(54) СУДОВАЯ ДИЗЕЛЬ-РЕДУКТОРНАЯ УСТАНОВКА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Валогенераторная установка | 1985 |
|
SU1481144A1 |
Судовая дизель-редукторная установка | 1981 |
|
SU1031846A1 |
Судовая силовая установка | 1976 |
|
SU600030A2 |
Гребная электромеханическая установка | 1987 |
|
SU1458274A1 |
СУДОВАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА | 1973 |
|
SU385826A1 |
Судовая установка малого хода | 1978 |
|
SU713768A1 |
Установка для подключения вспомогательного двигателя к судовому валогенератору | 1973 |
|
SU603327A3 |
Судовая энергетическая установка | 1990 |
|
SU1717477A1 |
Судовая валогенераторная установка | 1985 |
|
SU1284885A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1997 |
|
RU2183295C2 |
1
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым дизельредукторным установкам.
Известна судовая дизьль-редукторная установка,содержащая главный ди-5 зель, связанный с гребным валом посредством разобщительных муфт/ реверсредуктора, имеющего ведущие и ведомые шестерни переднего и заднего хода, планетарного дифференциального меха- -10 низма, имеющего водило, эпицикл и солнечную шестерню, и синхронный валогенератор, подключенный к регулирующей электрической машине, кинематически связанной с солнечной шестерней 1 . 5 Недостатком этой установки являются ограниченный диапазон изменения частоты вращения винта фиксированного шага при .его обратном направлении вращения (весь диапазон составляет 20 ориентировочно от +100% до .-60%) и, как следствие, ухудшение маневренных качеств судна в целом и усложнение конструкции установки.
Цель изобретения - упрощение кон- 25 струкции установки.
Поставленная цель достигается тем, что реверс-редуктор установлен на валу главного дизеля, а планетарный дифференциальный механизм установлен зЬ
на гребном валу. Кроме того, ведущие шестерни переднего и заднего хода реверс-редуктора связаны с валом главного дизеля посредством разобщительных муфт, установленных на валу главного дизеля, а эпицикл планетарного дифференциального механизма закреплен на гребном валу, при этом ведомые шестерни реверс-редуктора жестко закреплены на водиле.
На фиг. 1 .изображена схема судовой дизель-редукторной установки, на фиг. 2 - график скоростей звеньер.
Дизель-редукторная установка содержит главный судовой дизель 1, соединенный со свободным концом вала дизеля синхронный валогенератор 2, редуктор 3, гребной вал 4, регулирующую электрическую машину 5, кинематически связанную с редуктором 3 через зубчатую передачу 6. в состав редуктора 3 входит дифференциальный механизм, содержащий эпицикл 7, закрепленный на гребном валу 4, водило 8, сателлиты 9 и солнечную шестерню 10. Последняя через зубчатую передачу 6 постоянно соединена с машиной 5 и через разобщительную (блокирующую) муфту можс.-т соединяться с водилом 8. Кроме того, в состав редуктора 3 входит реверс-редуктор, передача переднего хода которого имеет ведущую шестерню 11, соединяемую через разобщительную муфту 12 с валом главного дизеля 1, а передача заднего хода с паразитным зубчатым колесом имеет ведущую шестерню 13, соединяемую через разобщительную муфту 14 с валом главного дизеля 1. Ведомые шестерни 15 и 16 реверс-редуктора жестко закреплены на водиле 8. Водило 8 и солнечная шестерня 10 дифференциального механизма могут соединяться друг с друго через блокирующую муфту 17. Синхронный валогенератор 2 через автомат 18 и регулирующая электрическая машина 5 через преобразователь 19 и автомат 20 соединены с шинами 21 судовой электростанции. В рабочих режимах частота вращения вала 4 изменяется в полном диапазоне при неизменной частоте вращения главного дизеля 1 и,следовательно, при неизменной частоте напряжения на клеммах валогенератора 2 и шинах 21 судрвой электростанции.
В однопоточном режиме, соответствующем диапазону изменения частоты вращения вала 4 ориентировочно в пределах
-0,6 4 п, $ 0,6
от номинальной частоты вращения (см фиг. 2), привод вала осуществляется машиной 5 через преобразователь 19 от шин 21 судовой электростанции. В этом режиме муфты 12 и 14 отключены (механическая связь с дизелем 1 отсутствует) , а муфта 17 включена (плнетарный дифференциальный механизм блокирован).
При увеличении частоты вращения вала в положительном направлении ориентировочно до 0,6 номинальной происходит синхронизация обеих вращающихся частей муфты 12 , синхронизация достигается тем, что частота вращения п, вала шестерни 11 становится равной неизменной частоте вращения п вала 1. Муфта 12 включается, а муфта 17 отключается, установка переходдит в двухпоточный режим. В результате отключения муфты 17 происходит разблокировка планетарного дифференциального механизма. В дальнейшем все его звенья могут вращаться с разными скоростями. Притормаживанием вала солнечной шестерни 10 с помощью машины 5,работающей в генераторном режиме, и последующим изменением направления вращения машины 5 и солнечной шестерни 10, сопровождающимся переходом машины 5 в двигательный режим, в конечном итоге достигается увеличение частоты вращения пд п, эпицикла 7 и вала 4 до номинального значения. При уменьшении частоты вращения вала до 0,6 номинальной происходит обратное переключение муфт 12 и 17 (-первая отключается, а вторая включается). Изменение направления вращения вала 4 и достижение последним частоты вращения ориентировочно 0,6 номинальной аналогично
описанному сопровождается переключе нием муфт 1.4 и 17 с предварительным обеспечением их синхронизации. Значение частоты вращения п вала, при котором осуществляется переключение муфт и, следовательно, переход установки из однопоточного (когда муфты 12 и 14 отключены, а муфта 17 включена) в двухпоточный (когда включена муфта 12 или 14, а муфта 17 отключена) режим выбрано главным ориентировочно 0,6 номинальной для обеспечения равенства мощностей на валу машины 5 в однопоточном режиме при I г 1 I и в двухпоточном режиме при I I . При такой промежуточной скорости наибольшая мощность на валу машины 5 составляет 20%.от полной мощности на винте.
Формула изобретения
шестерни переднего и заднего хода, планетарного дифференциального механизма, имеющего водило, эпицикл и солнечную шестерню, и синхронный валогенератор, подключенный к регулиРУЮЩей электрической машине, кинематически связанной с солнечной шестерней, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции установки, реверс-редуктор установлен на валу главного дизеля, .а
планетарный дифференциальный механизм установлен на гребном валу.
реверс-редуктора связаны с валом
главного дизеля посредством разобщительных муфт., установленных на валу главного дизеля, а эпицикл планетарного дифференциального механизма закреплен на гребном валу, при этом ведомые шестерни реверс-редуктора жестко закреплены на водиле.
Источники информации, принятые во внимание при экбпертизе
%%
JO 40 6a
Авторы
Даты
1980-10-23—Публикация
1978-11-02—Подача