. . I
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин.
Известна двойная фрикционная муфта, содержащая установленные в каждой части муфты опорный диск и пакет фрикционных дисков, сжимаемых подпружиненным поршнем, образующим с корпусом полость для рабочей жидкости, связанную с магистралями подачи и слива рабочей жидкости, а также распределитель, расположенный на валу муфты 1.
Жидкость в распределителе подается в гвд(равлический цилшздр муфты через дроссельное отверстие малого сечения. Это приводит к существенному сиижеИИю давления в гидравлическом цилиндре муфты в случае значительной утечки из него жидкости вследствие износа уплотнительных колец поршня. Из-за этого муфта может начать пробуксовьгоать под нагрузкой, что приведет к ее износу. Нарастание давления в силовом цилиндре фрикционной муфты и соответственно включение муфты происходит довольно резко из-за несжимаемости жидкости и больтой жесткости корпуса и поришя фрикционной муфты.
Цель изобретения - повышение, плавности включения фрикционной муфты и обеспечение ее компактности.
Для зтого распределитель имеет запрессованную в валу муфты втулку с каналами и обратным клапаном, и золотник, выполненный в виде размеренного внутри втулки штока с осевым дроссельным отверстием и поршня, образующего в валу муфты полость, причем вал муфты имеет радиальное дроссельное отверстие, через которое упомянутая полость постоянно связана со сливом, а через обратный клапач - с одним из каналов втулки, связывающим магистраль подачи рабочей жидкости со сливом.
На чертеже изображена предлагаемая двойная фрикционная муфта, продольный разрез.
Двойная фрийционная состоит из двух частей; Часть 1 является понижающей ступеиыо включения, а часть 2 - прямой ступенью включения. Фрикдаонныё диски 3 и 4 этих частей установлены L общем корпусе 5, закрепленном на валу 6. В корцусе 5 расположены поршни 7 и 8 для сжатия фрикционных дисков 3 и 4 соответственно понижающей и прямой ступеней. Поршни 7 и 8 образуют с, корпусом 5 полости 9 и 10 для рабочей жидкости, представляющие собой гидравлические силовые цилиндры, которые служат для создания нажимного усилия на поршни фрикционных муфт, В центральном: отверстии riepiifflH 7 части 1, являющейся понижающей ступенью, размещен дополнительный поршень И, нагруженный пружт1амн 12. Дополнительный поршень 11 расположен между упорами 13 и 14, размещенными на основном поршне 7. Назначением дополнительного порш1гя является обеспечение задержки выключения части 1, являющейся понижающей ступенью, при; переключении на высшую ciynein. Это позволяет исключить разрыв потока мощности при переключении ступени в коробке передач хранспорткого средства во время его разгона и тем самым повысить комфортабельность ездыпйссажиров. На периферий корпуса 5 расположен клапан 15 для поочередной подачи под давлением рабочей жидкости в полости 9 и 10 из канала 16, выполненного в корпусе 5. Клапан 15 содержит золотник 17, перемещаемый поводком 18 С по- ; мбщьюкольвд 19 и сообщающий полостн 9 и . 10 с каналом 16, Канал 16 сообщен с источником 20 давления рабочей жидкости через магистраль 21 подачи рабочей жидкости к распределитель 22, установлейный на валу 6 муфтьь Распределитель 22 для .плавного включения каж-. дои части 1 и 2 содержит золотник 23, вШол- ; ненный в йвде йоршя со щтоком 24, В золотiniKe райпределителя имеется дроссельное отверстие 25, сообщающее гидравлический силовой цилиндр включаемой части муфтйс магистралей 21VBlT6K 24 золотника 23 расположен во втул- ; ке 26, запрессова1шой в вал 6. Йо втул1се 26 и на валу 6 имеется канал 27, открываемый щтоком 24 золотника при его перемещении и сообрмощий со сливОм магистраль 21 подачи рабо- . чей жидкости. ПоргаЬньй ицток золотйика 23 .образуютна &пу 6 муфты полость 28, сообщен-, % со сп гвом через дроссельное отверстие 29 малого диаметра. Полость 28 связана также с каналом 27 через обратный клапан 30. Обратный клатт® выношен в ввде пластины, прижатой, и fopiiyвтулки 26 изакрьтающей ее отверстие 31. На конце вала 6расположена запрессованная 3 него заглушка 32, являющаяся одновременно опорой подшипника этого вала. Между заглушкой И золотником 23 расположена полость 3 При нейтральном положении коробки передач эолотник 17 клапана 15 находится в среднем положеник, пoкaзaш o i на чертеже, благодаря чему полости 9 и 10 муфты сообщены со сливом. Золотник 23 распределителя 22 расположен в крайнем левом положении. Для включения в коробке передач части 1 поижающей ступени золотник 17 перемещают поводком 18 влево, сообщая полости 9 части 1 фрикционной муфты с каналом 16. Давление в Полосн 33 падает до незначительной величины, и тога золотник 23 под ;:,ействйем давления, дейстующего на торец штока 24, перемещается впрао, вытесняя жидкость из полости 33 по каналу JI6 в полость 9. При смещении золотника 23 вправо открывается канал 27, и жидкость нз магистрали 21 через отверстие 31 и обратный клапан 30 поступает в полость 28, оказывая дополнительное усилие на золотник в сторону его перемещения. После трго как золотник 28 сместится .вправо до упора в заглушку 32, дальнейшее заполнение полос- . ти 9 части 1 муфты происходит через отверстие 25. Под давлением жидкости, постзттившей в полость 9, поршень 7 вместе с дополнительным поршнем 11 перемещается влево, сжимая фрикционные диски 3. После сжатия фрикционных дисков в дальнейшем перемещается только дополштёльньш поршень И, сжимающий пружины 12. Во время перемещения дополнительного поршня 11 давление рабочей, жидкости в полости 9 возрастает и муфта Г начинает передавать крутяШ;ИЙ момент. Затем дополнительный поршень упирается в упор 14, расположенный на основном порщне 7, и давление рабочей жидкости в полости 9 поднимается до величины, дбетаточной для уравнивания скоростей вращения фрик;ционных дисков 3 и 4. При зтом давление в полости 33 становится почти равным давлению в магистрали 21. Давление же в магистрали 21 в то время понижаете, благодаря сливу жидкости из нее через канал 27, имеющий широкие проxdflHble сечения. Причем в полости 28, подключенной через Отверстие 31 к средней части канала 27, давление.будет меньше давления в магистрали 21 и в полости 33. Вследствие этого золотник 23 под дШлением Жидкости в полости 33 начинает перемещаться от заглушки 32 влево. При этом обратный клапан 30 закрывается и жидкость из полости 28 выдавливается на слив Через дроссельное отверстие 29 малого диаметра. Благодаря зтому золотник 23 перемещаетсй влево срав- . нительно медленно. В зто время в магистрали 21 и полости 9 сохраняется пониженное давЛение рабочей жидкости, обеспечивающее плавное включение муфты. Затем шток 24 перекрывает канал 27, слив жидкости из магистрали 21 прекращается и давление в полости 9 поднимается до величины, обеспечивающей надежное удерЖание части 1 .муфты во включенном состоянии. При переключении с понижающей ступени иа прямую включается часть 2 муфты, а часть 1 выключается. Для этого золотник 17 клапана 15 перемещается поводком 18 вправо, сообщая полость 10 части 2 с каналом 16, а полость 9 чати I - со сливом через дроссельную щель, образованную в корпусе клапана 15 пояском, выполненным на золотнике 17, За время заполнения полости 10, пока часть 2 еще не передает крутящий момент, часть 1 остается замкнутой. В это время необходимое давление в ее полости 9 сохраняется за счет нажатия дополнительного порщня 11 пружинами 12 на жидкость, заключенную Э полости 9. Это давление распространяется по полости 9, в том числе на порщень 7, удерживая его в левом положении. Затем, когда давление в полости 10 уже поднимается до необходимой величины, дополнительный порщень 11 дойдет до упора 13 на основном поршне 7 и отодвинет этот порщень вправо, разомкнув фрикционную муфту 1.
Во время включения части 2 работа распределителя 22 протекает таким же образом: как только золотник 17 клапана 15 переместится вправо поводком 18 и полость 10 части 2 подключится к каналу 16, жидкость из канала 16 под действием центробежных сил поступит в полость 10, а давление жидкости в полости 33 соответственно резко упадет.
Тогда золотник 23 распределителя 22 под действием давления в магистрали 21, действующего на торец Щтока 24, будет перемедаться вправо до упора в заглушку 32. При этом во время перемещения золотника 23 откроется канал 27, и Давление в магистрали 21 понизится. Жидкость, пр1оте :аюшая по каналу 27, постзпш в отверстие 31 во втулке 26, где установится пр6меж)ггочное давление между MamcipiwiMO 21 и сливом. Через отверстия 31 и обратный клапан 30 жидкость поступит в полость 28, оказывая дополнительное усилие вправо на золотник 23. Разность давлений в магистрали 21 и полости 33 в это время, поддерживаете за счет дросселирования потока жидкости в отверстии 25 золотника 23.
После заполнения полости 10 части 2 расход жидкости через отверстие 25 уменьшается и давление по концам золотника 23 выравнивается.
Под действием давления в полости 33 золотник 23 начинает перемещаться влево. Причем обратный клапан 30 тогда закрывается, а жидкость из полости 28 выдавливается на слив через дроссельное отверстие 29 малого диаметра.Благодаря этому перемещение золотника 23 влево происходит сравнительно медленно.
За время перемещения золотника влево, пока не закроется канал 27, в магистрали 21 и соответственно в полости 10 сохраняется пониженное давление, обеспечивающее плавное включение муфты. Kat только щток 24 перекроет канал 27, слив жидкости из магистрали 21 прекратится, и давление в ней поднимется до номинальной величины.
Формула изобретения
Двойная фрикционная муфта, содержащая установленные в каждой части муфты опорный диск и Пакет фрикционных дисков, сжимаемых подпружиненным поршнем, образующим с корпусом полость для рабочй яшйкости, связанную с магистраляйй подаШ к сяйва рабочей жидкости, а также распределитель, расположенный в валу муфты, отличающаяся тем, что, с целью повышения плаввретИвключ ения муфты и обеспечения ее компактности, распределитель
имеет зайрессованную в валу муфты втулку с каналами и обратным клапаном и золотник, вьь полненный в виде размещенного внутри в1улки штока с осевым дроссельным отверстием и поршня, образующего в валу муфты полость,
причём вал 1иуфть1 имеет радиальное дроссельное отверсШе, через которбе упомянутая полость постоянно связана со сливом, а через обратный клапан - с Ьдним из каналов втулки, связывающих магистраль йодачи рабочей жидкости со
сливом. .,. : ..;:. .
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе1.в Заявка ФРГ N«1964356, кл. 47 с 25/063, 1971. ЗГ ZZ JO
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная муфта | 1978 |
|
SU767428A1 |
Блокируемый гидротрансформатор гидромеханической передачи транспортного средства | 1986 |
|
SU1444181A1 |
Устройство управления фрикционными муфтами гидромеханической трансмиссии транспортного средства | 1989 |
|
SU1678659A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1990 |
|
SU1743933A1 |
Устройство для переключения ступеней в коробке передач | 1977 |
|
SU734030A2 |
Гидравлический съемник | 1989 |
|
SU1629169A1 |
Гидравлическая система управления переключением вращающихся фрикционных муфт | 1984 |
|
SU1147632A1 |
Устройство автоматического переключения передач транспортного средства | 1981 |
|
SU1028535A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач | 1990 |
|
SU1759672A1 |
Фрикционная муфта сцепления | 1986 |
|
SU1428866A1 |
Авторы
Даты
1979-05-25—Публикация
1976-08-17—Подача