Передача вращения с вала на вал, если оси валов образуют угол меньше 10°, обычно осуществляется двумя коническими парами, так как изготовление конических колес с углом начального конуса менее 5 требует специального оборудования.
Предлагаемая зубчатая передача дает возможность легко осуществить передачу между валами, оси которых образуют угол мепее 10°, лишь одной паро зубчатых колес. Изготовление этой пары не требует специального оборудования ни для нарезки ни для контроля зубчатых колес, которые могут иметь как прямые, так и спиральные зубцы. Такая передача осушествляется эвольвентпыми зубчатыми колесами, имеющими по длине зубца увеличивающийся (или уменьшающийся) сдвиг профиля (сдвиг производственной рейки). Иначе говоря, эта пара представляет фау-передачу, причем каждая шестерня в отдельности по построению профиля сходна с долбяком типа Феллоуз.
На чертеже фиг. 1 показывает два варианта решения такой передачи. Первый вариант-когда сдвиг профиля целиком выполнен для одного колеса, сопряженное же с ним имеет нормальные размеры зубца цилиндрического колеса, т. е. одинаковое соотношение головок и ножек по всей длине зубца. У одного из колес этой пары угол 9 сдвига профиля по длине зубца равен углу о между осями валов. Второй вариант - когда зубцы обоих сопряженных колес имеют сдвиг профиля по длине; при этом сумма углов сдвига должна равняться углу между осями валов.
Фиг. 2 показывает направление сдвига профиля для колеса, у которого Dt - диаметр начальной окружности.
Величина сдвига меняется по закону прямой от нуля до величины К на длине L зубца. При этом угол сдвига будет;
ев - arc tg .
Взаимный наклон осей сопряженных колес вызывает некоторую неправильность в зацеплении, однако
S и sin « tg- pi; 2 sin a - (1 - cos cp) sin o-h
где Л - расстояние от взятой точки профиля до полоиды; х - угол между осями колес; « - угол давления производственной рейки; а.ц - угол давления на взятой точке профиля; tpi и tps - углы сдвига шестерни и колеса соответственно
1
и tgcps y:
где /Ci и KZ - величина сдвигов профиля на длине зубцов шестерни и колеса соответственно; Z,j и /,2 - длина зубцов шестерни и колеса соответственно.
Например, при УИ-10; А Л1; f 10°; Zi 30; (pj 5° несоответствие профилей равно S - 0,02 мм, величине, которой даже для точных ш,естерен можно пренебречь.
В примере взят наиболее неблагоприятный случай, С уменьшением (р, а,, h, М неточность зацепления будет уменьшаться. Хотя головка зуба и утоняется, все же это обстоятельство не ухудшает работы передачи. Единственное условие, необходимое и достаточное для нормальной работы предлагаемой передачи, выражается формулой
f arc tg -f arc tg -.
Предмет изобретения.
Зубчатая передача между валами, оси которых образуют угол менее 10°, посредством цилиндрических эвольвентных колес, отличаюш.аяся тем, что высоты головки и нолски по длине выполнены переменными таким образом, что при возрастании высоты головки убывает высота ножки.
ШИП
иг. 2
Авторы
Даты
1941-01-01—Публикация
1938-11-23—Подача