Фрикционная муфта коробки перемены передач транспортного средства Советский патент 1978 года по МПК B60K17/02 F16D13/54 

Описание патента на изобретение SU602399A1

се 2. Перегородка размещена в проточке 8, выполненной в утолщенной части поршня 3 напротив дисков 4. Это позволяет сделать муфту компактной и обеспечить желаемое соотношение усилий на nopuieHb со стороны камер. К камере 5 подведен канал 9 ля подачи жидкости под давлением от ее источника в силовой цилиндр. Камера 6 изолирована от этого канала. Она сообщается только с виещней камерой через дроссельное отверстие 10. Камеры отделены друг от друга уплотнительным кольцом. При размещении уплотнительного кольца в перегородке 7 дроссельное отверстие выполняется в поршне, а при его установке в поршне отверстие выполняется наоборот в корпусе. Это позволяет, благодаря полно.му отюрожнелию внутренней камеры избежать скапливания в ней осадков, выпадающих из жидкости во время вращения корпуса. Опорожнение внещней камеры осуществляется наряжу через отверстие 1 1 из периферии корпуса муфты.

Во внутреннем отверстии поршия муфты на ступице ее корпуса размещен гидроаккумулятор 12, выполненный в виде порщня. По обеим сторонам от гидроаккумулятора 12 на поршне 3 муфты расположены упоры 13 и 14. Между упором 14 и гидроаккумулятором 12 установлен упругий элемент 15 в виде пакета тарельчатых пружин. На ступице корпуса 2 муфты расположен упор 16 для упругого элемента 17 в виде спиральной пружины, упирающейся в торец гидроаккумулятора 12 и обеспечивающей возврат поршня 3 муфты в начальное положение при ее выключении.

На противоположной стороне корпуса муфты расположен поршень 18 гидравлического силового цилиндра 19 для сжатия фрикционных дисков 20 другой ступени в коробке передач, в данном случае первой ступени. Во внутреннем отверстии поршня 18 муфты расположен поршень 21 гидроаккумулятора, нагруженный пружиной 22. По обеим сторонам от поршня гидроаккум пятора на поршне муфты имеются для него упоры 23 и 24.

Внешняя камера силового цилиндра сообщена с каналом подачи жидкости под давлением и со сливом через клапан 25, расположенный на периферии корпуса муфты. Этот клапан содержит золотник 26, связанный с кольцом 27, перемещаемым принудительно поводKOf-i 28, вставленным в паз кольца. Для регулирования опорожнения цилиндра 19 первой ступени на золотнике 26 клапана 25 предусмотрен поясок 29.

Включение ступени в коробке- передач двухкамерной фрикционной муфтой осуществляется следующим образо.м.

При подаче жидкости под давлением в камеру 5 силового цилиндра происходит быстрое ее заполнение и перемещение поршня 3 а сторону дисков 4. После замыкания дисков 4 давление в ка.мере 5 поднимается до номинальной величины, при которой усилие от поршня 3 на диски 4 становится достаточным для передачи ими крутящего момента от двигателя и даже для частичного или полного уравнивания их скоростей вращения, в это же время жидкость

через отверстие 10 постепенно заполняет камеру 6. Давление в ней плавно повышается благодаря перемещению поршня гидроаккумулятора 12 и сжатию упругих элементов 15 и 17. Это давление воздействует на поршень 3 муфты 5 способствуя постепенио.му росту момента трения дисков 4. В это время до окончания хода поршня 1идроаккумулятора 12 окончательно . завершается уравнивание угловых скоростей фрикционных дисков при сравнительно небольшом мо.мен.те их трения, что обеспечивает плав° нос включение фрикционной муфты.

После окончания хода поршня гидроаккумулятора давление во внутренней камере силового цилиндра подни.мается до номинальной величины. При этом усилие от пори1ня гидро5 аккумулятора через упор 14 тоже передается на поршень муфты, обеспечивая надежное ее включение.

При необходи.мости выключения .муфты прекращается подача жидкости под давлением в ее внешнюю камеру. Камера опорол няется

через отЕорстие 11. Жидкость из ка.меры 6 через отверстие 10 сначала сливается во внешнюю к;.;меру, а затем выбрасывается наружу отверстие 1 без остатка, после чего поршеш. 3 под действием упругого элемента 17 отх).аит от фрикционных дисков, которые размыкаются.

Перек.чючение в коробке передач с иервой ступени на вторую при движении машины происходит следующим образом.

Золотник клапана 25 поводко.м 28 перемещается вправо, сообщая с источником жидкости камеру 5 силового цилиндра второй ступе-, ни. При этом силовой цилиндр 19 первой ступени сообшается со сливом. Однако давление в нем сохраняется в течение времени заполнения камеры 5 силового цилиндра второй ступени ввиду наличия гидроаккумулятора. Гидро. аккумулятор поддерживает необходимое давление в силовом цилиндре первой ступени за счет дросселирования потока сливающейся из цилиндра жидкости в клапане 25, на золотQ нике которого расположен поясок 29.

В этом случае давление от поршня 21 гидроаккумулятора на жидкость распространяется по всему цилиндру, прижимая поршень 18 МУФТЫ к пакет} дисков 20, обеспечивая даль «ейшую передачу ими крутящего .момента от двигателя. После заполнения жидкостью камеры 5 силового цилиндра второй стуттени давление в ней подни.мается до номинальной величины, а усилие на поршень 3 и соответственно диски 4 становится достаточным яля передачи

ими крутящего .момента от двигателя. Затем канал 9 происходит заполнение камеры 6 силового цилиндра. В это же время поршень 21 гидроакку.х.улятора первой ступени доходит до упора 23 на поршне 18 муфть:, отодвигая его от фрикционных дисков, которые размыкаются вьцстючая первую ступень. После этого, завершается включение фрикционно.й муфты-второй степени. Таким образом, переключение с первой ступени на вторую происходит плавно без разрыва потока мощности в трансмиссии

машины.

Обратное переключение со второй ступени на первую, например при движении машины в Fopy, происходит следующим образом. Поводком 28 золотник 26 клапана 25 переставляется в левое положение, при котором силовой цилиндр первой ступени сообщается с источником рабочей жидкости, а цилиндр второй ступени - со сливом. Тогда давление жидкости во внещней камере силового цилиндра второй ступени падает до незначительной величины, а в его камере 6 сохраняется небольшое давление, которое действует лишь на часть поверхности порщня 3 муфты. В результате приложенное к порщню 3 муфты усилие уменьшается до величины, при которой момент трения дисков 4 становится меньше крутящего момента, поступающего от двигателя. Тогда диски 4 начинают пробуксовывать, а угловая скорость вала 1 коробки передач и корпуса 2 муфты увеличивается. В это время часть мощности двигателя передается фрикционной муфтой второй ступени на выходной вал коробки передач и далее к колесам мащины, а остальная часть мощности двигателя расходуется на разгон вала 1 коробки передач, чтобы уравнять скорости вращения дисков 20 первой ступени. К моменту уравнивания угловых скоростей фрикционных дисков первой ступени завершаются наполнение силового цилиндра 19 этой ступени и возрастание в нем давления до номинальной величины. В это же время заканчивается работа гидроаккумулятора второй ступени. Гидроаккумулятор 12 доходит до упора 13 и отодвигает поршень муфты от пакета фрикционных дисков, окончательно выключая вторую ступень. Таким образом, при переходе как с первой ступени на вторую, так и со второй ступени на первую сохраняется поток мощности к колесам машины, что уменьшает амплитуду изменения ускорения машины при переключении ступеней в коробке передач и, следовательно, улучшает плавность ее движения.

6 Формула изобретения

1. Фрикционная муфта коробки перемены передач транспортного средства, содержащая корпус с порщнем гидравлического силового цилиндра, сообщенного по периферии через клапан с источником жидкости, и фрикционные диски, отличающаяся тем, что, с целью повыщения плавности ее включения в порщне напротив фрикционных дисков выполнена проточка, в которой установлена перегородка, разделяющая гидравлический,силовой цилиндр на внещнюю и внутреннюю камеры, сообщенные между собой через дроссельное отверстие, 2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения постепенного нарастания давления жидкости.в внутренней камере силового цилиндра и задержки ее выключения во избежание разрыва потока мощности при переключении ступеней в коробке перемены передач, в внутренней камере силового цилиндра установлен гидроаккумулятор. 3.Муфта по п. 2, отличающаяся тем, что гидроаккумулятор выполнен в виде поршня, взаимодействующего с упругим элементом. 4.Муфта по п. 3, отличающаяся тем, что, с целью использования упругого элемента гидроаккумулятора для возврата поршня муфты в исходное положение, на корпусе выполнен упор, взаимодействующий с упругим элементом гидроаккумулятора. 5. Муфта по п. 4, отличающаяся тем, что, с целью увеличения усил-и-я. сжатия фрикцион ix дисков в конце включе1П1я муфты, на порщне муфты со стороны фрикционных дисков выполнен упор, взаимодействующий с поршнем гидроаккумулятора. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: 1. Патент США Л 3534840. кл. 1970.

Похожие патенты SU602399A1

название год авторы номер документа
Двойная фрикционная муфта 1976
  • Бялоцкий Владислав Францевич
  • Выборнов Эдуард Петрович
  • Винокуров Владимир Максимович
  • Мазалов Николай Дмитриевич
  • Софонов Сергей Сергеевич
SU663908A1
Фрикционная муфта коробки передач 1974
  • Бялоцкий Владислав Францевич
  • Мазалов Николай Дмитриевич
  • Баранов Владислав Васильевич
  • Дзядык Михаил Николаевич
  • Пыткин Анатолий Юрьевич
SU509740A1
Устройство для переключения ступеней в коробке передач 1977
  • Корейво Вацлав Янович
  • Митяев Альберт Федорович
  • Гурленя Валерий Николаевич
  • Знак Иван Александрович
SU734030A2
Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач ступенчатой коробки передач самоходной машины 1973
  • Лысов Александр Михайлович
SU521156A1
Двойная фрикционная муфта 1976
  • Выборнов Эдуард Петрович
  • Бялоцкий Владислав Францевич
  • Мазалов Николай Дмитриевич
  • Гируцкий Ольгерт Иванович
  • Баранов Владислав Васильевич
  • Винокуров Владимир Максимович
SU616472A1
Фрикционная муфта 1975
  • Выборнов Эдуард Петрович
  • Бялоцкий Владислав Францевич
  • Мазалов Николай Дмитриевич
  • Гируцкий Ольгерт Иванович
  • Баранов Владислав Васильевич
  • Панченко Владимир Иванович
SU585341A1
Механизм плавного включения ступеней гидромеханической трансмиссии транспортного средства 1981
  • Красневский Леонид Григорьевич
SU1008022A1
Система управления фрикционной муфтой сцепления транспортного средства 1972
  • Хельмут Эспеншид
SU528027A3
Фрикционная муфта 1978
  • Бялоцкий Владислав Францевич
  • Выборнов Эдуард Петрович
SU721605A1
Способ переключения с высшей ступени коробки передач и устройство для его осуществления 1984
  • Саенко Геннадий Викторович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
SU1276530A1

Иллюстрации к изобретению SU 602 399 A1

Реферат патента 1978 года Фрикционная муфта коробки перемены передач транспортного средства

Формула изобретения SU 602 399 A1

SU 602 399 A1

Авторы

Бялоцкий Владислав Францевич

Мазалов Николай Дмитриевич

Баранов Владислав Васильевич

Дзядык Михаил Николаевич

Пыткин Анатолий Юрьевич

Даты

1978-04-15Публикация

1974-06-24Подача