1
Изобретение относится к авиадвигтелестроениго, в частности к способам восстановления пера лопатки турбомашины.
Известен способ восстановления пера лопатки турбомашины, по которому поврежденный участок передней кромки срезают по высоте лопатки и на его место вваривают вкладыш из того же материала, что и материал лопатки, после чего отремонтированный участок профиля обрабатывают, и полируют .
Однако такой способ трудоемок и требует сложного сварочного и технологического оборудования, так как лопатка имеет переменную толщину-и сложную криволинейную форму стыка под сварку и вследствие большой протяженности последнего склонна к короблению .
Известен также способ восстановления пера лопатки турбомашины, являющийся наиболее близким техничесКИМ решением к предложенному, по которому на поврежденном участке пера лопатки выполняют цилиндрическую выемку, устанавливают в ней вкладьш и приваривают последний электроннолучевой сваркой, перемещая луч по окружности, вводя его в начальный момент со стороны вкладьша и выводя в конце сварки на вкладыш строго в одной точке 2.
Однако по такому способу невозможно восстановить перо лопатки при повреждении кромок или участков вблизи кромок. Кроме того, вкладьпп нельзя использовать как базу для обеспечения строгого следования луча по поверхности контакта и в связи с этим требуется более сложнее технологическое оборудование.
Целью изобретения является упрощение технологии и снижение трудоемкости восстановления пера лопаток при ремонте. Это достигается тем, что выемку выполняют с центром вне профиля пера, на последнем со стороны корыта и спинки по поверхности контакта укрепляют накладки, устанавливая их заподлицо со вкладышем в месте максимальной толщины выемки а сварку ведут по стыку вкладьша и накладок односторонне на глубину, превышающую толщину вкладыша. На фиг. показана схема предварительной подготовки поверхности лопатки; на фиг. 2 - лопатка, подго товленная к сварке, на фйр. 3 разрез А-А на фиг. 2j на фиг. 4 лопатка с восстановленным пером. В лопатке 1, в зоне повреждения кромкиi выполняют выемку 2 в виде части цилиндра, центр окружности ко торого расположен за кромкой пера. Вкладьш 3 выполнен также в виде цилиндра, радиус окружности которого равен радиусуокружности выемки, а в центре вкладыша имеется отверстие 4, не пересекающее линию кромки. Лопатка имеет переменную толщину по окружности выемки, а вкладьии 3 имеет постоянную высоту, превышающу максимальную толщину выемки на вели чину ТОЛП1ИНЫ накладок 5. При новлеиии пера устанавливают в выемку 2 вкладыш 3. С обеих сторон профиля пера размещают технологические накладки 5. В собранном положении лопатку 1 со вкладышем 3 и- двумя накладками 5 фиксируют в зажиме спе циального приспособления (не показа но) . Сварку ведут с одной стороны на проплав по стыку вкладьппа 3 и накла 84 ки 5, при этом лопатка 1 вращается относительно оси отверстия 4 и вкладьппа 3. Начало и конец сварки производят по стыку вкладыша и иакпадки вне профиля лопатки для исключения образования кратера от ввода и вывода луча на восстаиавливаемом участке. После сварки вкладьш с на- . кладками отрезают вдоль кромки пера, а профиль в месте сварки вкладыша обрабатывают и полируют. Формула язобретеиия Способ восстановления пера лопатки турбомашииы путем выполнения на поврежденном участке цилиндрической выемки, установки в ней вкладыша и приваривания его электроииолучевой сваркой по поверхности контакта с последующей механической обработкой отличающийся тем; что, с целью упрощения технологии и снижения трудоемкости, выемку выполняют с центром вне .профиля пера, на последнем со стороны корыта и спинки по поверхности контакта укрепляют накладки, устанавливая их заподлицо со вкладышем в месте максимальной толщины выемки, а сварку ведут по стыку вкладыша и иакладок односторонне на глубину, превышающую толщину вкладьшга. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Проспект фирмы СИЛКИ Франция , СИАКИ и аэрокосмическая промьштеиность, 1974. 2.Патент Великобритании №1271662, кл. В 2 R, 1972 (прототип).
начало с9арки
Конец с&арки
Фиг1
Фиг. г
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛОПАТОК ТУРБОМАШИН | 2001 |
|
RU2185945C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА МОНОКОЛЕСА ТУРБОМАШИН | 2009 |
|
RU2419527C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЕРА ЛОПАТКИ ТУРБОМАШИНЫ | 2009 |
|
RU2440877C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛОПАТОК ТУРБОМАШИН | 2009 |
|
RU2420383C2 |
Способ изготовления моноколеса ГТД из заготовки с обнаруженными при её обработке дефектами | 2015 |
|
RU2612108C1 |
ЛОПАТКА ТУРБОМАШИНЫ, СОДЕРЖАЩАЯ НАКЛАДКУ, ЗАЩИЩАЮЩУЮ ТОРЕЦ ЛОПАТКИ | 2013 |
|
RU2646168C2 |
СПОСОБ РЕМОНТА РАБОЧИХ КОЛЕС ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2005 |
|
RU2279960C1 |
Лопатка турбомашины | 1982 |
|
SU1089280A1 |
Способ изготовления упрочняющей накладки передней кромки лопатки вентилятора | 2019 |
|
RU2711697C1 |
КОМПОЗИЦИОННАЯ ЛОПАТКА ТУРБОМАШИНЫ | 2007 |
|
RU2350757C1 |
А-А
Фиг Л
Авторы
Даты
1981-12-15—Публикация
1975-11-27—Подача