(54) ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА чертежам) и таким образом ввести штифты 3, 4 в контакт с левыми концами соответствующих назов 6, 7. Основание 1 снабжено выступающей от его нижней части вверх расноложенной по его периферии стенкой, со свободной кромкой которой соприкасается крыщка; основание 1, стенка и крыщка образуют корпус, в котором расположен элемент 5. С элементом 5 соединен выступающий через отверстие стенки рычаг 9 переключения, с помощью которого элемент 5 может вручную перемещаться относительно основания 1. Пружины 8 стремятся сместить элемент 5 в среднее, нерабочее положение, в котором штифты 3, 4 находятся в контакте с левыми концами, соответствующих пазов 6, 7. Элемент 5 может быть перемещен цз своего среднего, нерабочего положения по часовой стрелке или против часовой стрелки, причем для поворота элемента 5 по часовой стрелке необходимо повернуть по часовой стрелке рычаг 9, при этом элемент 5 поворачивается вокруг щарнирной стойки (щтифта) 3, сжимая пружины 8; одновременно происходит перемещение щтифта 4 вдоль паза 7. Длина паза 7 определяет расстояние, на которое может быть перемещен элемент 5. Аналогично, при необходимости перемещения элемента 5 из нерабочего положения против часовой стрелки рычаг 9 поворачивается против часовой стрелки. При этом пружины 8 сжимаются. Элемент 5 несет подвижные электрические мостиковые контакты (не показаны), взаимодействующие с неподвижными контактами (не показаны), установленными в основании 1. При установке элемента 5 в среднее, нерабочее положение установленные на нем подвижные контакты разомкнуты. При перемещении элемента 5 по часовой стрелке в крайнее его положение в рез льтате соединения неподвижных и подвижных контактов происходит замыкание первой электрической цепи; аналогично, при перемещении элемента 5 в крайнее положение против часовой стрелки в результате соединения неподвижных и подвижных контактов происходит замыкание второй электрической цепи. Первая и вторая электрические цепи связаны, например, с лампами указателей поворота транспортного средства, на котором установлен переключатель, и, таким образом, замыкание, например, первой цепи обеспечивает подачу питания на лампы правого указателя поворота, а замыкание второй цепи - подачу питания на лампы левого указателя поворота. Крайние полол ения, занимаемые элементом 5 при перемещении его по часовой стрелке и против часовой стрелки, являются первым и вторым рабочими положениями этого элемента, и для удержания элемента 5 в первом или втором рабочих положениях с возможностью его освобождения предусмотрены средства стопорения. Средства стопорения содержат защелку 10, шарнирно закрепленную на элементе 5 и расположенную между элементом 5 и основанием 1. Защелка 10 расположена с противоположной относительно места расположения щтифтов 3, 4 стороны оси привода 2 и смещается пружиной относительно элемента 5 в среднее, нерабочее положение, в котором, в случае установки элемента 5 в его среднее, нерабочее положение, эта защелка ориентирована радиально, в направлении к приводу 2. Кроме того, средства стопорения содержат пару упоров И, 12, выступающих от основания 1. При установке защелки 10 и элемента 5 в нерабочие положения упоры И, 12 располагаются на равных расстояниях от радиуса, проведенного через ось защелки 10. Упоры 11, 12 обращены к приводу 2 поверхностями Па, 12а, выполненными по дугам окружностей; при установке элемента 5 в его первое рабочее положение ось поверхности 12а совпадает с осью щарнира защелки 10, а при установке элемента 5 во второе рабочее положение с осью щарнира защелки 10 совпадает ось поверхности Па. Ради)сы кривизны поверхностей Па, 12а равны между собой; в обращенной к основанию 1 поверхности защелки 10, между местом ее щарнирного крепления и свободным ее концом выполнен вырез 13, в который может входить какой-либо из упоров 11, 12. К оси шарнира защелки обрашена криволинейная поверхность 13а выреза 13, центр кривизны поверхности 13а лежит на оси щарнира защелки 10, а радиус этой кривизны равен радиусам поверхностей Па, 12а. В корпусе 1 установлена с возможностью вращения втулка 14 язычка, соединенная с рулевым веслом и вращающаяся совместно с ним. В радиальном направлении наружу от втулки 14 выступает язычок 15, свободный конец которого в процессе работы описывает в корпусе переключателя круговую траекторию, лежащую в плоскости, в которой расположена защелка 10. Стопорный механизм переключателя работает следующим образом. При необходимости установки переключателя в его первое рабочее положение рычаг 9 поворачивается по часовой стрелке, и элемент 5 поворачивается вокруг штифта 3. В начальный период этого движения защелка 10 перемещается совместно с элементом 5 и удерживается в нерабочем положении относительно элемента 5 своей центрирующей пружиной. При приближении элемента 5 к первому рабочему положению боковая поверхность защелки 10 входит в соприкосновение с боковой поверхностью упора 11, при дальнейщем перемещении элемента 5 защелка 10 принудительно поворачивается относительно элемента 5с преодолением сопротивления центрирующей пружины защелки. Вследствие того, что элемент 5 поворачивается не вокруг оси привода , а вокруг оси штифта 3, при перемещении лемента 5 возникает составляющая движения ащелки, направленная радиальио внутрь,
Размещение и форма защелки 10 и упора 11 таковы, что при достижении элементом 5 его первого рабочего положения вырез 13 совмещается с упором И, благодаря чему защелка 10 получает возможность вернуться под действием своей центрирующей пружины в среднее положение; упор 11 располагается в вырезе 13, причем поверхность 13а выреза контактирует с поверхностью 12а упора 12. При перемещении элемента 5 из его среднего, нерабочего положения в первое рабочее положение пружины 8 сжимаются и стремятся сместить элемент 5 обратно, в сторону среднего его положения. Однако взаимодействие поверхности 13а с поверхностью 12а обеспечивает стопорение элемента 5 и удержание его в первом рабочем положении.
При установке элемента 5 в его среднее, нерабочее положение свободный конец защелки 10 располагается за пределами окружности, по которой движется язычок 15. Однако при взаимодействии защелки 10 с упором И или упором 12 свободный конец защелки располагается в пределах окружности, по которой движется язычок 15. Когда элемент 5 удерживается в своем первом рабочем положении благодаря взаимодействию поверхности 13а защелки с поверхностью 12а упора 12, рулевой вал поворачивается первоначально по часовой стрелке. При этом язычок 15 воздействует на защелку 10 и заставляет ее повернуться относительно элемента 5 против часовой стрелки. При этом перемещении защелка 10 не выходит из взаимодействия с упором 12, протяженность которого достаточно велика для того, чтобы при повороте защелки на ее щарнирной опоре на расстояние, достаточное для прохождения язычка 15, поверхности 12а и 13а продолжали находиться во взаимном контакте. Таким образом, в первый период движение рулевого вала не вызывает перехода переключателя в нерабочее положение. Однако при завершении выполнения поворота рулевой вал поворачивается против часовой стрелки с целью возвращения транспортного средства к прямолинейному движению. При этом язычок 15 вновь воздействует на защелку 10 и на этот раз заставляет ее повернуться относительно элемента 5 по часовой стрелке. При этом происходящем под воздействием язычка 15 перемещении защелки последняя и упор 12 разъединяются, в результате стопорение прекращается, элемент 5 освобождается и получает возможность под действием пружин 8 вернуться в свое нерабочее положение. Если рычаг 9 не удерживается от перемещения, пружины 8 возвращают элемент 5 в его нерабочее положение. Если рычаг 9 удерживается от перемещения и тем самым удерживает элемент 5 в его первом рабочем положении, то после поворота защелки 10 на угол, достаточный для прохождения язычка 15, центрирующая пружина защелки 10 возвращает ее во взаимодействие с упором 12, в результате чего элемент 5 вновь оказывается
застопоренным в своем первом рабочем положении.
Работа стопорного механизма при установке элемента 5 в его второе рабочее положенпе совпадает с изложенным выше, за исключением того, что в работе механизма вместо упора 12 участвует упор 11.
Целесообразно такое выполнение электрических контактов переключателя, при котором замыкание первой и второй электрических цепей происходит до момента достижения элементом 5 положения, в котором он стопорптся защелкой 10. Практически частичное замыкание названных цепей происходит
до момента соприкосновения ,защелки 10 с торцовой поверхностью упоров 11 или 12. Очевидна, таким образом, возможность установки элемента 5 с помощью рычага 9 в такое положение, при котором первая либо вторая
электрическая цепь оказывается замкнутой, однако при освобождении рычага 9 происходит возврат элемента 5 в нерабочее положение без воздействия со стороны язычка 15. Имеется возможность перевода переключателя из любого его рабочего положения в нерабочее положение вручную. Освобождают элемент 16, который нереходит при этом в нерабочее положение. После выхода защелки 17 из взаимодействия с упором последний возвращается своей пружиной в нерабочее положение и оказывается готовым к следующему циклу работы переключателя.
Контакты первой и второй электрических цепей, замыкаемые переключателем, выполйены так, что их замыкание происходит до момента установки элемента 16 в его первое и второе рабочие положения. Замыкание этих цепей происходит практически в момент движения элемента 16, когда защелка 17 входит в соприкосновение с торцом соответствующего упора. Эта особенность обеспечивает возможность установки элемента 16 в такое положение, при котором он после освобождения может автоматически вернуться в нерабочее положение и при котором происходит замыкание соответствующей электрической цепи. Указанное устройство необходимо при переходе движущегося транспортного средства из одного ряда в другой; в этом случае перемещение рулевого вала транспортного средства может оказаться недостаточным для перевода переключателя из того или ипого рабочего положения в нерабочее. При подходе элемента 16 к его рабочим положениям центрирующая
пружина защелки 17 создает сопротивление движению этого элемента, но при освобождении элемента 16 возвращение переключателя в нерабочее положение произойдет автоматически.
Наличие указанной особенности может создать затруднение, заключающееся в том, что при удержании элемента 16 в положении, при котором защелка 17 взаимодействует с торцом, например, упора 18, причем рулевое колесо поворачивается с целью выполнения правого поворота, язычок 19 может упереться в защелку 17 и взаимодействие защелки 17 с торцом упора 18 создаст препятствие дальнейщему повороту рулевого колеса. Торцовые поверхцости упоров 20, 18 выполиены скошенными, благодаря чему взаимодействие язычка 19 с защелкой 17 в момеит, когда последняя находится в соприкосновении с торцовой поверхностью одного из упоров, не создаст препятствий вращению рулевого вала в процессе управления транспортным средством. При возникновении описанного положения крутящий момент, приложенный к рулевому валу, обеспечивает преодоление усилия пружины, удержив ающей упор в его нерабочем положении за счет взаимодействия между защелкой и торцовой поверхностью упора как между копирами, и тем самым - смещение этого упора вниз, в основание, в результате чего становится возможным преодоление вращения рулевого вала. Усилие, создаваемое пружинами, действующими на элемент 16 при установке его в рабочее положение и стремящимися вернуть этот элемент в нерабочее его положение, недостаточно велико для того, чтобы заставить защелку 17 пройти над упором 20 или 18, т. е. пружины, действующие на элемент 16, недостаточно сильны для преодоления сопротивления пружины, смещающей ползун 21 или 22 в его нерабочее положение.
Из чертежей видно, что скощенными выполнены оба торца каждого из упоров. Нарул ные торцы упоров не участвуют в работе переключателя и выполнены скощенными лищь в целях унификации деталей переключателя. Таким образом, оба упора оказываются идентичными, тогда как в сл)чае выполнения наружных торцов без скосов возникла бы необходимость в изготовлении двух различных упоров.
В обеих описанных конструкциях возможно в случае необходимости размещение штифтов 3, 4 на крышке, возможно также размещение этих щтифтов в случае необходимости на элементах 5, 16, а соответствующих пазов - в основании 1 либо в крышке. Возможно применение одной пружины, ось которой должна предпочтительно совпадать с поперечной осью элементов 5, 16.
Наличие двух различных осей шарниров, вокруг которых происходит движение элементов 5, 16 при переходе в различные рабочие положения, сводит к минимуму возможность «проскакивания, имеющую место при работе
некоторых переключателей указателей поворота, в которых деталь, эквивалентная элементам 5, 16, поворачивается в оба рабочих положения вокруг одной оси. «Проскакивание представляет собой непроизвольное перемещение подвижного элемента переключателя из одного рабочего положения через среднее положение в другое рабочее положение и происходит при автоматическом переводе переключателя (В нерабочее Положение.
Небольшое изменение в обе описанные выше конструкции может быть внесено путем выполнения частей пазов 6, 7, прилежащих к концам их, удаленными от штифтов при нерабочем положении переключателя, увеличенными. Таким образом, эти пазы оказываются неполностью выполненными по дугам окружностей, так как их боковые поверхности не располагаются взаимно эквидистантно. При таком исполнении пазы по-прежнему допускают перемещение элементов 5, 16 вокруг соответствующих противолежащих штифтов, однако штифты не проскальзывают вдоль стенок этих пазов. Выполнение пазов увеличенными сводит к минимуму возможность заклинивания элементов 5, 16 на штифтах при переводе вручную в нерабочее положение, такая возможность может возникнуть при перемещении элементов целиком в сторону оси рулевой колонки с преодолением сопротивления пружин.
Формула изобретения
1.Переключатель указателей поворота, содержащий рулевую колонку, основание, подвижной элемент с одним нейтральным и двумя рабочими положениями, связанный с подвижными контактами, фиксатор рабочих положений в виде защелки с двумя упорами, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, переключатель снабжен двумя дополнительными осями в виде штифтов, установленными на основании и размещенными в дугообразных пазах подвижного элемента, и двумя пружинами для поджатия подвижного элемента к указанным осям, причем радиус кривизны пазов подвижного элемента равен расстоянию между двумя дополнительными осями.
2.Переключатель по п. 1, отличающийс я тем, что, с целью обеспечения четкости включения, защелка шарнирно закреплена на подвижном элементе, а рулевая колонка снабжена язычком для снятия защелки с упоров.
f
.16
n
19
фиг.З
20 21
риг.
18 22
Риг.5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Автоматический телефонный коммутатор | 1923 |
|
SU1850A1 |
Переключатель | 1973 |
|
SU513400A1 |
КОДОВЫЙ ЗАМОК КРАСНИКОВА | 1998 |
|
RU2126879C1 |
КОНЦЕВОЙ ЭФФЕКТОР ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ С ХИРУРГИЧЕСКИМ ИНСТРУМЕНТОМ | 2014 |
|
RU2690895C2 |
Противоугонное устройство для автомобиля | 1970 |
|
SU608460A3 |
КИНОПРОЕКТОР | 1971 |
|
SU301006A1 |
ЗАМОК РЕВЕРСОРА ТЯГИ СО СТОПОРНЫМ МЕХАНИЗМОМ | 2004 |
|
RU2324834C2 |
Переключатель | 1978 |
|
SU817775A1 |
ВАКУУМНЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ И СПОСОБ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ | 2007 |
|
RU2421841C2 |
МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ ХИРУРГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ С МЕХАНИЗМАМИ БЛОКИРОВКИ СИСТЕМЫ ЗАПУСКА | 2014 |
|
RU2675082C2 |
Авторы
Даты
1977-03-30—Публикация
1974-03-27—Подача