1
Изобретение относится к машиностроени к может быть использовано для плавных и точных перемещений рабочих органов машин и станков. Например, опора скольже шя может быть использована для перемещения рабочего органа делительной машины для нарезания дифракционных решеток-дели- тельной каретки.
Известен подшипник скольжения, содержаший корпус, плавающую вт/лку и элемент твердой смазки со средством поджатин его к труш.ейся поверхности, вьхпол- ненным в виде шэ.рнирно чзакрепленногс на корпусе двуплечего рычага, одним плечом соединенным с элементом ткердой смазки а другим - взаимодействующим с иоверхностью скоса, выполненного на плавающей втулке, подиружиненпой в корпусе ij.
Наиболее б гизким к предложенному изоб ретению является подшипник, соцержаший подвижный к нелолэЕ жный элементы, один КЗ которых выполнен в виде антифрикционного элемента, расположенного в обойме, тарнирно соединенной с корпусом и со
стержнем, размещенным обмотки, подключенной к источнику напряжения 2 .
Однако известные подшипники скопьжекия непригодны для малых прерывистых скоростей врашеыия, так как при STOM плавные и точные поворотьз вала становятся затрудни:тельшз ми в результате выцав.чквания смазывающих материалов из зоны тренил.
При парезанйк дифракдаюня-ых решеток на делительных машинах делительная каретка, установленная на опоры скольженкя, совершает шаговьзе,прерывистые иеремещекия, черецс ющиеся с сслтознием оокоя, когда на заготовку наносится очередной LUTfiHX Чередовшгае состояшгй покоя и перемб0з. делитепьной каретки происходит до тех пор, пока не наргаке1 ся вся дифракционная решетка. При нарезании больигах дифракцио}шых решеток, вэс рабочего органе машины - делительной карэ7-ки составляет около 50 кг. В этих условиях происходит деформация материала антифрикпдюнного элемента s процессе перемещении опорьс. Соч:етание режима сухого трения и деформации антифрикционного элемента приводит- к увеличению сипы трения и ее нестабильности. В резупьтате этого плавные и точные неремещения онор скольжения вместе с делительной кареткой становятся невозможными и носят скачкообразный характер. Скачкообразные перемещения рабочего органа делительной машины существенно ухудшают качество изготавливаемых деталей, что выражается в ухудшении спектральных характеристик дифракционных решеток, нарезаемых на делительных машинах.
Целью изобретения является обеспечение работоспособности в условиях жидкой смазки и повышение ппавности и точности переме- 18 шения подвижного элемента опоры. Для этого в опоре скольжения стержень выполнен из магнитострикционного материала и соединен с одной из периферийных поверхностей обоймы, расположенной вблизи входной кромки антифрикционного элемента, другая периферийная поверхность которой, расположенная вблизи выходной кромки анти фрикционного элемента, шарнирно соединена с корпусом. На фигуре 1 изображена опора скольжени рабочего органа, общий вид; на фигуре 2 различные положения антифрикционного элемента в обойме. Опора скольжения содержит корпус 1, который посредством шарнира 2 соединен с пе риферийной поверхностью обоймы 3, расположенной вблизи выходной кромки антифрикцио ного элемента 4, опирающегося через масляную пленку 5 на неподвижный элемент направляющую 6, и магнитострикционный стержень 7, один торец которого через шарнир 8 соединен с периферийной поверхностью обоймы 3, о.агположенной вблизи входной кромки антгшр: кцконногс элемента 4, а друriiM концом жесгко закреплен в корпусе 1. jia сгг, ржно расположена обмотка 9, подключенная к источнику напряжения. Опора скольжения работает следующим образом. Рабочий орган машин и станков, установленный на корпусе 1 опоры скольжения совершает прерывистые, шаговые перемещения, чдредующиеся с положениями покоя, когда происходит o6pa6uijia детали. В случае, если на обмотку 9 не подается напряжение, то через некоторое время масляная пленка 5 выдавливается весом рабочего органа.
Когда рабочий орган находится в состоянии покоя, напряжение от источника питания через коммутатор подается на обмотку 9 и магнитострикционный стержень 7,
сокращаясь, через шарнир 8, соединенный с поверхностью обоймы 3, расположенной вблизи входной кромки антифрикционного элемента 4, приподнимает его, При таком положении антифрикционного элемента 4 смазывающий материал 5 свободно заполняет зону между трущимися поверхностями. К моменту подачи рабочего органа напряжение снимается, отключается от обмотки 9 коммутатором, и магнитострикционный стержень 7 принимает свой обычный раз- мер, а антифрикционный элемент 4 через шарнир 8 занимает горизонтальное положение, В этом случае поверхности скольжения 4 и 6 полностью отделены друг от друга масляной пленкой 5 и трение движения определяется силами вязкости смазываюшего материала, что обеспечивает работоспособность опоры скольжения в условиях жидкой смазки, а также плавность и точность шаговых перемещений рабочего органа, а это в свою очередь улучшает качество обрабатываемых деталей. Формула изобретения Опора скольжения, содержащая подвиж-. ный и неподвижный элементы, один из которых выполнен в виде антифрикционного элемента, расположенного в обойме, шар- нирно соединенной с корпусом и со стержнем, размещенным внутри обмотки, подключенной к источнику напряжения, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения работоспособности в условиях жидкой смазки, стержень выполнен из магнитострикционного материала и соединен с одной из периферийных поверхностей обоймы расположенной вблизи входной кромки антифрикционного элемента, другая периферийная поверхность которой, расположенная вблизи выходной кромки антифрикционного элемента, шарнирно соединена с корпусом. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: 1.Авторское свидетельство № 422877, F 16 С 33/1О, 1971. 2.Авторское свидетельство № 448317, F 16 С 33/10, 1971.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Привод каретки делительной машины | 1984 |
|
SU1180225A1 |
Режущее устройство делительной машины для нарезания дифракционных решеток | 1981 |
|
SU1010027A1 |
Резцовое устройство для нарезания дифракционных решеток | 1976 |
|
SU619323A1 |
Устройство для нарезания ди-фРАКциОННыХ РЕшЕТОК | 1979 |
|
SU806360A1 |
Магнитострикционный привод линейных перемещений | 1980 |
|
SU889978A1 |
Способ ориентирования на рабочей позиции заготовки тороидальной дифракционной решетки | 1982 |
|
SU1127744A2 |
Режущее устройство делительнойМАшиНы для изгОТОВлЕНия плОСКиХ дифРАКциОННыХРЕшЕТОК | 1979 |
|
SU821420A1 |
Привод резцовой каретки делительной машины | 1990 |
|
SU1756114A1 |
Способ ориентирования на рабочей позиции заготовки тороидальной дифракционной решетки | 1979 |
|
SU863305A2 |
Делительная машина для нарезания дифракционных решеток | 1972 |
|
SU452471A1 |
Авторы
Даты
1977-05-05—Публикация
1975-07-01—Подача