Автоматизированный класс для контроля знаний учащихся Советский патент 1977 года по МПК G09B7/07 

Описание патента на изобретение SU576582A1

1

Изобретение относится к области технических средств обучения и может быть использовано для адаптивного машинного контроля знаний учащихся.

Один из известных автоматизированных классов для контроля знаний учащихся содержит блок выдачи информации, логический блок, блок ввода, блок индикации, блок вычисления взаимной корреляции вопросов и правильных ответов и позволяет проводить адаптивный контроль за счет корреляции числа вопросов и правильных ответов 1.

Однако это устройство исключает активное вмешательство учащегося в процесс выбора очередной дозы информации, что снижает активность и эффективность контроля.

Другой известный автоматизированный класс для контроля знаний учащихся содержит блок памяти, центральный аудиовизуальный узел, вычислительный блок, программатор, ицформацИОНное табло, блок управления, аудиовизуальный узел, блок оценки, блок ввода, индикатор действий обучаемого и нозво;гяет нроводить адаптивный контроль с индивидуальной нриснособляемостью и поэтапным методом контроля 2.

Однако это устройство осуществляет адаптацию по заранее заданному алгоритму, что исключает активизацию контроля и снижает его эффектисность.

2

Из известных автоматизированных классов наиболее блнзкнм является класс для контроля знаннй учащнхся, содержащий блок программного унравления, подключенный через

распределитель и неносредственно к блокам предъяления учебной ннформацнн, соединенным с первыми входами соответствующих блоков анализа ответов, вторьте входы которых подключены к выходам еоответетвуюни1х

блоков ввода ответов, выход каждого блока анализа ответов через соответствуюн ий блок оценки соединен с одннм из первых входов блока индикации 3. Это устройство реализует адаптивный контроль и обученне за счет нсредачн данных о ходе контроля в ЗВМ, на основании которых ЭВМ унравляет ходом контроля и обучения.

Однако в известно устройстве, несмотря на наличие ЭВМ, адаптация осуществляется

только но заранее заданному алгоритму, без донолнительной стимуляции активност; контроля. Это исключает активное вмешательство самого учащегося в нроцессе выбора очередной дозы информацни (доза определяется алгоритмом) и снижает его активность, что и свою очередь снижает активность и эффективность контроля.

Целью изобретения является новыше/.ие эффективности контроля знаннй за счет создания активных учебных снтуацнй.

Суть создания активной учебной ситуации состоит в следующем. Учащийся, иервый правильно ответивший на вопрос, имеет право выбора следуюней дозы информации (воироса), которое выдается всем учащимся сразу, то есть берет на себя роль лидера в группе отвечающих. Лидер группы определяется после ответа на каждый вопрос, при этом лидеру, помимо условных баллов за правильный ответ, идущих в зачет оцепкн знаний, начисляются также игровые баллы, на основаиии которых по завершению работы определяется победитель среди группы лидеров. Вся информация о результатах игрового контроля ири этом наглядно отображается на демонстрационном табло. Создание такой игровой (активной учебной) ситуации ири контроле значительно оптимизирует сам ироцесс контроля и повыluacT его эффективность. Адаптация при этом реализуется наличием подпрограмм различной степени сложности (за правильные ответы учащимся засчитывается различное число условных баллов в зависимости от сложноCTII подпрограммы), а разрешением перехода от простой подпрограммы к более сложной только после успешных ответов на вопросы простой подпрограммы. При этом число возможных подпрограмм, а также соотношение условных и игровых баллов может изменяться преподавателем путем корректировки игрового алгоритма.

Предлагаемое устройство содержит блок приоритета ответов учащихся и блоки индивидуальиого выбора задания, выходы которых подключены к входам блока программного управления, а входы-к одним выходам блока приоритета ответов учащихся, другие выходы которого соединены с соответствующим входом блока программного управления п со вторым входом блока иидикации, входы блока приоритета ответов учащихся подключены к выходам блоков анализа ответов. При этом блок приоритета ответов учащихся служит для определения учащегося, который первым правильно ответил иа воирос, то есть лидера по данному вопросу, а блок индивидуального выбора задания позволяет лидеру выбрать задание.

Алгоритм игрового контроля при этом выбран следующий.

Коитроль начинается с наиболее простой подпрограммы. Ответивщий иравильно иа первое задание получает одип условный балл за нравильный ответ, что идет в зачет оценки, а также один игровой балл - как лидер. При этом данный учащийся имеет право выбрать следующее задание, ио в пределах этой же напболее простой подпрограммы, если есть учащиеся, неправильно ответившие иа воирос. Если же зчащиеся ответили правильно на первый вопрос, то задание можно выбрать из второй более сложной подпрограммы. Стимулом к выбору вопросов из более сложной программы является тот факт, что за вопрос второй подпрограммы засчитывается два балла

(при правильном ответе), а по третьей подпрограмме- три балла, идущих в зачет оценки знаний. Если при втором задапии но первой подпрограмме вновь появятся учащиеся, не ответивщие как на первое, так и па второе задание, то они от дальнейшего контроля отстраняются, как нмеющие неудовлетворительные знания. В дальнейшем цикл работы иовторяется с учетом того, что по каждой подирограмме при первом неправильном ответе учащихся дается дополнителыю еще только одно задание этой же подпрограммы. При двух неудачных попытках иа второй подпрограмме учащиеся также отстраняются от

контроля, как имеющие иеудовлетворительные знания. Если же учащийся ирошел через первую и вторую подпрограмму, то оценка выставляется ему по завершению ответа на третьей иодпрограмме на основании иолученного нм числа условных баллов, ио соотнощению заданному преподавателем. При этом в игровом контроле предусмотрена и система «штрафов - если лидер неправильно ответит на выбранное им задание, то он «штрафуется

на один игровой балл. Таким образом, по завершению ответов учащихся на заданное преподавателем число вопросов, все учащиеся иолучают оценки, которые выставляются по заданному соотношению на основании условных

баллов, полученных за ответы на вопросы.

Кроме того, будет и определен победитель, то

есть учащийся, паибольшее число раз бывщий

лидером и успешно отвечавший на вопросы.

На чертеже представлен предложенный автоматизированный класс, реализующий описанный выше алгоритм контроля.

Пульт преподавателя 1 соединен с пультами учащихся 2 и блоком ипдикации 3, соединенным также с пультами учащихся. Блоки

апализа ответов 4 соединены с выходами блоков ввода ответов 5 и блоков иредъявлеиия учебной информации 6. При этом выходы блоков анализа ответов 4 соединены с входами блоков оценок 7, выходы которых соединены

е входами блока индикации 3 и с входами блока приоритета ответов учащихся 8. Выходы блока ириоритета ответов учащихся 8 соедииены с входами блока индикации 3, блока индивидуальиого выбора заданий 9 и

блока ирограммиого управления 10, входы которого соединены также с выходами блоков индивидуального выбора задаиий 9 и блоков предьявлеиия учебной информации 6, а выходы подключены к входу распределителя 11,

подключенного в свою очередь к входам блоков предъявлеипя учебной информации 6.

Работа автоматизированного класса осуществляется следующим образом. С пульта преподавателя 1 иа иульты учащихся 2 через блоки предъявления учебной информации 6 выдаются вопросы по первой поднрограмме и учащийся начинает отвечать, вводя ответы в блоках ввода ответов 5. Анализ ответов осуществляется в блоках анализа

ответов 4. При нравильныч ответах сигналы

с выходов блоков анализа ответов 4 поступают в блоки оценок 7, где обеспечивается индикация качества ответа и накапливается информация о знаниях учащихся в виде суммы условных баллов (за правильный ответ но первой подпрограмме в блок оценок 7 записывается один балл). Информация о полученных за ответ условных баллах, а также о качестве ответа на вопрос с выходов блоков оценок 7 поступает на входы блока индикации 3. Сигналы с выходов блоков анализа ответов 4 поступают также на входы блока приоритета ответов учащихся 8, где определяется пульт учащегося 2, с которого первым был дан правильный ответ. На блок индивидуального выбора заданий 9 этого пульта учащегося из блока приоритета ответов учащихся 8 поступает сигнал, разрещающий выбор- задания. Учащийся, работаю-щий за данным пультом, через блок индивидуального выбора заданий 9, блок программного управления 10, распределитель 11 и блок предъявления учебной информации 6 осуществляет выбор следующего вопроса. При этом, если все учащиеся правильно ответили на вопрос, то блок программного управления 10 разрещает выбор следующего задания из второй подпрограммы, более сложной. Если же есть учащиеся, неправильно ответивщие на вопросы, то блок программного управления 10 разрешает выбор следующего задания только из этой же первой подпрограммы. Учащемуся, первым правильно ответивщим на вопрос, помимо условного балла за ответ в блок индикации из блока приоритета ответов учащихся 8 записывается один игровой балл. При ответе на второй вопрос цикл работы повторяется. Однако учащиеся, дважды не ответивщие на вопросы первой подпрограммы, от дальнейщего контроля отстраняются и им автоматически выставляется оценка «2. Учащиеся, ответивщие правильно хотя бы на один из двух вопросов первой подпрограммы, продолжают работу. Учащийся, правильно ответивщий первым на второй вопрос первой подпрограммы также получает помимо условного балла, идущего в зачет оценки, один игровой балл. При этом выбор следующего вопроса он может производить по второй подпрограмме, независимо от того, все ли учащиеся правильно ответили на второй вопрос первой подпрограммы (то есть на первой и второй подпрограмме задается максимум по два вопроса). В дальнейщем цикл работы повторяется. Учащиеся, дважды не ответившие на вопросы второй подпрограммы, от дальнейщего контроля отстраняются и им автоматически выставляется оценка «2. Учащиеся, ответившие хотя бы на один вонрос второй ноднрограммы правильно, продолжают работу.

При этом за каждый правильный ответ по второй подпрограмме в блок оценок 7 записывается два условных балла, а за правильный ответ, данный первым, дополнительно один игровой балл в блок индикации 3. Переход на третью более сложную программу осуществляется аналогично ранее описанному. За правильный ответ по третьей подпрограмме в блок оценок 7 записывается три условных балла, а правильный ответ, данный первым, как и ранее, один игровой балл - в блок индикации 3. При этом, если при работе по любой подпрограмме учащийся, выбравщий вопрос, сам отвечает па него неверно, то он

«штрафуется на один игровой балл, то есть из суммы его игровых баллов в блоке индикации 3 по сигналу из блока приоритета ответов учащихся 8 вычитается один игровой балл. По заверщению контроля, то есть когда

учащиеся ответят на число вопросов, заранее определенное преподавателем, во всех блоках оценок 7 будут выставлены оценки на основании суммы набранных условных баллов по заданному соотношенню. Кроме того, будут

ясны и результаты соревнования - игры при контроле. Победителем будет учащийся, набравший наибольшее число игровых баллов. Учитывая, что информация о числе набранных в любой момент котроля условных и игровых баллов выведена в блок индикации 3, то в любой момент вся группа учащихся, а также иреподаватель видят реальную картину игрового контроля, то есть видны как лидеры, так и текущие результаты всех учащихся группы.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет оптимизировать процесс контроля за счет реализации адаптивной программы посредством создания активных учебных ситуапий, а также активизировать процесс контроля за счет выявления и наглядной демонстрации хода процесса игрового контроля - реализации активных учебных ситуаций. В конечном счете и оптимизация и активизация

процесса контроля знаний обеспечивают повышена-ie его эффективности, что в свою очередь повышает качество подготовки специалистов.

Формула изобретения

45

Автоматизированный класс для контроля знаний учащихся, содерл ащий блок программного управления, подключенный через распределитель и непосредственно к блокам предъявления учебной информанни, соединенным с первыми входами соответствующих блоков анализа ответов, вторые входы которых подключены к выходам соответствующих блоков ввода ответов, выход каждого блока анализа

ответов через соответствующий блок оценки соединен с одним на нервых входов блока индикации, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности контроля знаний за счет создания активных учебных ситуаций,

он содержит блок приоритета ответов учащихся и блоки индивидуального выбора задания, выходы которых подключены к входам блока нрограммного управления, а входы - к одннм выходам блока приоритета ответов

учащихся, другие выходы которого соединены

с соответствующим входом блока программного управления и со вторым входом блока индикации, входы блока приоритета ответов учащихся подключены к выходам блоков анализа ответов.

Источники информации,

принятые во внимание При проведении

экспертизы

1.Авторское свидетельство СССР ДЬ 327510, М. кл, G Q9B 7/00, 05.05.72.

2.Авторское свидетельство СССР № 393765, М. кл. G 09В 7/00, 27.03.74.

3.Авторское свидетельство СССР jYo 419951, М. кл. G 09В 7/00, 11.11.74.

Похожие патенты SU576582A1

название год авторы номер документа
Автоматизированный класс для контроля знаний учащихся 1978
  • Медведев Валерий Петрович
  • Петров Николай Стефанович
SU781877A2
Устройство для контроля знаний учащихся 1977
  • Медведев Валерий Петрович
  • Петров Николай Стефанович
SU670959A1
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых 1990
  • Андронов Виктор Геннадьевич
  • Гокинаев Виктор Александрович
  • Юдин Алексей Алексеевич
  • Филиппов Валерий Николаевич
  • Ткачев Василий Павлович
SU1742785A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1980
  • Петров Николай Стефанович
  • Медведев Валерий Петрович
  • Сальников Борис Александрович
  • Князев Юрий Михайлович
SU943809A1
СИСТЕМА РЕЙТИНГОВОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 2005
  • Андрющенко Ростислав Сергеевич
  • Богданов Александр Владимирович
  • Дегтярев Александр Борисович
  • Дубров Сергей Николаевич
  • Нечаев Юрий Иванович
  • Резников Юрий Эфроимович
  • Смольников Александр Владимирович
RU2356100C2
Устройство для контроля знанийОбучАЕМыХ 1979
  • Петров Александр Семенович
SU796901A1
Устройство для оценки ответовОбучАЕМыХ 1979
  • Остапченко Дмитрий Степанович
  • Бобрышев Александр Васильевич
SU841017A1
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых 1980
  • Исматуллаев Патхулла Рахматович
  • Икрамов Гани Икрамович
  • Шакамалов Кахар Шакамалович
SU972550A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1984
  • Медведев Валерий Петрович
  • Проскуряков Александр Викторович
  • Князев Юрий Михайлович
  • Рыбников Николай Васильевич
SU1166164A1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МЕТОДОМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО-АДАПТИВНОЙ АКТИВИЗАЦИИ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТЕСТИРОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ 2020
  • Атнагуллов Тимур Нагимович
  • Вершенник Елена Валерьевна
  • Лямин Борис Михайлович
  • Митрофанов Михаил Валерьевич
  • Митрофанов Никита Михайлович
  • Стародубцев Юрий Иванович
RU2724411C1

Реферат патента 1977 года Автоматизированный класс для контроля знаний учащихся

Формула изобретения SU 576 582 A1

SU 576 582 A1

Авторы

Петров Николай Стефанович

Медведев Валерий Петрович

Сальников Борис Александрович

Князев Юрий Михайлович

Бровченко Сергей Петрович

Даты

1977-10-15Публикация

1976-02-13Подача