Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства для пре дохранения трансмиссий машин от перегрузок, возникающих при внезапной остановке их рабочих органов. Известны пружинно-кулачковые предохранительные муфты, состоящие из ведущей и ведомой полумуфт и пружин, поджимающих одну полумуфту к другой . В этих муфтах в момент отключения (срабатывания) площадь соприкосновения рабочих поверхностей кулачков уменьшается, а усилие от пружин увеличивается вследствие их сжатия. Это приводит к интенсивному и неравномерному износу рабочих поверхностей кулачков. Кроме того, при повы шенных скоростях вращения резко возраста ют ударные нагрузки на кулачки. Вследствие указанных выше причин применение муфт этого типа крайне ограничено. Известна многодисковая предохранитель ная муфта, содержащая две концентричные полумуфты, соединенные дисками, имеющими торцовые кулачки и поджатыми нажимным диском, связанным с фланцевой втулкой срабатывающего устройства, смонтированной на схватываемой полумуфте и взаимодействующей с телами качения. Срабатывающее устройство выполнено в вице двух расположенных концентрично колец с канавками, между которыми размещена обойма с телами качения, подпружиненная к одной из Полумуфт 2j. Срабатывающее устройство этой муфты сложно по констр т ;ции и нетехнологично в изготовлении. Кроме того, из-за наличия перегородок между отверстиями в обойме в нем размещается недостаточное количество тел качения, что ведет к возникновению высоких контактных напряжений на рабочих поверхностях и, как следствие этого, снижению долговечности и стабильности работы муфты. Цель изобретения - повышение долговечности и стабильности работы муфты с одновременным улучшением ее технологичности. Это достигается тем, что в предлагаемой муфте на внутренней поверхности охва тывающей полумуфты и на фланцевой втулк выполнены кольцевые канавки для размеще ния тел качения, а срабатывающее устройство снабжено подпружиненной обоймой, вз имодействующей с телами качения и установленной на фланцевой втулке, соединенно резьбой с нажимным диском, связанным с пружиной обоймы. Для уменьшения величины контактных напряжений поверхность кольцевых канавок в охватывающей полумуфте и на фланцевой втулке выполнена цилиндрической, а ее радиус равен радиусу тел качения, установленных вплотную друг к другу. На фиг. 1 показана предлагаемая муфта во включенном положении, продольный разрез; на фиг, 2 - то же, в выключенном положении (после срабатывания). Многодисковая предохранительная муфта содержит ведущую полумуфту 1, жестко соединенную с ее корпусом 2, нажимной диск 3, установленный на шлицах корпуса 2, ведомый вал 4, пакет ведущих 5 и ведомых 6 дисков с торцовыми кулач ками, размещенный между- полумуфтой 1 и диском 3 на шлицах корпуса 2 и ведомого вала 4, и срабатывающее устройство Оно выполнено в виде фланцевой втулки 7 связанной с нажимным диском 3 и снабже ной кольцевой канавкой обоймой 8, уста новленной на торце фланца втулки и подпружиненной к нажимному диску, канавки 9 на внутренней поверхности корпуса 2, и тел качения 1О, размещенных в полости образованной канавками корпуса 2 и фланцевой втулки 7, Поверхность канавок 9 на внутренней поверхности корпуса 2 и на фланцевой втулке 7 выполнена цилиндрической, а ее радиус равен радиусу тел качения, размещенных вплотную друт к другу (при выклю ченном положении муфты). Фланцевая втулка 7 связана с нажимны диском 3 через ее ступицу 11, свободный конец которой закреплен в хвостовике нажимного диска с i помош;ью установленных на нем шайбы 12 с гайкой 13, На шлицах ступицы 11 фланцевой втулки 7 установлена гайка 14, навинченная на хвостовик нажимного диска 3, В корпусе муфты смонтирована втулка 15, на шлицах которой установлена фланцевая втулка со ступицей 11, Через флан цы втулки 15 и фланцевой втулки 7 пропущен палец 16 с головкой, упирающейся в обойму 8, Ведомый вал 4 установлен в подшипниках 17 и 18, смонтированных во втулке 15 и ведущей полумуфте 1, В процессе нормальной работы вращение от ведущей полумуфты 1 через корпус 2, нажимной диск 3, ведущие 5 и ведомые 6 диски с торцовыми кулачками передается ведомому валу 4, При перегрузке, замедлении вращения или резкой остановке ведомого вала 4 диски 5 и 6 с торцовыми кулачками за счет расклинивающего действия последних расходятся, отжимая нажимной диск 3 в сторону срабатывающего устройства Вместе с нажимным диском 3 отходит связанная с ним ф.ланцевая втулка 7, при этом тела качения выживаются из канавок 9 в корпусе 2 в промежуток между фланцевой втулкой 7 и обоймой 8, что приводит к перераспределению нагрузки от усилия пружин: она уменьшается на корпусе 2 и увеличивается на фланцевой втулке. При таком перераспределении нагрузки усилие от пружины, передающееся нажимному диску 3, постепенно уравновещивается давлением от него на фланцевую втулку 7, чем обеспечивается общее снижение давления от пружин на пакет дисков 5 и 6 и соответственно уменьшается крутящий момент, передаваемый муфтой. При полном выходе тел качения из канавок 9 в корпусе 2 ведущей полумуфты, связанные с нажимным диском 3 и фланцевой втулкой 7 детали, отходят в крайнее положение, а ведущие элементы муфты прекращают передачу крутящего момента на ведомый вал и связанную с ним трансмиссию мащины. Нажимной диск 3, диски 5 и 6 с торцовыми кулачками и детали срабатывающего устройства вводятся в рабочее положение путем перемещения их в обратном -направлении. Это производится тгринудительным утапливанием пальцев 16 в отверстия втулки 15, осуществляемым с помощью любого привода. Предельный момент, передаваемый муфтой, регулируется вращением втулки 15 относительно корпуса 2, При этом через ступицу 11 вращение передается гайке 14, которая, смещаясь по резьбе хвостовика нажимного диска 3, изменяет усилие от сжатия пружины, В предлагаемой муфте упрощается конструкция механизма отключения пружин и соответственно улучщается технология ее изготовления. Благодаря снижению величины контактных напряжений в деталях механизма отключения пружины повыщается долговечность, стабильность и точность срабатывания муфты.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная многодисковая муфта | 1983 |
|
SU1200024A1 |
Фрикционная обгонная муфта | 1990 |
|
SU1783188A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1978 |
|
SU857594A1 |
Предохранительная шариковая муфта | 1977 |
|
SU657193A1 |
МУФТА ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ | 2007 |
|
RU2336447C1 |
Предохранительная муфта | 1978 |
|
SU684208A1 |
ДВУХСКОРОСТНАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2017 |
|
RU2669492C1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1989 |
|
SU1762018A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1975 |
|
SU561818A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1974 |
|
SU504891A1 |
Авторы
Даты
1976-09-25—Публикация
1975-07-24—Подача