Предлагаемое пусковое приспособление для двигателей, внутреннего горения предназначается преимущественно для применения на летательных аппаратах и относится к тому классу пусковых приспособлений, которые могут быть приведены в движение при помощи мотора или от руки. Динамомашина, составляющая, согласно предлагаемому изобретению, часть пускового приспособления, может работать либо как мотор, либо как генератор тока и может, таким образом, либо приводить в движение пусковое приспособление, либо сама получать движение от ручного привода пускового приспособления, чтобы давать ток, употребляемый для посылки беспроволочных сигналов или для других целей. Таким образом, в пусковом приспособлении имеется только одна, соединенная с передаточным механизмом динамомашина, которая либо приводит в движение этот механизм, когда она работает в качестве мотора, либо сама приводится во вращение от ручного привода и тогда работает, как генератор тока.
На чертеже показаны формы осуществления предлагаемого изобретения, при чем фиг. 1 изображает вертикальный разрез приспособления, соединенного с ручным приводом, фиг. 2 - видоизменение предлагаемого изобретения, в таком же разрезе, как на фиг. 1, в котором маховое колесо может быть оставлено без действия, фиг. 3 - разрез по линии 11-11 на фиг. 2, показывающий рабочее соединение махового колеса.
Главными составными частями пускового приспособления являются; передаточный механизм и двигатель, сообщающий движение этому механизму. В состав передаточного механизма входит пусковая часть, приходящая в сцепление с соответствующей частью пускаемого в ход двигателя. Передаточный механизм может действовать от мотора или же от руки. В состав механизма, приводящего в движение передачу, входит и приспособление с большой инерцией, например, маховое колесо; наличие такой массы с большей инерцией не является, однако, обязательным. Она применяется для того, чтобы во время движения накапливать энергию и может, таким образом, работать либо при включении мотора, либо при использовании электрической машины, в качестве генератора тока, благодаря чему все время поддерживается, приблизительно, одинаковая скорость. В изображенной на фиг. 1 форме осуществления, приспособление может приводиться в движение либо от руки, без мотора, либо при одновременном использовании обоих источников силы.
К кожуху 2 (фиг. 1) коленчатого вала двигателя прикреплена с′емная коробка 1; в установленном в этой коробке вкладыше вращается движущая гильза 4, окружающая втулку 5, находящуюся на некотором расстоянии от гильзы. В остающемся между гильзой и втулкой кольцевом пространстве включено подающееся приводное соединение в виде фрикционного сцепления 6, состоящего из двух систем фрикционных дисков, из которых одна система, при помощи клинового соединения приключена к гильзе 4, а другая - к втулке 5. Необходимое давление, прижимающее диски друг к другу, создается рядом пружин 7, расположенных в кольцевом пространстве, при чем давление пружин регулируется гайкою 8, навинченной на гильзу 5. Этой гайкой гильза 5 постоянно оттягивается в наружную сторону и, вследствие этого, кольцо 9 втулки удерживается в положении, при котором оно прижимает диски 6 ко второму кольцу 10, упирающемуся во фланец 11 на движущей гильзе. Втулка 5 снабжена внутренней нарезкой 12 со сравнительно крутым шагом; с этой нарезкой сцепляется винтовой вал 13, образующий главную составную часть пускового органа. Продолжение этой главной части пускового органа составляет сцепная шайба 14, на передней поверхности которой имеются зубья 17, направленные в сторону диска 15, укрепленного на пускаемом в ход валу 16 и снабженного зубьями 18. Втулка 19 шайбы 14 вставлена в гильзу и может скользить в ней, при чем она с внутренней стороны снабжена ребрами, заходящими в соответствующие продольные пазы на винтовом валу 13, так что обе эти части 14 и 13 могут передвигаться друг относительно друга в продольном направлении, но вращаться должны вместе. Между шайбою 14 и винтовым валом 13 включена пружина 22, один конец которой упирается в шайбу, а другой - в дно углубления в винтовом валу 13. Пусковой орган, состоящий из частей 13 и 14, управляется рукою; для этой цели через винтовой вал в продольном направлении проходит передвижной штифт 23, проходящий также через главный вал 24 передаточного механизма и снабженный на выступающем конце рукояткою 25.
Передаточный механизм находится в коробке 1 между дном ее и крышкою 1а. Главное зубчатое колесо 29 неподвижно укреплено внутри коробки и снабжено внутренним зацеплением. Его зубья сцепляются с вращающимися колесами 31, вращательно установленными между параллельными плитами 32 и 33. Эти плиты удерживаются на надлежащем расстоянии друг от друга выступами 34 и скреплены винтами 35. Плита 33 имеет снабженный пазами и ребрами фланец, находящийся в приводном соединении с пазами и ребрами на внутренней поверхности, движущей гильзы 4, так что от этой плиты 33 передается движение на гильзу. Кроме того, плита 33 в центральной своей части имеет диаметральный вырез во втулке, в который заходят штифты 38, выступающие на главном валу 24 передаточного механизма. Таким образом, создается приводное соединение между главным валом и планетарной передачей.
Планетарные колеса 31 сцепляются с центральным зубчатым колесом 39, втулка которого 40 составляет одно целое с зубчатым колесом 41 и свободно вращается на главном валу 24 передачи. Большое зубчатое колесо 41 сцепляется, в свою очередь, с зубчаткой 43, втулка 44 которой непосредственно соединена с коническим зубчатым колесом 45, свободно сидящим на передаточном валу 46.
Правый конец вала 24 опирается на подшипник 48, установленный в крышке 1а; на выступающий конец этого вала насажена коническая зубчатка 49, составляющая часть ручного привода, помещающегося почти целиком в коробке 50. В состав этого ручного привода входит установленный в коробке 50 вал 52, снабженный на выступающем конце штифтами 53 для ручного кривошипа. Внутри коробки установлены шариковые подшипники для вала 52; продольному перемещению этого вала препятствуют, с одной стороны, гайка 55 и, с другой стороны, зубчатка 57, при чем эта последняя сцепляется с зубчаткой 49.
Масса с большой инерцией, которая может быть использована в качестве приводной части для передаточного механизма, исполнена в виде махового колеса, для которого имеется коробка 58, прикрепленная к коробке 1 при помощи винтов 59. Маховое колесо состоит из тяжелого обода 60, диска 61 и втулки 62, соединенной при помощи шпонок и дорожек с вертикальным валом 63 и поэтому вращающейся вместе с этим валом, установленным на шариковых подшипниках 64, находящихся в коробке 58. Вал 63 кончается зубчаткой 63а, сцепляющейся с коническим зубчатым колесом 45. Перемещению махового колеса 50 по валу 63 препятствует гайка 65.
Динамо - электрическая машина может быть использована либо в качестве генератора тока, либо в качестве мотора. Она состоит из рамы 150, которая укреплена на коробке 58 при помощи винтов 151 и в которой находятся создающая поле часть 152, якорь 153, коллектор 154, щетки 155, вступающие в действие лишь в том случае, когда машина работает в качестве мотора, и собирательные кольца 156 с их щетками 157, с которых снимается ток, когда машина работает в качестве генератора. Продолжение 158 якорного вала заходит в углубление, сделанное для этой цели в валу 63.
Для того, чтобы создать или прервать рабочее соединение между электрической машиной и маховым колесом, чашеобразная гильза 159 снабжена втулкою 160, имеющей внутреннюю нарезку. Последняя сцепляется с винтовой нарезкой 161 на валу 63. Сравнительно слабая пружина 162 находится между диском 61 махового колеса и дном чашеобразной гильзы 159 и обычно отжимает эту гильзу от прилегания к диску.
Для включения или выключения электрической машины, относительно махового колеса, имеется управляемое рукою приспособление.
На фиг. 1 чашеобразная гильза 163 показана в том положении, при котором она, при посредстве штифтов 167, сцепляется с диском 61, что достигается при перемещении стержня 166 книзу. Если же штифт 170, против действия его пружины, несколько оттянут в наружную сторону, то окружающая стержень 166 пружина быстро оттягивает этот стержень кверху, благодаря чему ярмо на внутреннем конце стержня приподнимает сцепную гильзу 163, так что она приходит в нерабочее положение. Если, затем, отпустить штифт 170, то он автоматически закрепляет стержень 166 в его верхнем положении.
Изображенное на фиг. 2 и 3 видоизменение отличается тем, что действие махового колеса 60 может быть, при желании, исключено. В этом случае, втулка 61 махового колеса не находится постоянно в рабочем соединении с соответствующим валом 63, а отделена от него и может быть от руки сцеплена с ним. Некоторое число подвижных в радиальном направлении штифтов 175 может скользить по каналам 176 в валу 63. Эти штифты установлены таким образом, что они не создают соединения со втулкою 61. Для этой цели находящиеся в каналах 176 штифты 175 отжимаются во внутрь пружинами 177. Во втулке или диске 61 имеются три углубления 178; когда штифты заходят в эти углубления, оставаясь, однако, некоторой своей частью в валу 63, между диском и валом создается соединение. Чтобы отжать штифты 175 в упомянутые углубления, служит стержень 180, свободно проходящий через центральный канал 179 в валу 63. Верхний конец этого стержня заострен и обычно находится против концов штифтов 175. Если стержень 180 передвинуть кверху, как показано на фиг. 2, то уширенная часть его отодвигает радиальные штифты 175 в наружную сторону и таким образом сцепляет диск 61 с валом 63. Чтобы иметь возможность передвинуть стержень 180, с нижним концом его шарнирно соединен рычаг 181, при чем этот рычаг обычно, под действием пружины 183, занимает такое положение, при котором создается сцепление (фиг. 2). Если передвинуть кверху тягу 182, соединенную с концом рычага 181, то этот рычаг и вместе с ним стержень 180 опускаются. Сцепные штифты 175 вытягиваются пружинами 176 из углублений 178 во втулке, и диск 61, таким образом, освобождается. В этой форме осуществления, как и в изображенной на фиг. 1, имеются управляемая рукою сцепная гильза 163 и автоматически действующая сцепная гильза 159, но штифты 167 на сцепной гильзе 163 заходят не в диск 61, а в плиту 184, соединенную с валом 63, при помощи шпонок и дорожек, таким же образом, как на фиг. 1 диск 61 соединен с этим валом.
В изображенной на фиг. 2 форме осуществления маховое колесо 60 может быть, таким образом, при желании совершенно выключено из привода.
1. Пусковое приспособление для двигателей внутреннего горения с перемещающейся по оси сцепной частью, приводимой в действие маховиком, снабженное механическим приводом, автоматически разобщающимся, при действии ручного привода, характеризующееся тем, что с целью использования электродвигателя 153 (фиг. 1) в качестве генератора электрического тока, приводимого в действие ручным приводом, на валу 169 укреплена, посредством шпонок, сцепная часть 163, снабженная штифтами 167, входящими в отверстия диска 61 маховика 60 при перемещении ручного пружинного стержня 166.
2. Видоизменение охарактеризованного в п. 1 пускового приспособления, отличающееся тем, что, с целью выключения из действия маховика 60, втулка 61 последнего сцеплена с валом 63 посредством пружинных штифтов 175 (фиг. 2, 3), перемещающихся в радиальных каналах 176 и углублениях 178 при перемещении рычагов 181, 182.
Авторы
Даты
1928-08-31—Публикация
1926-01-12—Подача