(54) ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Якорь электрической машины | 1978 |
|
SU817865A1 |
Якорь электрической машины | 1984 |
|
SU1224907A1 |
Якорь электрической машины | 1979 |
|
SU888336A1 |
Сататор электрической маш ны | 1975 |
|
SU561253A1 |
Способ ремонта якоря тягового электродвигателя | 1984 |
|
SU1243924A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ВЕТОХИНА "ЭМВ | 1992 |
|
RU2043691C1 |
Статор электрической машины переменного тока | 1989 |
|
SU1690084A1 |
Статор электрической машины | 1975 |
|
SU542299A1 |
Сердечник якоря электрической машины | 1988 |
|
SU1504734A1 |
Якорь электрической машины | 1978 |
|
SU792489A1 |
1
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано, например в тяговых электродвигателях тепловозов.
Известна электрическая машина, якорь которой содержит напрессованный на вал пакет активного железа, сжатый с обеих сторон нажимными шайбами, и уложенную в его пазах обмотку 1.
Однако эта конструкция обладает сравнительно невысокой работоспособностью изза замыканий проводников обмотки якоря на пакет железа, являющихся следствием перетирания и перерезания изоляции острыми краями пакета железа и зубцами распущенных пластин на выходе из паза при вибрационном воздействии на обмотку в процессе работы электрической машины.
Наиболее близок к предлагаемому по технической сущности якорь электрической машины, содержащий установленный на валу шихтованный зубчатый сердечник из стали с уложенной в его пазах обмоткой, сжатый с обеих сторон нажимными шайбами, зубцы в торцовых частях имеют ширину . меньшую ширины в средней части. В известной конструкции для предотвращения перетирания и перерезания изоляции на выходе из пазов укладываются предохранительные гильзы из фторопласта, охватывающие с трех сторон торцовые части зубцов сердечника железа.
Однако при работе в условиях частых вибраций, характернь1х для тяговых электродвигателей тепловозов, наблюдаются частые замыкания проводников обмотки на железо якоря. Такие замыкания обусловлены наличием аксиальных (по длине паза) радиальных и тангенциальных вибраций проводниfQ ков обмотки относительно железа якоря, распушением зубцов торцовых пластин сердечника, которому не препятствует указанная конструкция предохранительных гильз. Для тяговых электродвигателей тепловозов характерно сравнительна частое возникновение
15 явления боксования колесных пар, при которых появляются сравнительно большие тангенциальные усилия (по касательной к поверхности укладки обмотки в пазах якоря). Эти усилия изгибают лобовые части обмотки и смещают их относительно пазов, что
2в приводит к перегибам проводников обмотки на выходе их из пазов, возникновению кромочных напряжений по линиям контакта с концевыми пластина.ми сердечника. Подобные явления ускоряют разрушение предохранительных гильз и приводят к возникновению замыканий проводников обмотки на пластины железа якоря. Кроме того, при установке пазовых клиньев на специальном станке, гильзы с одного конца паза выдавливаются пазовыми клиньями, так как ничем не закреплены в аксиальном направлении. Это приводит к снижению надежности якоря электрической машины. Цель изобретения - повышение надежности якоря электрической машинБ путем предотвраш,ения распушения зубцов торцовых листов сердечника якоря и возможных повреждений изоляции обмотки якоря на выходе из пазов сердечника. Указанная цель достигается тем, что в якоре электрической машины, зубцы в торцовых частях по периметру охвачены коронками, имеюшими радиальные выступы, размещенные между листами сердечника и между его торцами и нажимными шайбами, коронки имеют также участки расположенные на дне пазов. На фиг. 1 показан якорь электрической машины; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез В-В на фиг. 1; на фиг. 4 - пакет торцовых листов сердечника с установленными н& его зубцы коронками (вариант с коронками, одеваемыми на каждый зубец), аксонометрия. Якорь электрической машины содержит шихтованный сердечник 1, сжатый с обеих сторон нажимными шайбами 2. Зубцы 3 в торцовых частях по периметру охвачены коронками 4. Коронки 4 имеют радиальные выступы 5, расположенные между торцом сердечника и нажимной шайбой и радиальные выступы 6, расположенные между листами сердечника. Коронки имеют участки 7, выстилающие дно 8 углубленного паза и границу 9 между торцом сердечника и нажимной шайбой. Обмотка закреплена в пазах пазовыми клиньями 10. Коронки 4 выштамповываются из листовой стали вместе с выступами 5 и 6 и участками 7, затем одеваются на пакет листов сердечника с зубцами 3 и углубленными пазами и обжимаются на них. Сердечник -якоря с обеих торцов содержит по пакету листов с коронками на зубцах. После опрессовки сердечника на валу радиальные выступы коронок оказываются сжаты с одной староны между двумя листами сердечника, а. с другой.между торцом сердечника и нажимной щайбой, тем самым коронки закреплены от действия центробежных сил. Коронки, охватывая зубцы сердечника, предотвращают распушение зубцов торцовых листов сердечника и предохраняют обмотку от режуш,его действия сердечника на выходе из пазов последнего. Таким образом, предлагаемое устройство позволяет повысить надежность якоря электрической машины. Формула изобретения Якорь электрической машины, содержащий установленный на валу шихтованный зубчатый сердечник из стали с уложенной в его пазах обмоткой, сжатый с обеих сторон нажимными щайбами, зубцы в торцовых частях имеют ширину меньшую ширины в средней части, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности якоря, зубцы в торцовых частях по периметру охвачены коронками, имеющими радиальные выступы, размещенные между листами сердечника и между его торцами и нажимными шайбами коронки имеют также участки, расположенные на дне пазов. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 367506, кл. Н 02 К 1/06, 1970. 2.Тепловоз 2ТЭ1ОЛ. Под ред. В. Р. Степанова. М., «Транспорт, 1970, с. 108-109, рис. 78.
А-А W 7
Авторы
Даты
1981-07-30—Публикация
1979-06-22—Подача