Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач ступенчатой коробки передач самоходной машины Советский патент 1976 года по МПК B60K21/02 

Описание патента на изобретение SU521156A1

роцилиндров 4-7, а магистралями 18 и

19- с клапаном 9, который магистралью

20подключен iv. рабочей полости гидроаккумулятора 2.

Подвод масла к клапанам 5 и /О от маелоподводов силовых гидроцилиндров 4-7 и к клапану 9 от 1:лапанов 8 и 10 осуществляется по периферии плавающих порщней. При этом магистрали /4-19 выполнены таким образом, что при смещении плавающих шоршней 11-13 в крайние положения они перекрываются цилиндрической поверхностью поршией, в результате чего прекращается доступ рабочей жидкости к торцам порщней и переброс их в другое крайнее положение под действием давления рабочей жидкости в упомянутых магистралях, а следовательно, и переключение гидроаккумулятора от маслоиодвода к гидроцилиндру выключаемого фрикционного элемента оказывается невозможным до тех пор, пока эти каналы каким-либо образом не будут приоткрыты.

Для этого каладый клапан снабжен двумя подпрул инеиными упорами 21, расположенными в расточках клапана по обе стороны от плавающего золотника и имеющими выступы в передней части для упора в его торцы. При снижении давления в полости клапана, связанной с гидравлическим аккумулятором, ниже установленной величины (по истечении заданного времени перекрытия) соответствующий упор под действием своей пружины 22, преодолевающей давление рабочей жидкости в этой полости на поршень, смещает его от крайнего положения, приоткрывая магистраль, ранее перекрытую этим порщнем. Дальиейший переброс порщня в другое крайнее положение осуществляетсл давлением рабочей жидкости в этой магистрали.

Подбором параметров пружин 22 (жесткость, усилие предварительного поджатия) в соответствии с параметрами гидроаккумулятора может быть обеспечена оптимальная длительность перекрытия передач, отвечающая требованиям широкого диапазона возможных условий работы самоходной машины.

Для выхода избыточного объема маела, вытесняемого 1поршнями //-13 из полостей клапанов, в которых размещаются подпружиненные упоры 21 при перемещении их в крайнее положение после перекрытия соответствующих магистралей 14- 19, клапаны снабжены дренажными каналами (отверстиями) 23. С этой же целью в выступах упоров 21 выполнены радиальные сверления 24.

При перебросе поршней //, 12, 13 в другие крайние положения освободившиеся уиоры под действием своих пружин прижимаются к буртикам расточек в корпусе клапанов и перекрывают своей цилиндрической поверхностью дрена}кные отверстия

23, что предотвращает излишний расход рабочей жидкости из полости клапанов. В случае, если расходом масла через дренажные отверстия 23 можно пренебречь, эти отверстия или упоры 21 могут быть выполнены таким образом, чтобы при поджатии упоров к буртикам расточек в корпусе клапанов 8, 9, 10 отверстия 23 оставались бы открытыми.

Гидравлическое устройство работает еле. дующим Образом.

Предположим, что в коробке включена вторая иередача (силовой гидроцилиндр 5). При этом масло от насоса по каналу 25 золотника 26 селекторного механизма под давлением поступает в силовой гидроцилиндр 5 фрикционных элементов второй передачи, сжимая их, чем обеспечивается передача крутящего момента этими элементами. Силовые гидроцилиндры 4, 6 и 7 других фрикционных элементов через капал 27 селекторного механизма / сообщены со сливом. Одновременно по каналам 15, 18 и 20 переключающего устройства 3 масло под давлением поступает в гидравлический аккумулятор 2 и.заряжают его, смещая поршень 28 и сжимая пружину 29. Поршни 11 и 12 клапанов 5 и 9 находятся соответственно в крайнем левом и крайнем правом положениях, обеспечивая свободный проход масла к гидроаккумулятору. При этом давлением масла через поршни // и 12 их упоры 21 прижаты к заглушкам 30, ограничивающим ход сжатия упоров. Упоры, расположенные с противоположной стороны клапанов 5 и 9, усилием своих пружин прижаты к буртикам расточек в корпусе кланаиов и перекрывают дренажные отверстия 23, а их выступы заходят в полости каналов порщней // и 12, не препятствуя сообщению этих каналов с магистралями 15 и 18.

Полости каналов, в которых расположены эти упоры, заполнены маслом, поступающим туда из порщневых каналов через сверления 24 и внутренние полости упоров. Магистрали 14 и 19, соединяющие маслоподвод силового гидроцилиндра 4 с клапаном 8 и клапан 10 с клапаном 9, терекрыты поршнями 11 и 12.

Поскольку в полости клапана 10 давление рабочей жидкости отсутствует, оба упора 2 этого клапана прижаты своими пружинами к буртикам расточек, а поршень 13 находится в любом промежуточном положении внутри своего канала и не перекрывает ни одной из магистралей 16 или 17, соединяющих клапан 10 с маслоподводами силовых гидроцилиндров 6 и 7, так как этому препятствуют выступы упоров 21.

При переключении на любую смежную передачу, нанример первую (силовой гидроцилмндр 4), водитель поворотом золот.. инка 26 селекторного механизма соединяет

маслоподводящий канал силового гидроцилнндра 5 фрикционных элементов второй передачи со сливом, а силовой гидроцилиндр 4 фрикционных элементов первой передачи через канал 25 - с нагнетающей магистралью насоса. При этом гидравлический аккумулятор 2, разряжаясь в сливную магистраль через маслоподвод силового гидроцилиндра 5 фрикционных элементов второй передачи, поддерживает в нем давление, необходимое для передачи этими элементами в процессе переключения требуемого крутящего момента. Этим же давлением поршни 11 и 12 вместе со своими упорами 21 удерживаются в крайних положениях, соответственно левом и правом, перекрывая магистрали 15 и 19. После заполнения силового гидроцилиндра 4 и сжатия фрикционных элементов первой передачи они также начинают передавать крз тящий момент, и фрикционные элементы первой и второй передач работают под нагрузкой одновременно. По истечении заданного времени перекрытия, когда давление в гидроаккумуляторе, а следовательно, и в полости клапана 8, снизится до соответствующей величины, под действием пружины 22 левый упор 21 клапана 8 вместе с поршием 11 сместится вправо. Как только кромка поршня 11 приоткроет магистраль 14, под действием давления масла в этой магистрали, поршень // тотчас же будет переброшен к правому упору 21 клапана 8, поскольку давление масла, создаваемое гидроаккумулятором в магистрали 18 и действующее на правый торец порщня // будет в этот момент значительно ниже давления в магистрали 14, соединяющей клапан 8 с маслоподводом к силовому гидроцилиидру 4 первой передачи, который к этому моменту будет полностью включен. Сжав пружину правого упора и сдвинув его до упора в заглушку, поршень 11 (Перекроет магистраль 15. При этом гидроаккумулятор окажется отключенным от маслоподвода к силовому гидроцилиндру 5 фрикционных элементов второй передачи и перестает поддерживать в нем давле ие, необходимое для передачи крутящего момента. Фрикционные элементы выключатся.

После смещения поршня // вправо клапан 9 через магистраль 18 окажется подключенным к магистрали 14 и поршень 12 останется в прежнем своем (положении. При этом гидроаккумулятор 2 через магистрали 20, 18 и 14 переключающего устройства 3 и через селекторный механизм / окажется подключенным к нагнетательной магистрали насоса п начнет заряжаться с тем, чтобы при последующем переключенпи вновь разрядиться в сливную магистраль для поддержания необходимого давления в гидроцилиндре 4 муфты первой передачи.

Аналогичным образом происходит переключение и остальных передач. При этом в работе могут участвовать все клапаны (8, 9 и 10), как например, при переключении со второй передачи на третью. В этом случае под действием давления масла, подводимого от насоса к силовому гидроцилиндру 6 третьей передачи и поступающего одновременно по магистрали 16 в полость клапана 10, сначала происходит перемеш.еиие поршня 13 до упора вправо, а затем, по истечении заданного времени перекрытия, и снижения давления в гидроаккумуляторе до соответствующего уровня, происходит переброс поршня 12 клапана 9 влево, как это было описано ранее примеиительно к поршню 11. Гидроаккумулятор при этом окажется подключенным к нагнетательной магистрали насоса через магистрали 20, 19 и 16 переключающего устройства 5, а магистраль 18, соединяющая клапан 9 с клапаном 8, будет перекрыта поршнем 12. При этом поршень 11 клапана 8 иод действием пружины 22 своего левого упора 21 смещается вправо, приоткрывая магистраль 14, и занимает такое же положение, в котором находился поршень 13 до начала переключения.

Для экстренного отключенпя гидравлического аккумулятора 2, например при экстренной остановке .машины, гидроаккумулятором 2 и переключающим устройством 3 может быть установлен кранклапан 31, управляемый педалью экстренной остановки (педалью слива).

40

Ф о р м у л а и 3 о б р е т е « л я

1.Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами пере., ключения передачи ступенчатой коробки передач самоходной машины ио авт. св. № 225713, отличающееся тем, что, с целью снилс«1ия динамических нагрузок в трансмиссии самоходной машины путем увеличеиия длительности перекрытия передач, а также повышения плавности переключения, в торцах клапанов переключаюш,его устройства установлены подпружиненные уиоры, а соединительные магистрали подключены к указаиным клапанам через боковые поверхности по периферии плавающих поршней.

2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения беспрепятственного перемещения поршней в крайнее положение при сжатии пружин упоров, в клапанах выполнены дренажные каналы.

521Д56.

Похожие патенты SU521156A1

название год авторы номер документа
Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач ступенчатых коробок передач самоходных машин 1967
  • Львовский К.Я.
  • Щельцын Н.А.
SU307624A1
Способ переключения с высшей ступени коробки передач и устройство для его осуществления 1984
  • Саенко Геннадий Викторович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
SU1276530A1
ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СТУПЕНЧАТЫХ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ САМОХОДНЫХ МАШИН 1972
SU347219A1
ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯУПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СТУПЕНЧАТЫХКОРОБОК ПЕРЕДАЧ САМОХОДНЫХ МАШИН 1971
SU418356A1
Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач транспортного средства 1981
  • Солонский Александр Степанович
  • Саенко Геннадий Викторович
  • Жуковский Иосиф Николаевич
  • Ксендзов Вячеслав Никитович
SU1065257A1
ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ 1969
SU243417A1
Устройство управления фрикционами коробки переключения передач 1986
  • Носик Александр Юрьевич
  • Статкевич Александр Михайлович
SU1318443A1
Регулятор гидросистемы управления сельскохозяйственными орудиями 1990
  • Янулявичюс Альгирдас Йонович
SU1764533A1
Гидравлический съемник 1989
  • Ратов Геннадий Николаевич
  • Снегирев Владимир Павлович
SU1629169A1
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач 1990
  • Артюшенко Анатолий Дмитриевич
  • Прохоров Владимир Петрович
  • Сергиенко Николай Егорович
  • Прокопенко Виктор Николаевич
SU1759672A1

Иллюстрации к изобретению SU 521 156 A1

Реферат патента 1976 года Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач ступенчатой коробки передач самоходной машины

Формула изобретения SU 521 156 A1

О.-п HOfacQ

21

SU 521 156 A1

Авторы

Лысов Александр Михайлович

Даты

1976-07-15Публикация

1973-11-15Подача