Изобретение относится к машиностроению и. может быть использовано в коробках п&ре дач транспортных машин для перекл}6чения ступеней без разрыва потока мощности в
трансмиссии.
в гидромеханических коробках передач транспортных машин для переключения ступеней без разрыва потока мощности в трасмиссии широкое применение нашли фрикционные муфты с врашаюшимся корпусом, в ко- тором расположен nopujenb для сжатия фрикционных дисков, образукпдий совместно с корпусом полость для рабочей жидкости.
Однако такие муфты трудно выключать, поскольку вращающаяся совместно с корпу- сом и поршнем жидкость, находящаяся в полости между ними, оказывает центробежное давление на поршень, препятствуя его отводу от дисков.
Известна фрикционная муфта, содержащая ведущую иведомую полумуфты, взаимодей- ствукшие через пакет фрикцио1гных дисков, сжимаеклых поршнем, в центральном отверстии которого {эазмешен подпружиненный по оси дополнительный поршень, образуют
ший с основным поршнем и корпусом полост для рабочей жидкости, сливаемой через канал, выполненный в корпусе и снабженный краном, установленным на периферии Kojiny- са для слива рабочей жидкости из yKa3aivной полости при выключении муфты.
Так как при выключении фрикционной муфты полость между поршнями корпусом опорожняется полностью, исключается скапливание в ней осадков, выпадающих из жио- кости при вращении муфты. Эта фрикционная муфта выключается постепенно, чем устраняется разрыв потока мощности в трансмиссии при переключении ступеней в коробке . передач.
Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.
Недостатком указанной фрикционной муфты является отсутствие средств, обеспечивающих плавное ее включение.
Для повыщения плавности включения фрикционной муфты дополнительный поршень фри1& ционной муфты связан с краном и имеет
дроссельное отве1х;тие, п«11екрываемое при сжатии ф 1ИК1и1он11).1х дисков,
Такое выполнение фиткииоиной муфты повьпияет плавн(х;ть ее включения з счет постепенного нарастания «аапеиия в ее подос- ти при перемещении дополнительного поршня iia чертеже изображена предлагаемая фри ционпая муфта.
Она соде}1жит ведущую полумуфту 1 и ведомую полумуфгу 2, взаимодействующие через пакет фрикционных дисков 3, сжимав- Nibrx поршнем 4, основным. Это поршень нагружен пружинами 5 для возврата его в исходное положение при выключении муфты, в пeнтJJaльнoм отверстии поришя 4 размешен попопнителыгый поришнь 6, под- пружиненкьй по оси при помощи пружины 7.
Пружины 5 и 7 упираются во фланец 8, соединенный с помощью резьбы с ведущей полумуфтой 1, С :новной поршень 4 и дополнителып й поршень 6 расположены внутри корпуса 9, образуя с ним полость 10 для рабочей жидкости, подаваектой в нее через канап 11, выполненный в корпусе 9, и канал в валу, на котором он закрепл н.
Для слива рабочей жидкости из полости 10 в корпусе 9 выполнен канал 12, снабженный краном 1Л, запирающим его при включении муфты. Напротив пробки этого крана имеется дроссельное отверстие 14. С краном 13 посредством его хвостовика 15 и кривошипа 16 связан дополнительный nopiueHb 6. Эта связь осуществлена с помо шью выступа 17 на торце поршня в, на котором имеется канавка под кривоигипом 16,В стороне от кривошипа 16 (в выступе 17) ш.шолнены вы1№зы для прохода рабочей жидкости.
Дополг1ительный поршень 6 имеет дрос- сельноо отверстие 18 для подачи рабочей жидкости из полости 1О в камеру 19, об- разог;Л1ную между поршнем 6 и фланцем 8, Камера 19 через дроссельное отверстие 2О сообщена со сл1вом. Для перекрытия дроссельного отверстия 18 при сжатии фрикционных дисков 3 на фланце 8 (напротив этого отверстия) имеется упор 21.
При включении фрикционной муфты рабочая жидкость под давлением подается в полость 1О. Одновременно рабочая жидкост через дроссельное отвеуютие 18 заполняет камеру 19.
Пружины 5 ик1еют сравнительно небольшое усилие, поэтому вначале перемешается поршень 4, о дополнительш51й поршень 6 остоется на мосте. Поуппень 4 подходит к ф;)икцио11ным дискам 3 и прижимает их к опорному диску, после чего давление жиокости в полости 1О поднимается по величи ны, пти которой начинается пеутемешеиие вправо дополнительного пор1иня 6. При этом вследствие трения сжат(,1х фрикционных дисков 3 муфта начинает передавать крутящий момент, OopiueHb 6, надавливая на жидкость, заключенную в камере 19, вытесняет ее на слив. Жидкость вытесняется через дроссельное отвеуютие 2О, поэтому, поршень перемещается постепенно.
Во время перемещения поршня 6 . жи кость, поступающая в.- полость 10, сливается из иего наружу через по-прежнему открытое дроссепьное отверстие 14 и далее через канал 12 и кран 13, В результате в силовом цилиндре устанавливается давлетше жидкости, MeHbuje номинального, что обеспечивает постепетпюе уравнение скоростей вращения фрикционных дисков 3 муфты.
В конце своего хода дополнительный поршень 6, поворачивая через хвостовик 15 кран 13, запирает слип жидкости из полости 10 через ка)1ал 12, а затем доходит до упора 21 на фланце 8. Упор 21 прикрывает дроссельное отверстие 18 в nopiune 6, при
этом слив жидкости из полости Ю окончательно прекращается, а давление в нем поднимается до номинальной величины, обеспечивая надежное замыкание фрикционных дисков,
При выкпючеиии фрикционной муфты, когда ее полость Ю сообщается со сливом через канал 11, дополнительный поршень 6, пеуэемещаясь под действием пружины 7 влево, поворачивает кра.1 13, .открывая слив
жидкости из полости 10 через отверстие 14. При этом при отходе поршня 6 от упора 21 открывается отверстие 18, и жидкость через него из полости 1О перетекает также в кран 13, уравновещивая цент-
робежное давление жидкости на поршень 6 и облегчая его возвращение в 11сходное положение.
После слива жидкости из полости lu поршень 4 под действием пружин 5 возвра-
шается в исходное положение, и муфта выключается.
Таким образом, описанная конструкция фрикционной муфты позволяет повысить пла иость ее включения, что снизит динамичеокие наг-рузки на трансмиссии транспортной машины, в которой она устанавливается, и повысит комфортабельность езды в машине
пассажиров.
Формула изобретения
Фрикционная муфта, содержащая ведушую i ведомую полумуфты, взаимодействующие
чероз пакет фрикционных дисков, сжимаемых поршнем, в це 1Т 1Пльном (}тве1х:тии которого раэмешеи поппружинеичый по (х;и дополнительный поршень, обра.эукяний с (южзпным nopuiнем и корпусом Г1ол(х;ть /ия у1а6очей жидкое- s ги, подаваемой канал, выполненный в
корпусе и снабженп | й краном, о т п и ч дW 1JI а я с я тем, что, с нелк.ю повглтрния плавности вклк1чеиия, пополнительный iu i шень связан с )аном и имеет проссеаьное отверстие, перекрываемое при сжатии фрик- ционных писков.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная муфта | 1976 |
|
SU616471A1 |
Фрикционная муфта | 1976 |
|
SU631711A1 |
Двойная фрикционная муфта | 1976 |
|
SU616472A1 |
Фрикционная муфта коробки передач | 1974 |
|
SU509740A1 |
Двойная фрикционная муфта | 1978 |
|
SU740998A1 |
Двойная фрикционная муфта | 1976 |
|
SU663908A1 |
Фрикционная муфта коробки перемены передач транспортного средства | 1974 |
|
SU602399A1 |
Многодисковая фрикционная муфта сцепления | 1972 |
|
SU435392A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1975 |
|
SU602401A1 |
Фрикционная муфта | 1981 |
|
SU1051343A1 |
/J
Авторы
Даты
1977-12-25—Публикация
1975-10-02—Подача