роцилиндров 4-7, а магистралями 18 и
19- с клапаном 9, который магистралью
20подключен iv. рабочей полости гидроаккумулятора 2.
Подвод масла к клапанам 5 и /О от маелоподводов силовых гидроцилиндров 4-7 и к клапану 9 от 1:лапанов 8 и 10 осуществляется по периферии плавающих порщней. При этом магистрали /4-19 выполнены таким образом, что при смещении плавающих шоршней 11-13 в крайние положения они перекрываются цилиндрической поверхностью поршией, в результате чего прекращается доступ рабочей жидкости к торцам порщней и переброс их в другое крайнее положение под действием давления рабочей жидкости в упомянутых магистралях, а следовательно, и переключение гидроаккумулятора от маслоиодвода к гидроцилиндру выключаемого фрикционного элемента оказывается невозможным до тех пор, пока эти каналы каким-либо образом не будут приоткрыты.
Для этого каладый клапан снабжен двумя подпрул инеиными упорами 21, расположенными в расточках клапана по обе стороны от плавающего золотника и имеющими выступы в передней части для упора в его торцы. При снижении давления в полости клапана, связанной с гидравлическим аккумулятором, ниже установленной величины (по истечении заданного времени перекрытия) соответствующий упор под действием своей пружины 22, преодолевающей давление рабочей жидкости в этой полости на поршень, смещает его от крайнего положения, приоткрывая магистраль, ранее перекрытую этим порщнем. Дальиейший переброс порщня в другое крайнее положение осуществляетсл давлением рабочей жидкости в этой магистрали.
Подбором параметров пружин 22 (жесткость, усилие предварительного поджатия) в соответствии с параметрами гидроаккумулятора может быть обеспечена оптимальная длительность перекрытия передач, отвечающая требованиям широкого диапазона возможных условий работы самоходной машины.
Для выхода избыточного объема маела, вытесняемого 1поршнями //-13 из полостей клапанов, в которых размещаются подпружиненные упоры 21 при перемещении их в крайнее положение после перекрытия соответствующих магистралей 14- 19, клапаны снабжены дренажными каналами (отверстиями) 23. С этой же целью в выступах упоров 21 выполнены радиальные сверления 24.
При перебросе поршней //, 12, 13 в другие крайние положения освободившиеся уиоры под действием своих пружин прижимаются к буртикам расточек в корпусе клапанов и перекрывают своей цилиндрической поверхностью дрена}кные отверстия
23, что предотвращает излишний расход рабочей жидкости из полости клапанов. В случае, если расходом масла через дренажные отверстия 23 можно пренебречь, эти отверстия или упоры 21 могут быть выполнены таким образом, чтобы при поджатии упоров к буртикам расточек в корпусе клапанов 8, 9, 10 отверстия 23 оставались бы открытыми.
Гидравлическое устройство работает еле. дующим Образом.
Предположим, что в коробке включена вторая иередача (силовой гидроцилиндр 5). При этом масло от насоса по каналу 25 золотника 26 селекторного механизма под давлением поступает в силовой гидроцилиндр 5 фрикционных элементов второй передачи, сжимая их, чем обеспечивается передача крутящего момента этими элементами. Силовые гидроцилиндры 4, 6 и 7 других фрикционных элементов через капал 27 селекторного механизма / сообщены со сливом. Одновременно по каналам 15, 18 и 20 переключающего устройства 3 масло под давлением поступает в гидравлический аккумулятор 2 и.заряжают его, смещая поршень 28 и сжимая пружину 29. Поршни 11 и 12 клапанов 5 и 9 находятся соответственно в крайнем левом и крайнем правом положениях, обеспечивая свободный проход масла к гидроаккумулятору. При этом давлением масла через поршни // и 12 их упоры 21 прижаты к заглушкам 30, ограничивающим ход сжатия упоров. Упоры, расположенные с противоположной стороны клапанов 5 и 9, усилием своих пружин прижаты к буртикам расточек в корпусе кланаиов и перекрывают дренажные отверстия 23, а их выступы заходят в полости каналов порщней // и 12, не препятствуя сообщению этих каналов с магистралями 15 и 18.
Полости каналов, в которых расположены эти упоры, заполнены маслом, поступающим туда из порщневых каналов через сверления 24 и внутренние полости упоров. Магистрали 14 и 19, соединяющие маслоподвод силового гидроцилиндра 4 с клапаном 8 и клапан 10 с клапаном 9, терекрыты поршнями 11 и 12.
Поскольку в полости клапана 10 давление рабочей жидкости отсутствует, оба упора 2 этого клапана прижаты своими пружинами к буртикам расточек, а поршень 13 находится в любом промежуточном положении внутри своего канала и не перекрывает ни одной из магистралей 16 или 17, соединяющих клапан 10 с маслоподводами силовых гидроцилиндров 6 и 7, так как этому препятствуют выступы упоров 21.
При переключении на любую смежную передачу, нанример первую (силовой гидроцилмндр 4), водитель поворотом золот.. инка 26 селекторного механизма соединяет
маслоподводящий канал силового гидроцилнндра 5 фрикционных элементов второй передачи со сливом, а силовой гидроцилиндр 4 фрикционных элементов первой передачи через канал 25 - с нагнетающей магистралью насоса. При этом гидравлический аккумулятор 2, разряжаясь в сливную магистраль через маслоподвод силового гидроцилиндра 5 фрикционных элементов второй передачи, поддерживает в нем давление, необходимое для передачи этими элементами в процессе переключения требуемого крутящего момента. Этим же давлением поршни 11 и 12 вместе со своими упорами 21 удерживаются в крайних положениях, соответственно левом и правом, перекрывая магистрали 15 и 19. После заполнения силового гидроцилиндра 4 и сжатия фрикционных элементов первой передачи они также начинают передавать крз тящий момент, и фрикционные элементы первой и второй передач работают под нагрузкой одновременно. По истечении заданного времени перекрытия, когда давление в гидроаккумуляторе, а следовательно, и в полости клапана 8, снизится до соответствующей величины, под действием пружины 22 левый упор 21 клапана 8 вместе с поршием 11 сместится вправо. Как только кромка поршня 11 приоткроет магистраль 14, под действием давления масла в этой магистрали, поршень // тотчас же будет переброшен к правому упору 21 клапана 8, поскольку давление масла, создаваемое гидроаккумулятором в магистрали 18 и действующее на правый торец порщня // будет в этот момент значительно ниже давления в магистрали 14, соединяющей клапан 8 с маслоподводом к силовому гидроцилиидру 4 первой передачи, который к этому моменту будет полностью включен. Сжав пружину правого упора и сдвинув его до упора в заглушку, поршень 11 (Перекроет магистраль 15. При этом гидроаккумулятор окажется отключенным от маслоподвода к силовому гидроцилиндру 5 фрикционных элементов второй передачи и перестает поддерживать в нем давле ие, необходимое для передачи крутящего момента. Фрикционные элементы выключатся.
После смещения поршня // вправо клапан 9 через магистраль 18 окажется подключенным к магистрали 14 и поршень 12 останется в прежнем своем (положении. При этом гидроаккумулятор 2 через магистрали 20, 18 и 14 переключающего устройства 3 и через селекторный механизм / окажется подключенным к нагнетательной магистрали насоса п начнет заряжаться с тем, чтобы при последующем переключенпи вновь разрядиться в сливную магистраль для поддержания необходимого давления в гидроцилиндре 4 муфты первой передачи.
Аналогичным образом происходит переключение и остальных передач. При этом в работе могут участвовать все клапаны (8, 9 и 10), как например, при переключении со второй передачи на третью. В этом случае под действием давления масла, подводимого от насоса к силовому гидроцилиндру 6 третьей передачи и поступающего одновременно по магистрали 16 в полость клапана 10, сначала происходит перемеш.еиие поршня 13 до упора вправо, а затем, по истечении заданного времени перекрытия, и снижения давления в гидроаккумуляторе до соответствующего уровня, происходит переброс поршня 12 клапана 9 влево, как это было описано ранее примеиительно к поршню 11. Гидроаккумулятор при этом окажется подключенным к нагнетательной магистрали насоса через магистрали 20, 19 и 16 переключающего устройства 5, а магистраль 18, соединяющая клапан 9 с клапаном 8, будет перекрыта поршнем 12. При этом поршень 11 клапана 8 иод действием пружины 22 своего левого упора 21 смещается вправо, приоткрывая магистраль 14, и занимает такое же положение, в котором находился поршень 13 до начала переключения.
Для экстренного отключенпя гидравлического аккумулятора 2, например при экстренной остановке .машины, гидроаккумулятором 2 и переключающим устройством 3 может быть установлен кранклапан 31, управляемый педалью экстренной остановки (педалью слива).
40
Ф о р м у л а и 3 о б р е т е « л я
1.Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами пере., ключения передачи ступенчатой коробки передач самоходной машины ио авт. св. № 225713, отличающееся тем, что, с целью снилс«1ия динамических нагрузок в трансмиссии самоходной машины путем увеличеиия длительности перекрытия передач, а также повышения плавности переключения, в торцах клапанов переключаюш,его устройства установлены подпружиненные уиоры, а соединительные магистрали подключены к указаиным клапанам через боковые поверхности по периферии плавающих поршней.
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения беспрепятственного перемещения поршней в крайнее положение при сжатии пружин упоров, в клапанах выполнены дренажные каналы.
521Д56.
О.-п HOfacQ
21
Авторы
Даты
1976-07-15—Публикация
1973-11-15—Подача