1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для автоматического соединения и разъединения валов, Б зависимости от их относительной скорости, В автомобилях, в станках, в тракторах, в импульсных вариаторах и др, квшинах.
Известна муфта свободного хода, со- держащая ведущую полумуфту, в пазах которой установлены тепа заклинивания, выполненные В виде заполненных рабочей жидкостью баллонов, и взаимодействук щую с ними ведомую полумуфту 1 .
Однако на рабочих поверхностхк известной муфты возникают большие контактнью напряжения, что уменьшает ее нагрузочную способность и долговечность.
Отличительной особенностью описываемой муфты является то, что баллоны заполнены жидкостью под избыточным давлением и снабжены элементами для передачи усилия ведущей полумуфты на рабочую жидкость и элементами для передачи давления ноидкости на рабочую поверхность ведомой полумуфты.
2
Кроме того, помянутые элементы выполнены В виде пл т1жеров, установленных В отверстиях баллонов.
Кроме того, диаметр плунжеров, взаимодействуюших с ведущей полумуфтой, меньше диаметре плунжеров, взаимодействующих с ведомой попумуфтой. Такое выполнение муфты повышает ее нагрузочную способность и долговечность.
На фиг. 1 показана муфта свободного
хода В разрезе; на фиг. 2 - разрез по А-А на фиг. 1.
Муфта содержит ведущую полум -фту 1 с осевыми пазами 2, по обе стороны кото-
рой находятся диски 3 и 4 ведомой полумуфты. В пазах 2 ведущей полумуфты расположены тела заклинивания в виде бал лонов 5, заполненных рабочей жидкостью под избыточным давлением. В качестве рабочей жидкости может быть использована любая известная жидкость, в частности гидропластмасса. Балпоны 5 снабжены элементами для передачи усилия ведущей полумуфты 1 на рабочую жидкость и эпементами для передачи давления жидкости
на рабочую поверхность ведомой полумуфты. Упом янутые элементы выполнены в виде плунжеров 6, прилегающих торцом к стенке паза 2 ведущей полумуфты 1, и со осно расположенных плунжеров 7 и 8, вза- имодействуюших с соответствующими торцовыми поверхностями дисков 3 и 4 ведомой полумуфты, причем диаметр плунжеров 6 меньше диаметра плунжеров 7 и 8, например, в два раза. При использовании в качестве рабочей жидкости гидропластмассы, уплотнения плунжеров 6 с целью исключерия утечки жидкости не требуется.
Муфта работает следующим образом.
При вращении ведущей полумуфты 1
стенки пазов 2 нажимают на плунжер 6, которые перемещаются внутрь баллона 5 и повышают давление жидкости внутри него. Под воздействием увеличивщегося избыто ; ного давления внутри баллонов 5 плунже- ры 7 и 8 прижимаются к дискам 3 и 4 ве домой полумуфты, муфта заклинивается и все ее элементы вращаются как одно жесткое звено.
При изменении направления вращения ведущей полумуфты 1 давление внутри баллонов 5 падает до первоначального. Усилие плунжеров и 8 к дискам 3 и 4 уменьшае ся и ведомая полумуфта может свободно вр шаться относительно ведущей.
Муфта обратима, т. е. в зависимости от относительной скорости вращения передача крутящего момента может происходить как
от ведущей полумуфты на ведомую, так и от ведомой полумуфты на ведущую.
Формула изобретения
1, Муфта свободного хода, содержащая ведущую полумуфту, в пазах которой установлены тела заклинивания, выполненные в виде заполненных рабочей жидкостью баллонов, и взаимодействующро с ними ведомую полумуфту, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и долговечности муфты, 6ajfrлоны заполнены жидкостью под избыто ным давлением и снабжены элементами для передачи усилия ведущей полумуфты на рабочую жидкость и элементами для передачи давления жидкости на рабочую поверхность ведомой полумуфты.
2. Муфта по п. 1,отличающая с я тем, что, упомянутые элементы выпонены в виде плунжеров, установленных в отверстиях баллонов.
3. Муфта по пп. 1, 2, отличающая с я тем, что диаметр плунжеров, взаимодействующих с ведущей полумуфтой, меньще диаметра плунжеров, взаимодействующих с ведомой полумуфтой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР № 391304; Р 16 D 41/07, 1973 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА | 1996 |
|
RU2126501C1 |
Клиновой механизм свободного хода | 1986 |
|
SU1399541A1 |
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА | 2000 |
|
RU2176041C2 |
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА | 2000 |
|
RU2190131C2 |
Центробежная фрикционная муфта | 1976 |
|
SU602711A1 |
Муфта ефнипр-1 | 1974 |
|
SU542041A1 |
Винтовой забойный двигатель | 2002 |
|
RU2224078C2 |
ГИДРАВЛИКО-ИНЕРЦИОННЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ, ЕГО КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ И СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИМИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 2010 |
|
RU2438048C1 |
СКВАЖИННЫЙ ГЕНЕРАТОР | 2010 |
|
RU2426874C1 |
СКВАЖИННЫЙ ГЕНЕРАТОР | 2010 |
|
RU2425973C1 |
Авторы
Даты
1977-01-05—Публикация
1974-12-13—Подача