1
Изобретение относится к области цветной металлургии, в частности к апюкшниевым сплавам, применяемым для поршней двигателей внутреннего сгорания и головок цилиндров двигателей с воздушным охлаждение м.
Известен алюминиевый сплав АЛЗО l следующего химического состава (в вес,% Кремний11-13
Медь0,8-1,5
Магний0,8-1,3
Никель0,8-1,3
Алюминийостальное.
Сплав имеет следующие механические свойства:
Предел прочности,
кгс/мм 20
Относительное удлиненивз
0,5
Твердость по Бринелю
кгс/мм.
9О
Длительная прочность при
температуре 300 С за 125 час,
кгс/мм 4,5,
Однако жаропрочность и износостойкость известного сппава недостаточно высоки.
Наиболее близким к описываемому изобретению по тех1шческой сущности и достигаемому результату является алюминиевый сплав АЛ25 2 следующего химического состава ( в вес. %):
Кремний11,0-13,0
Медь1,5-3,0
Магний0,8-1,3
Никель.0,8-1,3
Марганец0,3-0,6
Титан0,О5-О,2
Хромдо 0,2
ЖелезоДО 0,8.
Сплав имеет следующие механические свойства:
Предел прочности,
кгс/мм22
Относительно удлинение,%0,5
Твердость по Бринелю,
кгс/мм 110
Длительная прочность при
температуре ЗОО С за
125 час, кгс/мм5
Цепью изобретения явпяетс;я повышение механических свойств сплава.
Поставленная цель достигается тем, что в сплав на основе алюминия, содержащий кремний, медь магний, никель, мар ганец, титан хром и железо, дополнительно введен но крайней мере элемент, выбранный из группы, содержащей фосфор и серу, при следующем соотношении компонентов (в вес, %):
Кремний11,0-13,0
Медь1,5-3,0
Магний0,25-0,8
НикельIj5-3,0
Марганец0,,5
0,1-0,35
0,2-0,5
0,2-1,5
По крайней мере один элемент, ный из группы, содерл ащей Фосфор
0,005-0,1 Серу Aлю fflний остальное.
Дополнительное легирование сплава фосфором и серой, а также увеличение содержания никеля и хрома приводит к повыа:ению прочностных характеристик сплава.
Механические свойства отдельно отл;:тых в кокиль образцов заявляемого химического состава приведены в таблице.
Сплавы приготовляли в электропечи
с графитовым тиглем. Отлитые образцы подвергали термообработке по режиму нагрев при температуре 200ilO С в течение 10 час с последующ1 м охлаждением на воздухе .
Предложенный сплав может быть использован для литья поршней двигателей внутреннего сгх1рания и головок цилиндров двига1-елей с воздушным охлаждением.
Внедрение этого сплава взам.ер: применяемых в настоящее время на ВАЗ е и ЗИЛ е сос:тавит эконо -шю по предварительным расчетам., свыше 500 тыс, руб„ в год.
Формула изобретения
Сплав на основе алюминияз содержащий кремний, медь, магний, никель, марганец, титан, xpOMj железо, отличающийся тем, что, с целью повышения механических свойств, он дополнительно содержит по крайней мере один элемент, выбранный из группы, содержащей фосфор и серу, при следующем соотношении компонентов (в вес. %):
Кремний11,0-13,0
Медь1,5-3,0
Магний0,25-0,8
Никель1,5-3,0
Марганец0,2-0,5
Титан0,1-0,35
Хром.0,2-0,5
Железо0,2-1,5 По крайней мере один элемент из группы, содержащей
фосфор, серу0,005-0,1
Алюминийостальное
Источники информации, принятые во внмание при экспертизе:
1.Инженерная монография Цветное литье. Изд., Машиностроение, Москва, 1966 г., стр. 10,30.
2.ГОСТ 2685-63.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ И ИЗДЕЛИЕ ИЗ НЕГО | 2001 |
|
RU2209844C1 |
ВЫСОКОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО | 2000 |
|
RU2184166C2 |
ЛИТЕЙНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 2008 |
|
RU2385358C1 |
СОСТАВ ШИХТОВОЙ ЗАГОТОВКИ ЖАРОПРОЧНОГО СПЛАВА НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ С РАВНООСНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЛЯ ЛИТЬЯ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК | 2014 |
|
RU2562202C1 |
Чугун | 1980 |
|
SU863700A1 |
Чугун | 1983 |
|
SU1096299A1 |
Чугун | 1981 |
|
SU947216A1 |
ПОРОШКОВЫЙ АЛЮМИНИЕВЫЙ МАТЕРИАЛ | 2019 |
|
RU2737902C1 |
СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ ЭТОГО СПЛАВА | 2010 |
|
RU2431692C1 |
Серый чугун | 1981 |
|
SU973656A1 |
Авторы
Даты
1977-01-05—Публикация
1975-07-15—Подача