Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в судовых приводах. Известна управляемая муфта, содержащая две полумуфты, взаимодействующие через пакет фрикционных дисков, сжимаемых поршнем, перемещаемым под воздействием воздуха l. Однако конструкция этой муфты сложная , Известна управляемая муфта, содержа щая две полумуфты, закрепленные на ва лах и включаемые под действием пневмо привода, питаемого воздухом через канал вала 2 . Эта муфта наиболее близка к изобретению по технической сущности и дости гаемому результату. Недостатком такой муфты является не возможность подачи воздуха через боко вую поверхность вращающегося вала. Цель изобретения - устранение этого недостатка. Для достижения поставленной цели на валу через подшипники установлен неподвижный корпус, выполненный с кольцевой полостью, открытой к валу, соединенной с воздухопопводящим каналом и уплотненной манжетами, установленны ми в выточках корпуса со стороны кольг цевой полости. Полость между манжетой и корпусом может быть заполнена маслом, давление которого меняется под воздействием рвгулятора с подпружиненным золотником,, а манжеты выполнены из упругого мате.риала. Пои этом кольцевая проточка выполнена в промежуточной детали, подшипники выполнены в виде втулок с буртиками и снабжены масляным резервуаром, а на валу установлена гильза с выточками . Муфта может быть снабжена датчиком отключения, золотник имеет выточки, регулятор выполнен в виде каналов, заполненных вязким маслом, и резервуаров, а также может иметь уплотнительные кольца из пластмассы или спекаемого материала, смонтированные в направляющей гильзе. На фиг.1 показана управляемая муфта, в продольном сечении; на фиг.2 - подводы воздуха и уплотнения, используемые в управляемой муфте; на фиг.З - тО же, поперечное сечение; на фиг.4 и 5 pei-улятор (варианты) ;на фиг. 6 - управляемая муфта со статическим ,-:poванием давления масла. Вал 1 соединяется с вращаю1.1р1мся валом 2 посредством обычной муфты 3, включаемой пневматически о Цилиндричес кий корпус 4 муфты 3 связан с 2 и насажен на вал 1 посредством шарико подшипника 5, Внутри корпуса муфты ра положен комплект ради.а.пьных фрикционных дисков 6, которые по шлицевым в:ап равляющим 7 перемещаются Е осевом кап равэ1с;нии и посредством их соединяются с валом 1 . Между фрикционнь:11к дисками 6 установлены диски 8. Они перемещаются в осевом направлении посредством шлицов 9, которые при згся. n;i связывают с корпусом 4, Диски & и 8 сжимаются поршнем 10, установлакньич на валу 1. На наружной и внутренней поверхностях поршня 10 предусмотрены уплотнительные кольца 11 и 12, изго-;товленные из упругого материале. В уплотнительных кольцах выполнены коль цевые канавки V -образного поперечного сечения, Ка валу 1 установле 1а нажимная деталь 13 с радиальным фланцем 14 Его утолщения 15,16 входят Б кольцевые канаэки уплотнительных ноле1Д 11. 12. Тарельчатая пружина 17 ггередает Йазление ка ко-ъыс 8, pac;Cj7os:eHHOe на нажимной дeIйJ:и 13. Пружина зажата по периферии в корпусе и за;П1KCijpj-дака разжимным кольцом ; v стом могут оыть зыгго-мпены аыемки оиде розетки. Пружина стремится riepeMej-iHTb вправо нах имную деталь 13,. раУружая при этом уплотнительные кол ца 1 и 12. Поршень 10 будет перемещаться без 3Ha4HTej bHOro сопротивления тре:;ию, если муфта отключена и от сутствует ..связь между валами. эключения муфты сжатый воздух через центральный канал зала , радиальные отводы 20 и отверст.ия 21 направляется в полость 22, .Дета.):1ь 13 че-рез фланец с утолщениями 15 и 16 нажи мает на уплотнител.ьные кольца 11,12, так что они прижимаются if валу или внуа ренней стекке корпусе. 4 муфтк., бл .Годарл чему обеспечивается на.цежкое уп.поТ-шние., Под действием сжатого зо духа поршень 10 перемещается влено к сжимает фрикционные диски 6 и 8. В ра эультате создается кинематическая связь между валами. Вал 2 базируется в неподвижном корпусе 23 на подшипниковых втулках 24,25, которые имеют на внутренней сторо не радиальные фланцы 26,27, обеспечивающие надежное уплотнение. Детали 28 и 29 корпусе 23 образуют торцевые поверхнос1И. Наружная поверх ность корпуса образована кольцеаой де талью 30, внутри которой расположено металлическое кольцо 31 с внутренней кольцевой канавкой 32, Между кольцом 31 и деталями 2В - 30 расположены уплотнения 33 и 34 sis упд-;угого материала. Эти уплотнения .могу быть выполнены в виде подпружинен;%ы: манжет, 1-п.лотнения 33 и 3-1 имеют наружную ;::о.пьцевую часть 35, радиальнук крльцевую стенку 36 и скос 37, которЬ1й утолщением 38 прилегает; к боковогг поверхности вала. Кольцевая пруз5 ика 39,охватывающая утолщение 38, удержи вает последнее в контакте с валом. КолЕ(Цевые части 35 прилегают к внутренней поверхности кольцевой детали 30 „ (Сольцевые стенки 36 прилегают к торцевыгл. поверхностям металлическогэ кольца 31, на внутреннем крае которого и.ме1отся выступы 40,41, обра..зук1щие опору для скосоз 37 уплотнений 33.34 Благодаря этому ловышается способность переносить высокие давления, В корпусе 23 имеются кольцевые полости 42 и 43, -;аходящиеся под давле-нкем. .В эти полости через .отверстие 44 и каналы 45 л 46 подвод.ится масло цо.д давлением. Через канал 47 полости 42 и 43 связаны с регулятором 48. Через отверстие 49 и радиальный канал 50 сжаты воздух подводится в пОлость 22, ;; перемещает поршень 10 влево дл.я включения муфты. Кроме того,- сжатыГ воздух под давлением череа отверстие 51 подается на регулятор 0о,обеспе-иваюощй надежность уплотнения вэлс 2, Прибор 52 контролиоует разность давлений и при помощи устройства 53 обеспечивает блокировку с/.атого войдуха, если разность даБланий превышает К1:)итическое значение,. На. .валу 2 гvloжe.т располагаться зака.льпоная -i шлифовс.нная по периферии гильза 54 с тоЕ цевыи;- внутрекниг зыточкаки 55 и 56, в которых базируются две втул: и 57 и 58. Втулки удерживаются в осевом направления на валу посредством разжимных колец 59,60 Между выточками гильзы и валом рэсположены упло.тнительные кольца 61 и 62 круглого сечения, обеспечиваюгдие уплотнение 1между ними. За подиаипниковьлми втулками 24 и 25 когут быть дополнительные полости 63 и 64, образованные уплотнениями 65, 66, аналогичньнуш уплотнениям 33 и 34. Эти посредством отверстий 67 и 44 и канала 46 связаны с резурь-уаром 68, в котором давления нет. Масло из резервуара 68 насосом 69 , нагнетается под давлением к отверстир 44 через обратный клапан 70, причем давление масла ограничено посредство пружинного клапана 71, Регулятор 48 И:л-;еет дросселирующий золотник; 72 , размещенный в корпусе 73. В золотнике 72 с .правой стороны выпол нены по периферии выемки 74, расширяв ющиеся к торцу, имеется углуоление 75. Сжатый воздух подводится к корпусу 73 через отверстие 76 к трубопровод 77, связанный с отверстием 51 По 1рубопроводу 78 к ЗО.ПОТКИКУ 72 :одается мсюло под давлением. Золотник перекрывает выходное отверстие 79, связывающее регулятор с резервуаром 68. Со стороны подачи сжатого воздуха золотник нагружен пружиной 80, поэто-му давление масла несколько превышает давление воздуха.
Описанная конструкция работает следующим образом.
Через отверстие 49 в кольцевую полость 22 подается сжатый воздух. Давление через отверстие 51, трубопровод 77 и отверстие 76 передается на левый торец золотника 72. Последний смещается вправо и перекрывает выходное отверстие 79. Давление масла в полостях 42 и 43 при этом увеличивается.
При отсутствии давления воздуха давление масла равно атмосферному. Если давление масла становится больше давления воздуха, золотник перемещается влево (см.фиг.2), и выемки увеличивают выходные поперечные сечения. Если увеличивается давление воздуха, то золотник 72 перемещается вправо, благодаря чему достигается большее дросселирование выхода масла. Таким обра.чом, с обеих сторон уплотнительных колец имеются в основном равные давления, так что возникнуть перенагружения уплотнений не может. Золотник 72 в регуляторе, изображенном на фиг.4, не имеет пружины нагружения, так что давЛЬ: .а масла регулируется только давлением воздуха. Масло под давлением проходит через отверстие 81 в выточку 82 на периферии золотника 72. К выточке 82 примыкают выемки 74. К торцу золотника сжатое масло направляется из выточки 82 через радиальный канал 83, дроссель 84 и осевой канал 85 и далее в углубление 75. При зтом движение золотника 72 демпфируется и в корпусе регулятора не возникает колебательного движения.
В .золотнике может быть размещен установочный винт 86 .
На золотник 72 регулятора, изображенного на фиг.5, воздействует пружина сжатия 87, установленная со стороны подачи масла под давлением. Давление сжатого воздуха здесь всегда несколько больше давления масла. При STONt прО исходит непрерывное охлаждение уплотнений вследствие постоянной циркуляции масла под давлением. Таким образом устраняемся нежелательный нагрев уплот нений, связанный с выделением фрикционного тепла, способного привести к разрушению уплотнений.
Кольцевые полости 42 и 43 в уплотнениях муфты, изображенной на фиг.6, могут быть связаны с резервуаром 88,. расположенным над корпусом 23 и заполненным высоковязким маслом. Трубопровод 89 соединяет резервуар 88 с кольцевой полостью 22. Таким образом, давление
воздуха в полости 22 регулируется давлением маслЭу находящегося в кольцевыполостях 42,43. Для дополнительной геК етизации подшипниковых втулок 24,25 расположены кольца 90 и 91, подвижные в Ъсевом направлении и вращающиеся вместе с валом 2. Их торцевые наружны поверхности прилегают к торцовым повер:){ностям 92,93, фланцев 94,95, закрепленных на корпусе 23. Кольца 90 и 91 удерживаются в контакте с торцовыми поверхностями 92,93 тарельчатыми пружинс1ми 96,97 и, кроме того, давлением . Дополнительная герметизация может быть достигнута посредством гильзы 98, изготовленной из износоустойчивой пластической массы с малым коэффициентом трения.
Для уменьшения трения и износа кольца 90 и 91 могут быть изготовлены из пластической массы с малым коэффициентом трения или из спекаемого металла.
Формула изобретения
1.Управляемая муфта, содержащая две полумуфты, закрепленные на валах и включаемые под воздействием пневмопривода, питаемого воздухом через ка нал вала, отличающаяся тем что,с целью подачи воздуха через боковую поверхность вращающегося вала, на последнем через подшипники установлен неподвижный корпус, выполненный с кольцевой полостью, открытой к валу, соединенной с воздухоподводящим каналом и уплотненной манжетами, установленными в выточках корпуса со стороны кольцевой полости.
2.Муфта по П.1, о т л и ч ающая с я тем, что полость, образованная между манжетой и корпусом, заполнена маслом под давлением, изменяемым соответственно давлению воздуха регуля тором, связанным с корпусом.
3.Муфта по П.1, отличающаяся тем, что манжеты выполнены в виде колец из резиноупругого материала.
4.Муфта по п.2, отличающ ая с я тем, что регулятор выполнен в виде втулки с выходным масляным отверстием и с соединительными отверстиями на торцах, в расточине которой размещен связанный с пневмоприводом и масляной полостью золотник, имеющий возможность осевого перемещения и изменяющий при этом давление масла.
5.Муфта поп.З, отличающ ая с я тем, что золотник, со стороны подачи воздуха нагружен пружиной сжатия .
6. Муфт а попп. 1и2, отлича ющ а я с я тем, что кольцевая проточкг выполнена в промежуточной детали, установленной в корпусе, охватывающей вал и имеющей выступ, поддерживающие
манжеты, утолщенные концы которых поджаты к вращающемуся валу колыдевыгу1и пружинами,
7.Муфта liO пп.2-5, отличающ я с я тем, что подшипники выполнены в виде втулок, установленных между ко пусом и валом, в котором имеются расточки с установленными в них поршневыми кольцами, взаимодействующими с втулками,
8,Муфта по п.6, о тли чаю я тем, что втулки выполнены с буртиками на наружной поверхности, прилегающими к наружной торцевой масляной полости.
9.Муфта по пп. б и 7, о т л и ч аю щ а я с я тем, что она снабжена масляным резервуаром, соединенным с дополнительными уплотнительными кольцами, установленными на валу.
10.Муфта по пп. 1 и 8, от л и чающаяся тем, что на валу установлена стальная шлифованная гильза, вращающаяся вместе с ним.
11.Муфта по п.9, отличающаяся тем, что на внутренней поверхности гильзы со стороны торцоз выполнены выточки, а в них размещены уплотнительные кольца, поджатые фланцевыми втулками, установленными на залу и упирающимися в разжимные кольца, рйзмещенные в выточках последнего,
12.Муфта.по пп. 2-10, о т л и ч аю щ а я с я тем, что масляная полость связана с датчиком, отключа сщим подачу воздуха при увеличении разнэс;ти между давлением воздуха и масла выше заданной величины.
13.Муфта по п.З, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что золотник нагружен пружиной сжатия со cTOpoiifj подачи масла.
14. Муфта по п.З, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что золотник имеет выточки на обоих торцах, а выходное мас;лнное отверстие втулки соединено с выточкой со стороны подачи масла через выполненный в золотнике центральный KaHaj с дроссельным отверстием и его боковую поверхность, выполненную дросселирующей .
15.Муфта по п.2, отличающа я -с я тем, что регулятор в.ыполнен в виде системы замкнутых каналов, .заполненных маслом и связанных с пневмоприводом.
16. Муфта по п . 1 5 , отличающа0яся тем, что масляные полости заполнены маслом высокой вязкости.
17.Муфта по п.16, отличающаяся тем, что система замкнутых кана лов снабжена резервуаром, расположен5ным выше корпуса и соединенным с пневмоприводом.
18.Муфта по п.17, отличающаяся тем, что на валу установлены подвижные по оси уплотнительные кольца,
0 боковые поверхности которых герметично прижаты к торцевым поверхностям корпуса, фиксируемого относительно вала.
19. Муфта по п. .18, отличающаяся тем, что на наружной цилиндричес5кой поверхности уплотнительных колец смонтированы направляющие гильзы йз износоустойчивого материала,, например из политетрафлуоэтилена.
20.Муфта по ПГ1.18 и 19, о т л и ч а0ю щ а я с я тем, что уплотнительные кольца изготовлены из пластической мае.--); малым коэффициентом трения.
21.Муфта по ПП.1Й и 19, о т л и чающаяся тем, что дополнитель5ные кольца изготовлены из спекаемого металла.
Приоритет по пункт.лм
1 6 . О 6 . 7 J по п п - 1 3
01.09.73 по пп. 14-2 1
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1,Авторское свидетельство СССР № 176759; кл. F 16 В 25/063,- 19ЬЗ г.
2.Авторское свидетельство СССР № 336459; кл. F 16 J 15/44; 1969. 7 61 55 5 2Ц 26 JJ J7 35 J/ J2 J 27 5 55 б2 .--
51
49
X
86
Фиг.
19
81 2
78
7 1
.2
Авторы
Даты
1977-12-05—Публикация
1974-06-14—Подача