1
Изобретение относится к судостроению, в частности к движительным угловым колонкам судна.
Известна движительная угловая колонка судна, содержащая кинематически связанные между собой приводной вертикальный и гребной валы и двухпоточную механическую передачу 1.
Однако такая колонка не обеспечивает перераспределение мощности между двумя потоками передачи.
Прототипом изобретения является движительная угловая колонка судна, содержащая кинематически связанные между собой приводной вертикальный и гребной валы, двухпоточную механическую передачу с ведущей и ведомыми коническими шестернями и уравнительный механизм 2.
Однако в такой колонке за счет того, что вертикальные валы несут значительные осевые и радиальные нагрузки, для восприятия которых требуются мощные радиально-упорные подщипники, увеличивается площадь поперечного сечения и ухудщаются гидродинамические характеристики.
Цель изобретения - улучщение гидродинамических характеристик колонки за счет уменьшения площади ее поперечного сечения.
Для этого движительная угловая колонка снабжена паразитной конической шестерней.
а механическая двухпоточная передача и уравнительный механизм размещены в нижней части колонки, при этом ведущая коническая шестерня механической двухпоточной передачи установлена на вертикальном валу и зацеплена с двумя ведомыми коническими шестернями, кинематически связанными с гребным валом посредством уравнительного механизма, причем одна из ведомых конических шестерен соединена с уравнительным механизмом через паразитную коническую шестерню. Кроме того, ведущая и ведомые конические шестерни выполнены с непрямыми зубьями. На чертеже показана кинематическая схема
предлагаемой колонки.
Она содержит вертикальный вал 1 с закрепленной на нем ведущей конической шестерней 2, находящейся в зацеплении с двумя ведомыми коническими шестернями 3 и 4, закрепленными на соосных полых валах 5 и 6 соответственно. Шестерни 2-4 образуют механическую двухпоточную передачу.- На другом конце полого вала 6 закреплена шестерня 7, находящаяся в зацеплении с паразитными коническими шестернями 8, которые в свою очередь входят в зацепление с конической щестерней 9, закрепленной на валу 10. Конические шестерни 7 и 8 имеют одинаковое количество зубьев. Валы 10 и 5 с помощью уравнительного механизма 11 соединены с гребным валом 12, на котором установлен гребной винт 13.
Уравнительный механизм 11 содержит рычаги 14 и 15, закрепленные соответственно на валах 10 и 5, и рычаги 16, закрепленные на гребном валу 12. На рычаге 16 установлены подвижно двуплечие рычаги 17, концы которых с помощью подвижных шарниров 18 соединены с рычагами 14 и 15.
Коническая шестерня 2 и ведомые шестерни 3 и 4 выполнены с непрямыми зубьями, угол наклона которых выбран таким, что осевая сила на всдуш,ей конической шестерне 2, возникающая от зацепления с шестернями 3 и 4 при передаче момента, равна нулю или весьма незначительна.
Угол наклона зубьев р может быть определен по известной формуле
Л - (tga-sin p isinpcosa),
где Л -осевая сила, задается равной нулю
или желаемой величины; М - крутящий момент, передаваемый шестерней;
D - средний диаметр шестерни; а - угол зацепления;
cp arctg|i,
к
где 2ш и ZK - соответственно числа зубьев шестерни и колеса, находящихся в зацеплении.
Конические шестерни 3 и 4 воспринимают по 50% мощности, передаваемой шестерней 2, при этом результирующая радиальная сила, действующая на эту шестерню, равна нулю. Отсутствие радиальных и осевых нагрузок на коническую шестерню 2 позволяет применить для опор вертикального вала 1 любые малогабаритные подшипники.
Коническая шестерня 4 передает мощность на уравнительный механизм через вал 6, конические шестерни 7, 8 и 9 и вал 10.
Коническая шестерня 3 передает мощность на уравнительный механизм через вал 5.
В уравнительном механизме И крутящие моменты валов 10 и 5 уравниваются между собой посредством двуплечих рычагов 17 (за счет этого выравниваются между собой крутящие моменты на конических шестернях 3 и 4), суммируются на рычаге 16 и передаются гребному валу 12.
Экономический эффект образуется в результате уменьшения поперечного сечения подводной части колонки по сравнению с известными конструкциями, снижения сопротивления подводной части колонки движению судна и увеличения пропульсивного КПД колонки, что при той же мощности позволяет получить прирост екорости судна. Кроме того, за счет разделения мощности на два потока в нижнем редукторе упрощается конструкция колонки, так как мощность передается в нижний редуктор одним вертикальным валом, который при этом не иагружеи осевыми и радиальными нагрузками, в результате чего отпадает
необходимость в мощных подщипииковых опорах.
Формула изобретения
1. Движительная угловая колонка судна, содержащая кинематически связанные между собой приводной вертикальный и гребной валы, механическую двухпоточную передачу с ведущей и ведомыми коническими шестернями и уравнительный механизм, отличающаяся тем, что, с целью улучшения гидродинамических характеристик колонки путем уменьшения площади ее поперечного сечения, она снабжена паразитной конической шестерней, а механическая двухпоточная передача и уравнительный механизм размещены в нижией части колонки, при этом ведущая коническая щестерня механической двухпоточной передачи установлена на вертикальном валу
и зацеплена с двумя ведомыми коническими шестернями, кинематически связанными с гребным валом посредством уравнительного механизма, причем одна из ведомых конических шестерен соединена с уравнительным механизмом через паразитную коническую шестерню.
2. Колонка по п. 1, отличающаяся тем, что ведущая и ведомые конические щестерни двухпоточной механической передачи выполнены с непрямыми зубьями.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США № 2372247, кл. 115-35, опублик. 1941.
2. Авторское свидетельство СССР № 234875, кл. В 63Н 23/04, 1967.
LT,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Движительно-рулевой комплекс | 1987 |
|
SU1539140A1 |
Движительная колонка для судов | 1977 |
|
SU635000A1 |
ВИНТОРУЛЕВАЯ КОЛОНКА | 2018 |
|
RU2681411C1 |
Прибор для контроля и разметки гребных и т.п. винтов | 1945 |
|
SU68379A1 |
Реверсивная поворотно-откидная колонка | 1978 |
|
SU1108042A1 |
ГИДРОЦИКЛ | 2014 |
|
RU2537371C1 |
Судно | 1984 |
|
SU1273298A1 |
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВАЯ КОЛОНКА | 2016 |
|
RU2613135C1 |
Судовая дизель-редукторная установка | 1978 |
|
SU772918A1 |
Редуктор судового движителя | 1991 |
|
SU1781132A1 |
I I ч /
л
}
J
.
17
Авторы
Даты
1978-04-30—Публикация
1975-01-06—Подача