1
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для автоматического включения (или выключения) ведомого вала при достижении веаущим валом, определенной частоты вращения, а так- .5 же для предохранения ведомого звена привода ют перегрузок....
Известна центробежная фрикционная муфfTa, в которой ведущая и ведомая полумуфты, jg сцепляются с помощью центробежной массы, например дроби. Ведущая полумуфта вьшолнена составной и пустотелой в виде двух тороидальных половин, входящих одна в другую и имеющих внутренние конические по- ij вepxнocти, при этом одна из половин подвижha в осевом направлении, имеет на наружном орце фрикционную накладку 1J.
К недостаткам, известной муфты относят ся неуравновешенность системы вследствие 20 неравномерного объемного распределения центробежной массы по периметру, малая надежность в работе из-за возможного заклинивания дроби между внутренними коническими поверхностями, а также низкая на-25
грузочная способность; кроме того, муфта не имеет плавности включения.
Известна также центробежная фрикционная муфта, которая содержит ведомую толумуфту и ведущую полумуфту.с фрикционной накладкой, .поджимаемой к ведомой полумуфте устройством автоматического прижима, которое выполнено в виде центробежных плунжеров, перемещающихся в заполненных рабочей средой радиальных отверстиях ведущей .полумуфты, и эластичной шины, несущей фрикционную накладку, внуагренняя полость которой связана с радиальными отверстиями и заполнена рабочей средой 2J.
Эта муфта наиболее близка к изобретению по технической сущности к достигаемому результату.
Однако в этой муфте сила сцепления полумуфт небольшая, поскольку ее значительная часть идет на деформацию шины. Кроме того, ее недостатки заключаются в сложности сборки и крепления шины к барабану, а также в малом сроке службы шины.
Повышение нагрузочной способности предлагаемой муфты и упрощение ее регулировки обеспечивается за счет того, что устройство автоматического прижима снабжено Поршнем, на внешнем торце которого закреплена фрикционная накпаака, а ведущая полумуфта, имеет центральную полость, заПоЛненную рабочей средой и связанную каМалами с периферийной частью (шдиальных от йерстий, при этом поршень установлен в полости с ВОЗМОЖНОСТЬЮ осевого перемещения и поджат к ведущей полумуфте регулируемьь ми пружинными элементами, которыми снабжена муфта и которые установлены на ее внешней поверхности. Кроме того, поршень может иметь сливное отверстие, закрытое пробкой и расиоложен ное вдоль оси его вращения, В качестве рабочей срецы может быть испооьзован гндропласт. На фиг, 1 изображена предлагаемая, (центробежная фрикционная муфта, продольный разрез; на фиг, 2. - разрез по А-А на фиг, 1, На ведущем валу 1 установлена полумуфта 2, в теле которой выполнены радиальные отверстия 3, в которых свободно (по сколь зящей посадке) установлены цилиндрическиецейтробежные плунжеры 4. Концы радиальны 01тверстий герметично закрыты кольцом 5, напрессованным на полумуфту. На свободном конце ведущей полумуфты в ее центральной полости установлен поршень 6, подвижный в осевом направлении. Полость соединена продольными каналами 7 с периферийной частью радиальных отверстий и заполнена рабочей средой 8, например индустриальным маслом I либо гидропластом. На внешней поверхности поршня установлена фрикционная накладка 9,причем попериферии передней час ти порщня выполнены радиальные выступы 10 свободно входящие в осевые прорези 11 кор пуса ведущей полумуфты. Поршень подпружи нен в сторону ведущего вала пружинами 12 установленными на свободных концах болтов 13. Усилие сжатия пружин регулируется гайками 14.Напротив-фрикционной накладки 9 расположена ведомая фланцевая полумуфта 15, связанная с концом вала 16. Кроме этого, ближние к оси муфты концы радиальных отверстий 3 соединены наклонными отверстиями 17 с атмосферой. Для заполнения ведущей полумуфты рабо чей средой и стравливания воздуха установлена пробка 18, завинченная в центральное сливное резьбовое отверстие поршня.. Работа муфты заключается в следующем. В начальный момент работы поршень 6 под Цействием пружин 12 находится в пра вом крайнем положении, и между ближними торцами фрикционной накладки 9 и ведомой олумуфты 15 имеется зазор, величиной -2 мм. Цилиндрические центробежные лунжеры 4 находятся на ближнем к оси уфты расстоянии. При вращении ведущего вала 1 с полууфтой 2 плунжеры 4 под действием ценробежных сил перемещаются в радиальном аправлении, вытесняя рабочую среду 8 с онцов радиальных отверстий 3 проольные каналы 7 в центральную полость. то приводит к увеличению объема центральой полости и, следовательно, к перемещению оршня 6 с фрикционной накладкой 9 влево, до ее контакта с торцом ведомой полумуфты. Поскольку гидравлическое давление на концах радиальных отверстий от действия центробежных плунжеров 4 большие, то, следовательно, таким же будет и давление в центральной полости, но поскольку рабочая площадь поршня большая (в 20-30 раз больше сечения радиального отверстия 3), то осевая сила поршня 6 будет также примерно в 2О-ЗО раз больше силы давления центробежного плунжера на рабочую среду. Таким образом , в данной конструкции муфты достигается выигрыш в осевой силе в десятки раз. При движении поршня вправо рабочая среда через продольные каналы 7 поступает в радиальные отверстия и перемещает цилиндрические плунжеры « направлении к оси муфты. Находящийся под плунжерами 4 воздух через отверстия 17 вытесняется в атмосфе- Таким образом, при включении привода обеспечивается плавное автоматическое сцепление полумуфт и большая сила поджима ведущей фрикционной накладки к торцу ведомой полумуфты. Так, например, для муфты с диаметром поршня 12 см, частотой вращения 20О 1/сек и длиной цилиндрического плунжера 2 см, величина силы прижима поршня с фрикционной накладкой к ведомой полумуфте составляет 205 кг. 5 ормула изобретения 1. Центробежная фрикционная муфта, содержащая ведомую полумуфту и ведущую полумуфту с фрикционной накладкой, поджимаемой к ведомой полумуфте устройством автоматического прижима, которое вьтолнено в виде центробежных плунжеров, перемещающихся в заполненных рабочей средой радиальных отверстиях ведущей полумуфты, отличающаяся тем.
что, с целью поньииення нагрузочной способности и упрощения ее регулиров|(и, устройство автоматического прижима снабжено поршнем, на внешнем торце которого закреплена фрнкинонная накладка, а ведущая полумуфта имеет центральную полость, заполненную рабочей средой.и связанную каналами а пернфернйной частью радиальных отверстий, при этом поршень установлен в центральной полости с возможностью осевого перемещения н поджат к ведущей полумуфте регулируемыми пружинными эле 1ентами, которыми снабжена муфта и которые расположены на ее внешней поверхности.
2.Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что поршень имеет c;mf.vное отверстие, закрытое пробкой и pacno-ir женное вдоль его оси вращения,
3,Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что в качестве рабочий
Iсреды использован гидропласт.
Источники информации, принятые по внимание при экспертизе:
1.Патент ФРГ № 110x108, кл. 47 с 13, 1961.
2.Авторское свидетельство СССР № 115О52, кл: F 16 1) 43/284, .1958.
S О Г2 f
И
W
№
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Автоматическая фрикционная муфта | 1976 |
|
SU647482A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1974 |
|
SU505833A1 |
ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2708963C1 |
ОБРАТНЫЙ ПОВОРОТНЫЙ ЗАТВОР (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2514452C1 |
Центробежная муфта | 1976 |
|
SU666331A1 |
Муфта включения | 1986 |
|
SU1434173A1 |
Фрикционная центробежная муфта | 1984 |
|
SU1232869A1 |
ШАРИКОВАЯ ГИДРОУПОРНАЯ МУФТА С РЕГУЛИРУЕМОЙ ЧАСТОТОЙ ВРАЩЕНИЯ ВЫХОДНОГО ВАЛА | 2007 |
|
RU2374525C2 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ УГЛОВОГО ВЗАИМОПОЛОЖЕНИЯ ВЕДУЩЕГО И ВЕДОМОГО ВАЛОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2088777C1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1976 |
|
SU597879A1 |
Авторы
Даты
1978-04-15—Публикация
1976-02-23—Подача