Устройство для регулирования возбуждения синхронного двигателя Советский патент 1978 года по МПК H02P5/34 

Описание патента на изобретение SU604113A1

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННОГО ДВИГАТЕ..ПЯ

Похожие патенты SU604113A1

название год авторы номер документа
Электропривод с синхронным двигателем 1976
  • Вейнгер Александр Меерович
  • Дацковский Лев Ханинович
  • Жильцов Игорь Витальевич
  • Серый Игорь Михайлович
  • Тихонов Александр Васильевич
  • Янко-Триницкий Александр Александрович
SU603082A2
Электропривод с синхронным двигателем 1975
  • Вейнгер Александр Мейерович
  • Дацковский Лев Ханинович
  • Мордухович Вячеслав Борисович
  • Балабуев Лев Михайлович
SU809460A2
Электропривод с синхронным двигателем 1976
  • Вейнгер Александр Меерович
  • Дацковский Лев Ханинович
  • Жильцов Игорь Витальевич
SU615583A2
Устройство для управления электроприводом переменного тока 1980
  • Вейнгер Александр Меерович
  • Серый Игорь Михайлович
  • Вахрамеев Александр Иванович
  • Тартаковский Юрий Семенович
  • Гусев Аркадий Сергеевич
  • Бояринцев Николай Владимирович
  • Дацковский Лев Ханинович
  • Итенберг Борис Зиноньевич
  • Белошабский Василий Васильевич
SU983958A1
Устройство для автоматического регулирования тока возбуждения синхронного двигателя 1989
  • Корнилов Геннадий Петрович
  • Селиванов Игорь Андреевич
  • Шурыгина Галина Владимировна
  • Карандаев Александр Сергеевич
SU1663728A1
Электропривод с асинхронной машиной с фазным ротором 1973
  • Дацковский Лев Ханинович
  • Тарасенко Леонид Михайлович
  • Локтева Ирина Львовна
  • Кузнецов Иван Семенович
SU517126A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТОКОМ ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Кислов Е.А.
  • Голубовский А.В.
  • Леонтьев И.В.
  • Левичев Ю.Д.
RU2239936C2
Регулируемый электропривод с асинхронизированным синхронным двигателем 1972
  • Бородина Ирина Всеволодовна
  • Вейнгер Александр Меерович
  • Серый Игорь Михайлович
  • Янко-Триницкий Александр Александрович
SU490247A1
Электропривод с регулированием активной и реактивной энергии от сети ограниченной мощности 1975
  • Бородина Ирина Всеволодовна
  • Вейнгер Александр Меерович
  • Серый Игорь Михайлович
  • Янко-Триницкий Александр Александрович
SU699644A1
Электропривод с синхронным двигателем 1974
  • Эттингер Евгений Львович
  • Дацковский Лев Ханинович
  • Кузнецов Иван Семенович
  • Тарасенко Леонид Михайлович
  • Пикус Юрий Григорьевич
  • Филиппов Павел Антонович
SU658690A1

Иллюстрации к изобретению SU 604 113 A1

Реферат патента 1978 года Устройство для регулирования возбуждения синхронного двигателя

Формула изобретения SU 604 113 A1

Изобретение касается металлургического электропривода, в частности автоматического регулирования возбуждения сетевых синхронных двигателей, работающих с резко переменной нагрузкой на валу, например, С1П1хрониых двигателей прокатных станов.

Известны системы автоматпческо|-о регу:1ирования, которые воздействуют па реактивную соста ляюа1ую тока статора синхронного двигагеля и тем самым улучн ают некоторые тех||ико-эконо п1ческие показатели сипхронного двигателя и гштающей установки 1.

Недостатком этих систем является то, чтс) они не повышают д1И)ампческой устойчивости, синхроиного двигателя при кратковремеиных ударах нагрузки.

Известны устройства автоматического регулирования возбуждения синхронного двигателя, которые содержат как контуры регу.чированпя активного и реактивндго токов статора, так и тока возбуждении ротора и напряже1П1Я сети 2. Ие.Юстатком этих устройств яв.чяется слабое демпфирование качаннй ротора синхронного дви1ателя.

Целью изобретения яв.;|яется улучиюнне (|)ирования качаний ротора синхропно-о Д15И ателя.

Это дости1ается тем, чго li иред.юженнос устройство введен блок коррскц 1 о-;ффг:И1КНтов нс-редачи контуров peiA.iiipoBainisi активного ч реактивного гоков 1.,;то)а, BX)..i.,i irvciрого |10дклк)чены к контурам ре -улирования тока статс ра к датчикам i; наиряжения стетопа .двигателя, при Я)тол; И)1лОД1)1 VToro б. ioка подключены к контуру рчм -лироп;л 1я тока и()зб ждення.

Б.юк кор 5екнин может состоять из ис.Hiiitib кого элемента с синусоида.ibiion xapai icp:icTHKoii с элементом лиоячения на ,и . пе. 1иlieiiHoro элемента с косинусоида.тиНой xapaixfc рнстикой с элементо.м у.хпюжения на выходе, датчика yi.ia , выход когорого нодключ(.-н ко входам уномя1|уп 1х не.ишейных э.тс-меитов. н|;)и этом элемент )Жения с iic.iii.иеЙ1и.М э.:1е 1енто ; с синхсои щ. ;ipai Teрнст1н ой нрсд азначеп д.мя вклмчепня ii uoi; тур регулнрования актнвного т(1ка статора, i элемент умножения с ислилтейным элеметчл: с косинусоидальиой характеристикой - д,1я вк.почения в контур регу.:и1ро; апия j)eaKTii;;iH)IO тока статора.

,1.1и обеснече)П1я астатического pcryiHpoвани-/; ;:1еактивно|-о тока статора в контхр регу1и;1)в;1мия активного тока cvaTOjui, С.1Д.;;|-j

ший пропорциональный регулятор активного тока, введены усилитель, датчик с регулятором скольжения, выход которого нодключен ко входу регулятора активного тока, а входы нодключены к выходам датчика скольжения и вновь введенного усилителя, при этом вход последнего соединен с выходом регулятора тока.

На чертеже нредставлена функциональная схема предложенного устройства д.ля регулирования возбуждения синхронного двигателя.

Обмотка возбуждения синхронного двигателя 1 нитается от тиристорного возбудлтеля 2. Задающий вход тиристорного возбудителя подключен к пропорционально-интегрально-дифференциальному регулятору 3 продольного тока статора. К задающе.му входу регулятора продольного тока статора нодключен элемент ограинчения 4, посредством которого осуп1ествляется ограничение тока возбуждения синхронного двигателя сверху и снизу. Ко входу обратной связи регулятора продольного тока подключена цепь отрицательной обратной связи по току возбуждения синхронного двигателя, состоящая из датчика 5 тока возбуждения и шунта 6. К дополнительному Езходу элемента ограничения 4 подключена цепь положительной обратной связи по току возбуждения, содержащая ;1атчик 5 и шунт 6, которая компенсирует отрицательную обратную связь ио току возбуждения на входе регуля.тора продольного тока, когда ток возбуждения находится в заданном диапазоне.

Ко входам элемента ограничения 4 подключается выход блока коррекцни 7. Основиыми узлами блока коррекции являются множительные элементы 8, и 9. Ко входам множительного элемента 9 подключены пропорциональный регулятор активного тока 10 и выход .датчика 11 внутреннего угла синхронного двигателя через нелинейный элемент 12, имеющий синусоидальную характеристику. Ко входам множительного элемента 9 подключены пропорциональный рег лятор 13 реактивного тока и выход датчика 1 i внутреннего угла через нелинейный элe.vтeнт 14, и.меющий косинусоидальную характеристику.

Ко входам регулятора 10 активного тока подключена цепь отрицательной обратной связи по активной составляющей тока статора синхронного двигателя, содержащая датчик 15 активного тока, и выход г роиорциона;пьно-интегрального регулятора скольжения 16. Ко входам регулятора 13 подключены датчик 17 реактивного тока и регулятор 18 напряжения. К одному входу регулятора скольжения 16 подключена цепь отрицательной обратной связи, содержащая датчик скольжения 19. К другому входу регулятора 16 подключена цепь отрицательной обратной связи, содержащая усилительинвертор 20, вход которого соединен .с выходом регулятора 10. К одному входу регулятора напряжения 18 подключен задатчик сигнала задания, к другому - цепь отрицательной обратной связи, содержащая датчик напряжения 21. Датчики тока и напряжения 22 и 23 подключены к блокам 11, 15, 17 и 21. Питание устройства осуществляется от Сети.

Датчики 15 и 17 активной и реактивной составляющих тока статора построены по принципу выпря.мления с по.мошью фазочувствительного усилителя. Коммутирующее напряжение фазочувствительного усилителя синфазно с фазным напряжением при измерении активной составляющей тока и отстает на 90 эл. град от фазного напряжения при измерении реактивной составляющей. Датчик 11 внутреннего угла 0 синхронного двигателя представляет собой фазочувствительный усилитель, на входы которого вводятся два напряжения: опорлое, представляющее собой сумму двух напря.жений, (напряжение, пропорциональное напряжению сети и пропорциональное току статора) и напряжение на измерительном входе, пропорциональное напряжению сети.

В это.м случае, с некоторыми допущениями напряжение на выходе датчика. 11 пропорционально углу .между ЭДС за поперечной реактивностью и напряжением сети. Этот угол близок к рабочему углу синхронной мащины &.

Сигнал, пропорциональный скольжению, получается после дифференцирования напряжения с выхода датчика угла нагрузки П.

Устройство работает следующим образом.

Результирующий сигнал, подаваемый на вход регулятора продольного .тока 3, определяется выражением (i;,j-ij)cos0 + (i«..)siTi© ij, ( I )

где ij - продольная составляющая тока статора;

if,, ia - реактивная и активная составляющие тока статора;

iff, lag - заданные значения реактивной и активной составляющих тока статора синхронного двигателя;

lay - заданное значение продольной составляющей тока статора синхронного двигателя.

Таким образом, посредством возбуждения синхронного двигателя ведется регулирование продольной составляющей тока статора.

При отсутствии нагрузки на валу активная составляющая тока статора и ее задание равны нулю. Фактическое значение реактивной составляющей тока статора равно заданному, выходной сигнал регулятора 13 реактивного тока равен нулю.

За счет интегральной составляющей части пропорционально-интегрально-дифференциального регулятора 3 продольного тока продольная составляющая тока статора синхронного двигателя равна заданному значению реактивного тока.

При наличии нагрузки на валу синхронного двигателя, за счет отрицательной обратной связи по выходу регулятора 10 активного тока, подаваемый на регулятор скольжения 16 выходной сигнал регулятора активного тока равен нулю, выходной сигнал пропорциональноинтегрального регулятора 16 скольжения, за счет интегральной части, равен фактическо.му значению-активной составляющей тока статора синхронного двигателя.

Интегральная часть пропорционально-интегрально-дифференциального регулятора 3 продольного тока обеспечивает такую величину продольной составляющей тока статора синхронного двигателя независимо от нагрузки, что фактическое значение реактивной составляющей тока статора равно заданному и выходной сигнал регулятора 13 реактивного тока равен нулю.

Такое построение системы подчиненного регулирования возбуждения синхронного двигателя обеспечивает астатическое регулирование реактивного тока.

Динамику работы синхронного двигателя при набросах и сбросах нагрузки с предлагаемой системой подчиненного регулирования возбуждения определяют следующим образом.

Для выбора передаточных функций регулято ров применяют общие методы синтеза системы подч иненного регулирования с последовательной коррекцией. Посредством возбуждения регулируют активную и реактивную составляющие тока статора синхронного двигателя согласно их влиянию на продольную составляющую тока в соответствии с выражением 1.

В результате при наличии нагрузки на валу предпочтение отдается регулированию активной составляющей тока статора, а в режиме холостого хода - реактивной составляющей тока. Такое регулирование соответствует физической сущности синхронного двигателя с обмоткой возбуждения по продольной оси. Поэтому переходные процессы при набросах нагрузки (по активной составляющей тока и скольжению синхронного двигателя) приближаются по характеру к переходным процессам, имеющим место в приводах постоянного тока с системами подчиненного регулирования. Колебания ротора и активной составляющей тока статора синхронного двигателя существенно задемпфированы. Отклонения реактивной составляю цей тока статора синхронного двигателя от заданного весьма незначительны. При сбросах нагрузки реактивная составляющая тока статора практически поддерживается на заданном уровне, колебания ротора несколько задемпфированы. Кроме того, регулирование по активной составляющей тока цепи статора искольжению синхронного двигателя повыщает его динамическую перегрузочную способность до максимально возможной.

Предложенное устройство для регулирования возбуждения синхронного двигателя наряду с выдачей экономически выгодной величины реактивной мощности и стабилизацией напряжения питающего узла нагрузки по величине позволяет уменьщить качания ротора в переходных режимах, увеличить динамическую устойчивость синхронного двигателя при ударах нагрузки на валу, уменьщить колебания частоты напряжения питающего узла нагрузки, т. е. стабилизировать напряжение по фазе.

Формула изобретения

1.Устройство для регулирования возбуждения синхронного двигателя, содержащее измеритель составляющих тока статора двигателя, контуры регулирования активного и реактивного токов статора и тока возбуждения ротора, отличающееся тем, что, с целью улучшения демпфирования качаний ротора, в нем введен блок коррекции коэффициентов передачи контуров регулирования активного и реактивного токов статора, входы которого подключены к контурам регулирования тока статора и к датчикам тока и напряжения статора двигателя, при этом выходы этого блока подключены к контуру регулирования тока возбуждения.2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блок коррекции состоит из нелинейного элемента с синусоидальной характеристикой с элементом умножения на выходе, нелинейного элемента с косинусоидальной характеристикой с элементом умножения на выходе, датчика.угла нагрузки, выход которого подключен ко входам упомянутых нелинейных элементов, при этом элемент умножения с нелинейным элементом с синусоидальной характеристикой предназначеи для включения в контур регулирования активного тока статора, а элемент умножения с нелинейным элементом с косинусоидальной характеристикой - для включения в контур регулирования реактивного тока статора.

. 3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что, с целью обеспечения астатического регулирования реактивного тока статора, в контур регулирования активного, тока статора, содержащ.ий пропорциональный регулятор активного тока, введены усилитель, датчик и регулятор скольжения, выход которого подключен ко входу регулятора активного тока, а входы - к выходам датчика скольжения и усилителя, при этом вход последнего соединен с выходом регулятора тока.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1 Петелин Д. П. Автоматическое управление синхронными электроприводами, М., «Энергия, 1968, с. 89-102, 117-134.

2. .Авторское свидетельство СССР 415777, кл. Н 02 Р 9/14, 1967.

SU 604 113 A1

Авторы

Вейнгер Александр Меерович

Маренич Всеволод Анатольевич

Оглоблин Александр Яковлевич

Серый Игорь Михайлович

Янко-Триницкий Александр Александрович

Вайнтруб Оскар Шлемович

Гендельман Борис Рувимович

Даты

1978-04-25Публикация

1975-06-25Подача