Клецель М. Я- «Комплексная защита группы мощных двигателей - «Электрические станции, № 6, 1973 г.

2. Почепня С. Н., Туркот А. М. «Отключение синхронных двигателей по скорости снижения частоты. - «Электрические станции, № 4, 1971 г.

.-хг:д: КГ .„

oc- i-LciTinSil

I -Н (Г

V

ГГк1

:; 1- ст. iпЗ

LiMlP

Я.-1У. 12. гг гЖГи

1

c r-rщ-j

г

5)

Похожие патенты SU519815A1

название год авторы номер документа
Устройство для защиты группы электродвигателей 1977
  • Клецель Марк Яковлевич
SU919009A2
Устройство для автоматического регулирования мощности конденсаторной батареи 1988
  • Коротеев Борис Евтеевич
SU1637671A3
Регулятор подачи электрода для электроэрозионного станка 1957
  • Половнев В.С.
  • Шульман С.Е.
SU134973A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ НА РАССТОЯНИИ МАСЛЯНЫМИ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯМИ И СИГНАЛИЗИРОВАНИЯ ОБ ИХ ПОЛОЖЕНИИ 1934
  • Миновский П.Ф.
SU43450A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕСПЕРЕБОЙНОГО ПИТАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ УСТАНОВОК 1956
  • Сульг П.А.
SU108003A1
Устройство для позиционного управления объектом 1978
  • Тейф Михаил Романович
SU753763A1
Устройство для дистанционного управления и защиты мобильного электроагрегата 1974
  • Гурьянов Виктор Антонович
SU517109A1
Устройство для управления трехфазным асинхронным электродвигателем 1985
  • Бибикман Валерий Кельманович
SU1411904A1
Устройство для защиты асинхронного электродвигателя от аварийных режимов 1986
  • Фомакин Александр Николаевич
SU1396203A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ И ПРОТИВОАВАРИЙНОЙАВТОМАТИКИ ТРАНЗИТНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИЗАМКНУТЫХ СЕТЕЙ С ОТВЕТВИТЕЛЬНЫМИУПРОЩЕННЫМИ НОДСТАНЦИЯМИ 1971
SU424274A1

Иллюстрации к изобретению SU 519 815 A1

Реферат патента 1976 года Устройство для защиты группы двигателей

Формула изобретения SU 519 815 A1

SU 519 815 A1

Авторы

Клецель Марк Яковлевич

Поляков Валентин Ефимович

Даты

1976-06-30Публикация

1973-11-21Подача