(54) ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПРПДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидродинамическая предохранительная муфта | 1980 |
|
SU889948A1 |
Пусковая гидромуфта | 1984 |
|
SU1249224A1 |
Гидромуфта | 1986 |
|
SU1434176A1 |
Гидродинамическая муфта | 1972 |
|
SU549617A1 |
Гидромуфта | 2012 |
|
RU2607008C2 |
Гидродинамическая предохранительная блокируемая муфта | 1982 |
|
SU1075027A1 |
Гидродинамическая предохранитель-НАя МуфТА | 1979 |
|
SU808734A1 |
Гидродинамическая муфта | 1980 |
|
SU941741A1 |
Пусковая гидродинамическая муфта | 1974 |
|
SU543791A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ГИДРОМУФТА | 1973 |
|
SU373464A1 |
1
Изобретение отноеитея к области эиергетичеекого маиииюетроеиия и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства в приводах машии для обееиечения их защиты от недоиустимых перегрузок.
Известна гидродинамическая нредохраинтельиая муфта, содержащая насосное и турбинное колеса с радиальными .оиатками и имеюп1ая симметричный профиль рабочей полости. Для ограинчеиия величииы передаваемого момеита ofia имеет порог, сипзаииый с ротором турбинного колеса. Эта мгфта работает ири частичном наполнении рпбочей полости п снабжена дополиительным объемом, расположепным со стороны турбинного колеса 1.
Иедостатком такой муфты является иовышенная сложность и увеличеиные габариты.
Известна также гидроднпамическая предохраиительиая муфта, содержащая симметрииные иасогное итурбиниоеколеса срадиальиымн лопастями, образуюн имн рабочую полость, сообщенную через зазор между колесами с иеитральной всномогателыюй нолостью, образованной виутренпими стенками торов и cryниц колее 2.
Недостатком этой муфты является низкая маневренность ири запуске привода.
Цель изобретения - улучшение нусковых свойств муфты.
9
Это достигается тем, что отношение внутреннего диаметра рабочей полости к активному диаметру муфты равпо 0,67-0,7, а объем вспомогательпой нейтральной полости равен 20-50% от объема рабочей полости муфты. Подобные отличия позволяют улучищть пусковые свойства муфты за счет улучшения ее маневреииоети н изменения временн иеретекання жндкостн из вспомогательной полости в рабочую и обрагно.
На чертеже изображена гидродииамнческая иредохраинтельная муфта, разрез.
Гидромуфта содержит симметрнч 1ь;е насосные 1 и. турбннное 2 колеса с радиа.чьными лопастями 3 н 4, рабочую нолость 5, вынолненную с соотношением внутреннего диаметра DI, к активному днаметру D 0,67-0,7 (О„ - внутренний или наименьший диаметр рабочей
ПО.ЛОСТН) .
Между впутреннпми степками торов 6 и 7 и ступипами 8 н 9 насосного н турби пюго колес расположена центральная всг10могательная полость 10. Объем вспомогательной иолости 10 равен 20 - 50% от объема рабочей поЛОСТ11 г п-фты. Вспомогательная полость сообщается с рабочей полостью 5 через зазор 11 между колесами.
При работе па установившемся режиме вся рабочая полость 5 заполнена жидкостью. Заполнеине рабочей полости практически остается неизменным при всех скольжениях, в том числе и при резком изменении скорости турбинного колеса 2. Отмеченное обстоятельство обеспечивает хорошие динамические характеристики муфты при резком торможении турбинного колеса.
Предлагаемая муфта обеспечивает запуск привода при пониженном пусковом моменте и плавное нарастание последнего. Это обеспечивается тем, что насосное колесо 1 разгоняется при уменьшенном количестве жидкости в рабочей полости 5 (но сравнению с количеством жидкости в ней на установившемся режиме). Так ироисходит потому, что часть жидкости при остановке муфты перетекает из рабочей полости 5 во вспомогательпую полость 10, а при пуске-по мере разгона турбинного колеса 2 эта жидкость вновь попадает в рабочую полость 5. Несмотря на значительный размер зазора И происходит постепсиное заполнение рабочей полости. Приче.м скорость заполнения будет автоматически зависеть ог скорости разгона турбинного колеса. Такой характер перетекания жидкости из вспомогательной иолости в рабочую полость при разгоне объясняется тем, что липп только по.говине жидкости во оспомогателЕлюй иолости, иаходяшейся на с1ороне насосного колеса, сообнщется днпжеиие. Перетекание жил,кости irj исг1омогател1 иой 11олосгн в рабочую нолость при неподвижном турбиргном колесе и в начале его разгона затруднено за счет «1-ндр( ,влического затво1)а колГ)На
жидкости в рабочей полости, которая имеет в этот период наибольшую скорость в относительном движении. По мере разгона турбинного колеса относительная скорость циркулядни жидкости в рабочей полости уменьшается и, следовательно, уменьшается сопротивление перетеканию жидкости из вспомогательной нолости в рабочую. Так как скорость турбинного колеса нарастает плавно, то обесиечивается и нлавное нарастание момента, передаваемого муфтой в иронессе разгоиа прнвода.
Формула изобретеиия
Гидродинамическаяпредохранительная
муфта, содержанхая симметричные насосное и турбинное колеса с радиальными лоиастями, образующими рабочую нолость, сообщенную через зазор между колесами с нейтральной
вспомогательной полостью, образованной внутрегишми стенками торов н стуниц колес, отличающаяся тем, что, с целью улучшения пЗТковых свойств муфты, отношение внутреннего диаметра рабочей нолости к активному
диаметру муфты равно 0,67-0,7, а объем вспомогательной не1ггральной полости равен 20- 50% от объема рабочей полости муфты.
-1сточпики 1П1формации, принятые во внимание при экспертизе
I. Яременко О. В. Ограиичнвающне гидродинамические муфгы, М.. «.Маиппюстроение, 1970, с. 30, рис. 5.
Авторы
Даты
1977-10-30—Публикация
1976-03-01—Подача