Изобретение относится к области автоматической сигнализации и может быть использовано для контроля различных технологических параметров для оповещения членов экипажа самолета (вертолета) об отказах, неисправностях и состоянии систем и агрегатов объекта с помощью световых и звуковых сигналов и принятия ими необходимых мер для обеспечения безопасности полета.
Увеличение количества устанавливаемых на современных самолетах оборудования и его усложнение, связанное с расширением объема и повыщением точности решаемых летно-тактических задач, приводит к возрастанию числа объектов контроля и управления.
С развитием авиационной техники объем информации, выдаваемой каждому члену экипажа, все увеличивается, а располагаемое время для ее восприятия, переработки, принятия правильного решения и выполнения соответствующих действий сокращается.
Известны устройства для подачи сигнала тревоги, одно из которых содержит датчики сигнализации, блок унравления, блок изобразительной индикадии, набор коммутаторов и логический блок 1.
Недостатком данного устройства является то, что оно не учитывает последовательность
появления сигналов о состоянии датчиков сигнализации, что исключает возможность точного контроля датчиков, коммутируемых по определенным правилам.
Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является устройство для подачи сигнала тревоги, содержащее каналы 11редупредительной сигнализации и канал аварийной сигнализации, каждый из которых выполнен в виде датчиков сигнала, подключенных к первому входу блока управления, первый выход которого соединен с блоком световой индикации, первый блок запуска, выход которого соединен с первым входом первого коммутирующего элемента, первый выход которого подключен к сигнальному элементу, второй блок запуска, выход которого соединен с первым входом второго коммутирующего элемента, выход которого подключен к входу блока подачи сообщения, а второй вход коммутирующего элемента соединен с первым выходом генератора проблеска, второй -выход которого подключен ко второму входу первого коммутирующего элемента, кнопочную панель управления, к которой подключены первые входы первого и второго блоков запуска, вторые входы блока управления каждого канала, третьи входы которых м
третий вход первого коммутирующего элемента соединены через генератор яркости с задатчико.м регулирования яркости, второй выход блока управления канала аварийной сигнсктнзации подключен к вторым входам первого и второго блоков запуска 2.
Это устройство сигнализации контролирует исправность приборов и в случае нх неисправности выдает световую и звуковую сигнализацию. Система сигнализации имеет множество каналов, каждый из которых соединен с чувствите.1ьным элементом и И1меет определенную степень критичности. Недостатком устройства является то, что оно не учитывает скорость реакции обработки полученной информации. Кроме того, для приоритетной выдачи наиболее важного сигнала введены специальные блоки логики для каждого канала, дополнительная схема 1-;а;и)ми11ами51, а это. как следствие, усложняет систему, увеличивает габаритно-весовые характеристики и понижает надежность.
1|елью данного изобретения является повыn.ieHiie оперативиост -; определения аварийной ситуации, т. е. обеспечеиие своевременной и четкой информацией с выдачей световы.х и звуковы.х сигналов об отказах, неисправностях и состоянии систем и агрегатов объекта в зависимости от вал-;пости си1-пала и вре.мени их обработки.
Поставленная цель достигается тем, что в устройство введены блокируюпи1Й узел, доиолнительный коммутирующий элемент, дополнительный сигнальный элемент и третий блок запуска,первый вход которого подключен к кнопочной панели управления, второй вход - ко второму выходу одного из блоков управления канала предупредительной сигнализации, а выход - к первому входу блокирующего узла, второй вход которого подключен ко второму выходу первого коммутируюидего элемента, а выход к первому входу дополнительного коммутирующего элемента, второй вход которого подключен к выходу генератора яркости, третий вход к выходу генератора проблеска, а выход к дополнительному сигнальному элементу.
Анализ показывает, что введение классификации сигналов по грунпа.м необходимо для правильного построения систем сигнализаций, так как позволяет разделить все сигналы на две категории: аварийные и предупреждающие, : один из которых еще выделен но важности, что, в свою очередь, предопределяет фор.му выдачи каждого сигнала. В свою очередь, аварийные, предупреждающие сигналы по необходимой быстроте реакции отработки могут быть разбиты на три вида: требующие немедленного действия (1-3 сек), требующие быстрого действия (5-10 сек), требующие обычных действий (свыше 10 сек).
На чертеже представлена структурная схема устройства для подачи сигнала тревоги на центральную станцию, которая включает: каналы 1 предупредительной сигнализации, канал 2 аварийной сигнализации, датчики 3 сигнала, блоки 4 управления, блоки 5 световой индикации, первый блок запуска 6, первый коммутирующий элемент 7, сигнальный эле.мент 8, второй блок запуска 9, второй коммутирующий элемент 10, блок 11 подачи сообщения, генератор
12 проблеска, кнопочная панель 13, генератор яркости 14, задатчик 15 регулирования яркости, блокирующий узел 16, дополнительный коммутирующий элемент 17, дополнительный сигнальный элемент 18, третий блок запуска 19. Работа предложенного устройства сигнализации построена по следующему принципу. При поступлении сигнала с датчиков 3 сигналов блок 4 управления обеспечивает включение блока 5 световой индикации в режиме постоянного горения, который выкл:очается в момент
0 размыкания контактов датчик-,- 3 сигналов.
При поступлении сигнала датчиков 3 в один из выделенных каналов п едуиредительной сигнализации блок 4 управле; ия его обеспечивает включение блока 5 световой индикации и выдает сигнал на включение дополнительного сигнального э.чемента в блокирующий узел 16 и в дополнительный ком.мутируюн.ий элемент огня (желтого), куда одновременно поступают уиравляющие сигналы по каналам от генератора проблеска 12 и генератора яркости 14, при этом блок 5 световой индикации работает в режиме постоянного горения, а дополнительный сигнальный элемент 18 в режиме «проблеск.
После восприятия световых сигналов кратковременным нажатием на кнопку кнопочной
5 панели 13 посылается в блок управления данного канала предупредительной сигнализации и третий блок запуска 19 сигнал на выключение дополнительного сигнального эле.мента 18. Выключение блока 5 световой индикации происходит после устранения причины, вызвавщей появление этого сигнала и размыкание контактов (как следствие) датчиков 3 сигналов.
При поступлении сигнала с датчика капала аварийной сигнализации блок управления канала 2 аварийной сигнализации обеспечивает включение соответствующего блока 5 световой индикации, выдает сигналы в иервый коммутирующий элемент 7 через первый блок запуска бив блок 1 подачи сообщения через второй блок запуска 9 и второй коммутируюи1,ий элемент 10.
При этом соответствующий блок 5 световой индикации работает в режиме «проблеск, одновременно в режиме «проблеск работает и сигнальный элемент 8 и по каналу блока подачи сообщения поступает звуковой сигнал тина «зуммер.
5После восприятия звукового и светового
сигналов кратковременным нажатием на кнопку кнопочной панели 13 посылается в первый и второй блок запуска сигнал на выключение сигнального элемента 8, на выключение звукового сигнала и для перевода аварийного блока световой индикации 5 в режим постоянного горения. Выключение блока 5 световой индикации проис.ходит после устранения -причины, вызвавщей появление этого сигнала, и размыкания контактов (как следствие) датчика 3
аварийных сигналов.
При одновременном поступлении сигналов с датчиков аварийного канала 2 сигнализа, ции и канала 1 предупредительной сигнализации блок 4 управления канала аварийной сигнализации обеспечивает включение соответствующего блока 5 световой сигнализации, включение Сигнального элемента 8 (красного), звукового сигнала типа «зуммер и блокировку включения дополнительного сигнального элемента (желтого), блок унравления одного из выделенных каналов предупредительной. сигнализации 1 обеспечивает включение блока световой индикации.
При этом аварийный блок световой индикации 5 и сигнальный элемент 8 работают в режиме «проблеск, по каналу блока подачи сообщения 11 поступает звуковой сигнал типа «зуммер, предупредительный блок световой индикации 5 работает в режиме постоянного горения, дополнительный сигнальный элемент 18 не горит.
После восприятия аварийного сигнала кратковременным нажатием на кнопку кнопочной панели посылается в первый и второй блок запуска аварийной сигнализации сигнал на выключение сигнального канала элемента 8, выключение звукового сигнала и для перевода аварийного блока световой индикации 5 в режим постоянного горения, при этом начинает работать дополнительный сигнальный элемент (желтый) 18 в режиме «проблеск.
После восприятия светового предупрел дающего сигнала кратковременным нажатием на кнопку кнопочной панели посылается сигнал в третий блок запуска 19 канала 1 предупредительной сигнализации на выключение дополнительного сигнального элемента 18. Выключение аварийных и предупредительных блоков световой индикации 5 происходит после устранения причины, вызвавшей появление этих сигналов.
Предложенное устройство для подачи сигнала тревоги на центральную станцию обеспечивает безопасность полета и своевременную и четкую информацию о состоянии агрегатов и систем летательного аппарата за время, не превышающее необходимое для устранения причины, вызвавшей критический режим благодаря четкому делению сигналов на категории в соответствии с их значимостью; введению приоритета аварийного сигнала перед предупреждающим с учетом необходимой быстроты реакции:
а)немедленных действий в случае аварийной ситуации, при этом То (-3) сек,
где TO - время обнаружения сигнала;
б)обычных действий в зависимости от последствий, вызываемых этими сигналами с приходом предупреждающей информации, при этом То (5-10) сек;
в)принятию к сведению уведомляющих сигналов, при этом То 10 сек.
Кроме того, предложенная система блокировки исключает возможность ложного выхода
предупреждающих сигналов с приоритетом перед аварийными сигналами.
Формула изобретения
Устройство для подачи сигнала тревоги на центральную станцию, содержащее каналы предупредительной сигнализации и канал аварийной сигнализации, каждый из которых -выполнен в виде датчиков сигнала, подключенных к первому входу блока управления, первый
выход которого соединен с блоком световой индикации, первый блок запуска, выход которого соединен с первым входом первого коммутирующего элемента, первый выход которого подключен к сигнальному элементу, второй блок запуска, выход которого соединен с первым
входом второго коммутирующего элемента, выход которого подключен ко входу блока подачи сообщения, а второй вход коммутирующего элемента соединен с первым выходом генератора проблеска, второй выход которого
подключен к второму входу первого коммутирующего элемента, кнопочную панель управления, в которой подключены первые входы первого и второго блоков запуска, вторые входы блока управления каждого канала, третьи входы которых и третий вход первого коммутирующего элемента соединены через генератор яркости с задатчиком регулирования яркости, второй выход блока управления канала аварийной сигнализации подключен ко вторым входам первого и второго блоков запуска, отличающееся тем, что, с целью повыщения оперативности определения аварийной ситуации, в устройство введены блокирующий узел, дополнительный коммутирующий элемент, дополнительный сигнальный элемент и третий блок запуска, первый вход которого подключен к
кнопочной панели управления, второй вход - ко второму выходу одного из блоков управления канала предупредительной сигнализации, а выход - к первому входу блокирующего узла, второй вход которого подключен ко второму выходу первого коммутирующего элемента, а выход к первому.входу дополнительного коммутирующего элемента, второй вход которого подключен к выходу генератора яркости, третий вход к вы.ходу генератора проблеска, а выход к дополнительному сигнальному элеменИсточники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Авторское свидетельство СССР № 225035, кл. G 08 В 25/00, 1968.
2.Патент США № 3582949, кл. 340-410, 1971.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для подачи сигнала тревоги | 1983 |
|
SU1141432A1 |
СПОСОБ ИНДИКАЦИИ ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2330770C2 |
УСТРОЙСТВО для ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ ДВУХПОЗИЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ | 1973 |
|
SU368704A1 |
Устройство сигнализации о режимахРАбОТы гОРНОй пОгРузОчНый МАшиНы | 1979 |
|
SU840350A1 |
Устройство для сигнализации | 1975 |
|
SU601737A1 |
КОМПЛЕКС СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ ГАЗОПОРШНЕВОГО ЭЛЕКТРОАГРЕГАТА | 2001 |
|
RU2218587C2 |
БЛОК УПРАВЛЕНИЯ, ЗАЩИТЫ И СИГНАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ КОМПРЕССОРНОГО ЗАПРАВОЧНОГО | 2000 |
|
RU2211471C2 |
Система автоматического централизованного контроля и управления техническими средствами судна | 1975 |
|
SU561689A1 |
Локальная система автоматического управления дизель-генератором | 2018 |
|
RU2732072C1 |
СУДОВОЕ УСТРОЙСТВО ОБНАРУЖЕНИЯ ПОЖАРА | 2016 |
|
RU2661759C1 |
Авторы
Даты
1978-02-25—Публикация
1975-10-06—Подача