1
Изобретение относится к области общего маплиностроения.
Известно соединение охватывающей и охватываемой деталей с помощью разрезной шпонки, расположенной в отверстии, выполиенном в плоскости разъема деталей.
Однако такое выполнение соединения недостаточно снижает концентрацию напряжений в указанной зоне из-за малой демпфирующей способности.
Известно соединение охватывающей и охватываемой деталей с помощью осевых штифтов.
Такое соединение по своей технической сущности и достигаемому результату наиболее близко к описываемому изобретению.
Недостатком данного соединения является то, что по длине соединения, составляющей 1/3 общей длины, со стороны подвода крутящего момента возникают высокие концентрации напряжений, приводящие к появлению усталостных трещин.
Целью изобретения является увеличение срока службы соединения путем снижения концентрации напряжений.
Указанная цель достигается тем, что штифт имеет коническую нолость, расположенную со стороны подвода крутящего момента к охватываемой детали, а поверхность отверстия па длине, равной глубине конической полости
штифта, образована перемещением одного конца прямой образующей по окружности, диаметр которой равен диаметру штифта, а другого - по эллипсу, малая ось которого равна диаметру штифта, а большая ось расположена в плоскости, проходящей через ось вращения деталей.
На фпг. 1 изображено прессово-штифтовое соединение в разрезе; на фиг. 2 - то же в ненагруженном состоянии соединения, впд сбоку; на фиг. 3 - то же в нагруженном состоянии соединення, вид сбоку.
Охватываемая деталь 1, к которой подведен крутящий момент K с двух сторон (фиг. 1), в средней утолщенной части соединена с охватывающей деталью 2 по плотной посадке и запрессованным сквозным штифтом 3 по линии разъема деталей.
Штифт может быть как коническим, так и цилиндрическим. Охватывающая деталь 2 нередает крутящий момент двойной величины, т. е. 2Мк.
Поскольку к соединению подведен момент с двух сторон, штифт 3 имеет в обоих торцах (с двух сторон) конические (или цилиндрические) полости А, образующие стенки пониженной переменной л есткости, прпчем наименьшая их толщина находится у торцовых новерхностей штифта.
В том случае, если к соеднненшо момент
будет подведен только с одной стороны, то штифт должен быть выполнен с одной конической полостью А, глубиной равной 2L, причем полость должна быть обращена в сторону подвода момента.
Поверхность отверстия под штифт на длине, равной глубине L конической (илн цилиндрической) полости штифта, образована перемеш,ением одного конца прямой образующей по окружности, диаметр которой равен диаметру штифта 3, а другого - по эллипсу, малая ось которого равна диаметру штифта 3, а большая ось расположена в нлоскости, проходящей через ось вращения деталей 1 и 2.
Когда соединение не передает момент, оно имеет вид, изображенный на фиг. 2.
При передаче момента поверхности сопряжения деталей 1 и 2 микроперемещаются (относительный сдвиг в районе полостей А с переменным углом, затухающим в глубине соединения), сжимают тонкие стенки штифта 3 в двух противоположных точках по разъему соединения, в результате чего стенки, сопротивляясь принимают форму отверстия, как показано на фиг. 3.
Торцы штифта 3 своим сопротивлением при принятии формы эллипса не в состоянии лередать полный момент, поэтому вступают в работу глубинные сечения щтифта, имеющие более толстые стенки, но сжимаются они уже на меньшую величину но принципу постепенного затухания смещения в районе дна полостей.
Соединение в районе дна полостей практически микроперемещения не имеет и является запасом прочности соединения.
Таким образом, благодаря применению данной конструкции соединения высокие концентраторы напряжения, возникающие по краям соединения, понижаются за счет их перераспределения в глубь сопряжения, вступает в
работу большая площадь штифтового соединения и тем самым увеличивается его долговечность.
Формула изобретения
Соединение охватывающей и охватываемой деталей с помощью штифта, расположенного в отверстии, выполненном в плоскости разъема деталей, отличающееся тем, что, с целью увеличения срока соединения путем снижения концентрации напрял ений, штифт имеет коническую полость, расположенную со стороны подвода крутящего момента к охватываемой детали, а поверхность отверстия на длине, равной глубине конической полости штифта, образована перемещением одного конца прямой образующей по окружности, диаметр которой равен диаметру штифта, а другого - по эллипсу, малая ось которого равна диаметру штифта, а большая ось расположена в плоскости, лроходяшей через ось вращения деталей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Соединение деталей | 1976 |
|
SU681240A1 |
Штифтовое соединение для вала турбомашины | 2017 |
|
RU2656166C1 |
Устройство для охлаждения проката | 1978 |
|
SU833148A3 |
Запирающая пробка | 1989 |
|
SU1604679A1 |
Инструмент для высокоскоростной штамповки | 1980 |
|
SU871967A1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2007 |
|
RU2374058C2 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С БЕЗЗАЗОРНЫМ КРЕПЛЕНИЕМ РАБОЧЕГО КОЛЕСА И ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ К ВАЛУ РОТОРА И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА | 2011 |
|
RU2487272C1 |
ХИРУРГИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО, ПЕРЕДАЮЩЕЕ КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ, СОДЕРЖАЩЕЕ СОЕДИНЕННЫЙ С НИМ ИНСТРУМЕНТ | 2013 |
|
RU2637624C2 |
СПОСОБ РАЗЪЕМНОГО СОЕДИНЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ ТИПА "ВАЛ-ВТУЛКА" | 2010 |
|
RU2438046C1 |
ОДНОПОЛЮСНЫЙ СИЛЬНОТОЧНЫЙ РАЗЪЁМ | 2019 |
|
RU2755722C1 |
Авторы
Даты
1977-06-15—Публикация
1975-02-05—Подача