Система управления переключением ступеней трансмиссии транспортного средства Советский патент 1980 года по МПК B60K41/06 

Описание патента на изобретение SU753690A1

(54) СИСТЕМА Изобретение относится к транспорт ной технике, а именно к системам управления переключением ступеней тран миссии транспортного средства, преимущественно многоступенчатой короб.СИ передач, содержащей дополнитель1ЫЙ редуктор (делитель) с малым пере даточным отношением ig 1,2 f 1,35. Известна двухрежимная система управления фрикционными элементами сту пенчатой коробки передач транспортного средства, обеспечивающая изменение программ переключения передач в различных дорожных условиях. Она содержит клапан автоматического управления фрикционными элементами,име ющий корпус с рабочими камерами и золотник -контактирующий с установленными в рабочих камерах поршнями, один из которых выполнен дифференциальным, и сообщающиеся гидравличес-кие цилиндры фрикционных элементов по двум программам с источником рабо чей жидкости и со сливом по сигналам давления от датчика скорости транспортного средства и датчика нагрузки двигателя, имеющего размещенный в корпусе дифференциальный подпружинен ный золотник, рабочие торцы которого подключены через двухпоэицчонный сеУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ СТУПЕНЕЙ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА лектор к рабочей камере дифференциального поршня клапана автоматического управления {l. Недостаток известной двухрежимной системы управления заключается в том, что примененная в ней конструкция клапана автоматического управления не обеспечивает стабильную и четкую работу системы, поскольку датчик нагрузки двигателя подключен к дифференциальному поршню клапана, что вызывает появление цикличности (неустойчивое состояние системы) в сложных условиях движения,а также при частичных нагрузках двигателя,что ухудшает тягово-экономические показатели транспортного средства. Известна система управления пере- ключением ступеней трансмиссии транспортного средства,содержащая клапан автоматического переключения ступеней, имеющий корпус с рабочими камерами и золотник, контактирующий с установленными в рабочих камерах поршнями, один из которых выполнен дифференциальным, датчик скорости транспортного средства, сообщенный с рабочей камерой дифференциального поршня, датчик двигателя, источник рабочей жидкости, сообщенный с полостью клапана

автоматического переключения ступеней и установленный в корпусе клапан стопор золотника.В этой системе решена задача по;вышения стабильности,точности и четкости работы за счет подклйчения датчика скорости к рабочей камере дифференциального поршня и сохранения постоянной величины скоростного перекрытия между смежными ступенями путем исключения пружины из клапана автоматического переключения ступеней и введения стопора его зоютника 2.

Недостатком этой систег ш является то, что в ней не решена задача двухпрограммного управления (изменения программ) переключением ступеней, оптимально соответствующего различным дорожным условиям (шоссе, бездорожье что снижает эффективность работы сист мы.

:Цель изобретения - повышение эффективности работы системы путем обеспечения двух режимов переключения ступеней при сохранении стабильной и четкой работы системы.

Для достижения указанной дели система снабжена двухпозиционным селектором, а второй поршень клапана автоматического переключения выполнен дифференциальным, при этом его полоти сооощёны с датчиком нагрузки двигателя через селектор.

;На чертеже показана система управления.

;Система управления содержит источник 1 рабочей жидкости, клапан 2 автоматического переключения фрикционных элементов 3 и 4, датчик 5 скорости транспортного средства, датчик б нагрузки двигателя и сеЛектор 7.

Клапан 2 автоматического переключения содержит корпус 8 с рабочими камерами 9 и 10, в которых размещены дифференциальные поршни 11 и 12, между которыми установлензолотни{с 13. На хвостовике 14 золотника 13 выполнены канавки 15 для взаимодействия с подпружиненным шариком 16 стопорного устройства 17. Дифференциальный поршень 11 состоит из поршня 18 и примыкакяцего к нему плунжера 19, а дифференциальный поршень 12 - из поршн) 20 и плунжера 21, размещенного внутри поршня 20. Корпус 8 клапана 2 содержит полости 22-26. Рабочая камера 9 имеет полости 27-29, а рабочая камера 10 - полости 30 и 31.

Селектор 7 содержит корпус 32, в котором установлен -двухпозиционный золотник 33, управляемый вручную из кабины водителя или автоматически. В корпусе 32 селектора выполнены полости 34-36. Датчик 5 скорости выполнен в виде трубки Пито, размещенной в открытом желобе, ясестко связанным с выходным валом трансмиссии.

Источник 1 рабочей жидкости каналом 37 сообщается с полостью 23 корпуса 8 клапана 2 и через смежную полость 22 каналом 38 с фрикционным элементом 3 включения более низкой смежной ступени в коробке передач (понижа Ш1ей ступени). Полость 25 корпуса 8 каналом 39 сообщена с фрикционным элементом 4 включения более высокой смежной ступени в коробке передач (повышающей ступени). Выход датчика 5 скорости каналом 40 сообщен с полостью передач торцом плунжера 19 дифференциального поршня 11 клапана 2. Полости 27 и 28 рабочей камеры 9 сообщаются между собой каналом 41, а полости 25, 26 и 29 корпуса 2 сообщены с гидробаком.

Выход датчика 6 нагрузки двигателя каналом 42 сообщен с полостью 35 корпуса 32 селектора 7 и через смежную полость 36 каналом 43 с полостью 31 рабочей камеры 10 дифференциального поршня 12.

Через другую смежную полость 34 корпуса 32 селектора 7 датчик б нагрузки двигателя каналом 44 сообщается с полостью 30 рабочей камеры 10 клапана 2.

Из полости 30 выходное давление датчика 6 нагрузки двигателя подводится к меньшей площади дифференциального поршня 12 чеиез отверстия 45, выполненные в поршне 20.

Система работает следующим образом.

В левом крайнем положении Э золотника- 33 селектора 7, соответствующем экономическому режиму переключений ступеней при длительном движении по хорошей дороге (шоссе) и часто 1 использовании высших ступеней в коробке передач,выходное давление датчика б нагрузки двигателя через смежные полости 34 и 35 корпуса 32 селектора 7 и каналы 42 и 44 подводится к полость 30 клапана 2 автоматического переключения. Через отверстия 45 поршня 20 эт давление подводится к меньшей площади дифференциального поршня 12,равной поперечному сечению плунжера 21.Получающаяся ПРИ этом характеристика усилия действующего на золотник 13 клапана 2 со стороны давления датчика, б обеспечивает при взаимодействии с противоположно направленным усилием, действующим на золотник 13 со стороны датчика

5скорости, такую программу переключений ступеней, которая обеспечивает транспортному средству оптимальную толивную экономичность.

Сдвигая вручную или автоматически золотник 33 селектора 7 в правое крайнее положение Д, соответствунхцее движению по плохой дороге (бездорожью), полость 35 через смежную полость 36 корпуса 32 селектора 7 сообщает датчи

6каналом 43 с большей площадью дифференциального пориня 12, равной сумме поперечных сечений поршня 20 и плунжера 21. При этом характеристика VCH

Похожие патенты SU753690A1

название год авторы номер документа
Трансмиссия транспортного средства 1977
  • Шурлапов Юрий Серафимович
  • Соколовский Владимир Исаакович
SU850420A1
Система автоматического управления трансмиссией транспортного средства 1966
  • Красневский Леонид Григорьевич
SU887286A1
Система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства 1983
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU1094767A1
Система управления переключениемпЕРЕдАч ТРАНСМиССии ТРАНСпОРТНОгОСРЕдСТВА 1977
  • Шурлапов Юрий Серафимович
  • Соколовский Владимир Исаакович
SU850421A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1977
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU740547A1
Трансмиссия транспортного средства 1979
  • Шурлапов Юрий Серафимович
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Сарибан Андрей Маркович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
SU787202A1
Система управления переключениемСТупЕНЕй ТРАНСМиССии ТРАНСпОРТНОгОСРЕдСТВА 1977
  • Шурлапов Юрий Серафимович
  • Соколовский Владимир Исаакович
SU850419A1
Устройство для двухпрограммного управления фрикционными элементами транспортной машины 1976
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU616169A1
Система управления полуавтоматической трансмиссией транспортного средства 1976
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU608674A1
Система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства 1984
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU1191324A1

Иллюстрации к изобретению SU 753 690 A1

Реферат патента 1980 года Система управления переключением ступеней трансмиссии транспортного средства

Формула изобретения SU 753 690 A1

SU 753 690 A1

Авторы

Соколовский Владимир Исаакович

Шурлапов Юрий Серафимович

Даты

1980-08-07Публикация

1978-06-06Подача