Глухонемому., не имеющему слуха, очень трудно контролировать свой голос, трудно даже взять нужную силу произношения ударного слога или слова, не говоря уже о множестве нюансов повышения и понижения голоса при произношенни фраз. Речь обученного глухонемого поэтому страдает монотонностью, отсутствием модуляций и интонаций.
Для того, чтобы речь учеников была понятнее для окружающих, педагогу приходится тщательно поправлять на всех уроках произношение детей. На уроках техники речи он занимается звуковыми упражнениями, заставляет учеников правильно произносить отдельные гласные звуки, как основу всей нашей речи, упражняет гласные звуки во всевозможных сочетаниях с согласными, приучает делать ударения, повышать и понижать голос в нужных местах, но все это не дает достаточного эффекта, так как глухонемой не может контролировать своего голоса и следить за ним. Так называемое мускульное чувство часто путает ребенка и, конечно, ни в какой степени не может заменить ему слух.
Сравнение учеником своего органа произношения при фанацин с органом произнощения учителя совершенно не показывает повышения и по нижения голоса; вот почему даже ученики с большими остатками слуха не могут овладеть интонационной стороной речи и не могут как следует научиться контролировать высоту и силу своего голоса.
Задаваясь целью облегчить постановку голоса глухонемому ребенку, дать ему возможность детальнее следить за своим голосом, контролировать его высоту и силу, изобретатель предлагает составляющий предмет настоящего изобретения аппарат, позволяющий ребенку зрительным путем наблюдать за своим голосом и контролировать его. Аппарат делает высоту и силу голоса видимыми. Он устроен таким образом, что его можно использовать как при индивидуальных занятиях с учеником, так и при фронтальных -целым классом.
Аппарат основан на стробоскопическом эффекте глаза. Этот эффект заключается в том, что внезапно прерванное световое раздражение не вызывает в глазу такого же быстрого прекращения светового ощущения. Глаз еще некоторое время „видит, хотя зрительное раздражение уже окончилось. Эта продолжительность светового ощущения глаза после прекращения изменения или действия света на него называется „световой инерцией.
„Инерция глаза сказывается, например, в том, ЧТО одно и то же изображение, появляющееся и исчезающее на сетчатке нащего глаза 10-12 раз в секунду, будет казаться нам неизменным, неподвижным; прерывистости появления и исчезновения изображения нащ глаз не заметит. На „инерции глаза основано действие кино, в аппарате которого происходит скачкообразно (больще, чем 10 раз в секунду) смена кадров. На эту смену глаз, в силу своей „инерции, не успевает реагировать, и человек получает впечатление непрерывного движения на экране, которого в самом деле нет. Наш глаз не успевает следить за движениями быстро вращающегося колеса, спицы которого сливаются в один круг. Свет электрической лампы мелькает 100 раз в секунду, но нащ глаз не может заметить этих мельканий и поэтому нам кажется, что лампа горит непрерывно. Из педагогической практики мы также знаем, что если говорить глухому ученику быстро, то чтение с губ весьма затрудняется. Это затруднение наступает потоку, что человек выговаривает 15-20 звуков в секунду, сливая их для глаза ученика в какое-то одно целое. В этом случае ученику трудно читать с губ даже тогда, когда он приучен к синтетическому схватыванию некоторых образов в слове, а не к каждому отдельному звуку. „Инерция глаза используется в телевидении и во многих других аппаратах, которые названы стробоскопами. С помощью стробоскопа можно видеть быстро вращающиеся детали машин (колеса, пружины и т.д.), не прикасаясь к ним, можно очень четко рассмотреть быстро вращающийся винт самолета, точно наладить станок, мащину, проконтролировать количество оборотов колес, стабилизировать эти
обороты и т. д. Имеются системы стробоскопов, с помощью которых можно детально рассмотреть голосовые связки человека в действии, узнать неправильности колебания их. При рассматривании через стробоскоп нашему глазу кажется, что деталь мащины, винт самолета, голосовые связки и т. п. стоят на месте, не двигаясь.
Предметом изобретения, согласно настоящему авторскому свидетельству, является устройство для обучения глухонемых (и тугоухих) правильному управлению голосом при помощи, оптического контроля за высотой и силой произносимых звуков. в предлагаемом устройстве для этой дели используется, согласно изобретению, неоновая лампа и стробоскопический диск, освещаемый с частотой микрофонного тока, получаемого от микрофона, в который говорит глухонемой, а также лампа с изменяющейся областью свечения.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на фиг. 1 которого изображена принципиальная схема устройства, на фиг. 2 - стробоскопический диск устройства, на фиг. 3 и 4 - характер свечения второй из указанных выше ламп при двух режимах.
Устройство состоит из микрофона /, усилителя 2, ламп 5 и 5, питаемых усиленным микрофонным током, стробоскопического диска 6, вращаемого мотором, число оборотов которого можно менять по желанию. Неоновая .лампа 5 расположена в рефлекторе 4 и освещает диск 6. Применение именно неоновой лампы вызвано тем, что неоновая лампа не обладает инерцией, т. е. горение ее продолжается только в то время, когда к ней приложено напряжение источника электрического тока, и моментально гаснет при исчезновении напряжения.
Стробоскопический диск 6 представляет собой картонный круг диаметром 0,5 м с концентрическими окрул ностями, на которых начерчены затушеванные кружки или какие-либо иные фигуры.
Лампа 5 имеет особую конструкцию; она обладает свойством изменять область своего свечения соответственно величине приложенного к ней напряжения.
Устройство работает следующим «образом. Глухонемой произносит в микрофон 1 какой-либо гласный звук или слово, микрофон / превращает колебания воздуха в электрические колебания. Эти колебания усиливаются лампами усилителя 2 и подаются на неоновую лампу 5. Эта лампа вспыхивает столько раз, сколько раз колеблются голосовые связки глухонемого. Вспышки лампы 5 попадают на стробоскопический диск 6, который вращается мотором 7. До горения неоновой лампы, т. е. до произнощения звука в микрофон, диск при вращении становится светлосерого цвета, так как все нарисовонное на нем сливается в одно целое. При соответствии же количества вспышек неоновой лампы с количеством повторения перед ней затушеванных кружков глазу, в силу „инерции, будет казаться, что на какой-то концентрической окружности все затушеванные круги стоят на месте, в то время как другие круги незаметны и сливаются в один общий светлосерый фон. В зависимости от высоты произношения звука перед микрофоном будут видны те или иные затушеванные кружки на той или иной концентрической окружности, т. е. ближе или дальше от центра диска.
Каждая концентрическая окружность кружков на диске соответствует определенной высоте голоса. Частоту смены затушеванных кружков на концентрических окружностях можно менять, ускоряя или замедляя вращение диска. Таким образом, не меняя диска, можно подобрать такую скорость вращения диска, что на нем при любой высоте голоса будут видны затушеванные кружки. В том случае, если высота голоса, т. е. частота вспышек неоновой лампы и частота повторений перед лампой затушеванных кружков точно не совпадут, глазу будет казаться, что затуп1еванные круги бегут назад или вперед относительно диска.
На концентрических окружностях :можно нарисовать не только затушеванные круги, а любые фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники и т. д.), нужно только это сделать так, чтобы они точно совпадали друг с другом по форме и чтобы их было определенное количество.
Силу голоса ученика можно точно измерить с помощью лампы 3 (ямагический глаз). Эта лампа включается в усилитель совместно с наушниками 8 и вмонтирована на одной подставке с неоновой лампой 5.
Лампа 3 светится в верхней своей части зеленым светом и при произношении громким голосом часть ее (до 180°) затемняется, причем затемнение можно измерить; увеличение и уменьшение затемнения в зависимости от силы голоса видно издалека.
На фиг. 3 чертежа показан характер свечения лампы 5 при произнесении в микрофон звуков тихим голосом, а на фиг. 4 - громким голосом.
Учитель на соответствующих уроках (техники речи, уроки развития речевых форм и т. д.) ставит на стол стробоскопический диск с мотором и неоновую лампу с рефлектором (куда вмонтирована и лампа 3). При фронтальной работе со всем классом учитель сначала сам показывает, что получается на диске, когда он произносит ту или иную гласную или слова на разной высоте. Ученики смотрят на диск; те из них, которые имеют остатки слуха, слушают. Затем каждый ученик со своей парты по заданию учителя будет говорить в индивидуальный микрофон, меняя СБОЙ голос - высоту, силу, тембр его. Остальные ученики смотрят, слушают и замечают, как надо произносить, чтобы на диске получилось то, что требует учитель. Высота голоса показывается на диске, сила-на круглом стекле, около которого стоит лампа 5. При хриплом, лающем голосе, фальцете или слишком низком голосе, при неясном произношении гласных ученик на диске увидит свои недостатки; он также увидит сильно ли он произносит звуки, слова или наоборот, слабо; увидит, как нужно делать ударения в слове, в фразе. В случае недостатков произношения
учитель наметит пути исправления, и ученик, видя свои дефекты, будет преодолевать их. Ученик наряду со зрительным контролем своего голоса может через телефонные трубки 8 получить слуховой контроль. При индивидуальной работе учитель ставит микрофон, стробоскопический диск, неоновую лампу и лампу .магический глаз около себя, произнося по-очереди звуки и, слова. При таких занятиях учитель и ученик яснее видят изображения на диске и на лампе, показывающей силу голоса. С помощью предлагаемого аппарата облегчается постановка голоса, чистота его и естественность звучания, осуществляется постановка интон аций, модуляций и контроль над голосом.
Предмет изобретения.
1.Устройство для обучения глухонемых и тугоухих правильному управлению голосом, состоящее из микрофона и усилителя, отличающееся тем, что, с целью оптического контроля высоты произносимых звуков, применена неоновая лампа, зажигаемая с частотой, соответствующей частоте микрофонного тока, и освещающая вращающийся стробоскопический диск, снабженный -концентрическими окружностями, составленными из различного, по мере удаления от центра, числа кружков или иных фигур.
2.В устройстве по п. 1 применение лампы, изменяющей область свечения соответственно величине питающего напряжения, с целью контроля силы звука.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ | 2000 |
|
RU2168772C1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОТРАБОТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ | 2020 |
|
RU2747910C1 |
СПОСОБ ЗОТОВОЙ Т.В. ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ОБУЧАЕМЫХ | 1998 |
|
RU2143747C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕЗОНАНСНОМУ ПЕНИЮ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2202831C2 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2023 |
|
RU2822659C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЛЯ РАСПОЗНАВАНИЯ РЕЧИ | 2004 |
|
RU2298837C2 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕЗОНАНСНОЙ ТЕХНИКЕ ПЕНИЯ И РЕЧИ С ПРИМЕНЕНИЕМ РЕЗОНАНСОМЕТРА | 2006 |
|
RU2352998C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ФОНЕТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ РЕЧИ | 2021 |
|
RU2771737C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 1 - 4 СТЕПЕНИ И ДЕФЕКТАМИ РЕЧИ НА ТРЕНАЖЕРЕ СЛУХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ | 2018 |
|
RU2713984C1 |
Ья а М Ы кЗ
фиг.
Авторы
Даты
1940-01-01—Публикация
1939-12-14—Подача