Изобретение относится к о бласти машиност роеиия .и может быть .иопользавано в высокоскоростных Ошорах различных машин и агрегатов.
Известна опора скольжения, содержащая подвижмый элемент и неподвиж(ный, имеющий .расположенный во втулке с отверстиями для подачи смазки нарезной упругий (В1кладыш, имеющий наружную поверхность, частично Соприкасающуюся по окружности € внутренней поверхностью втулки, а также внутреннюю товерхность, частично Соприкасающуюся с поЦвижным элементом, и, KpOiMe Того, упоры для фиксации вкладыша в ОКружнам иаиравлеНИИ 1.
Известная опора скольжения иМеет «евьюакую несущую юпосабность и Сложна в изготовлении.
Цель изобретения - Завышение несущой г.пособности опары.
Это достигается тем, что вкладыш выЛОлнен разрезнЫМ в местах соприкосоювения его наружной по-верхности с внутренней поверхностью втулки с образовапием сегментов, между которыми расположены упоры. УПОры могут быть выполв1ены с клиновидным ПОперечным Оечением и имеющим увеличивающуюся к торцам толш,ину продольным сечением, при этом, г-о
крайней :мер-е, в одном из упоров . быть зыполнены отверстия, сообщающиеся с отверстиями для лодачи смазки .во втулки.
На фиг. 1 иЗОбраЖена оаюра скольжения, продольный разрез; ма фиг. 2 -разрез А-Л на фиг. ,1.
Опора ЮОстоит из иеподВИЖНого элемента 1 с выточкой 2 и штуцером 3, соединенным 1C 1СИ€те.мой ладвода смааки. Внутри неподвижного элемента / установлена по плотной 1ПО ;адке втулка 4 с отверстиями 5 для пода.чи омавжи и С расположенными в ней упругими сегментными вкладышами 6, соприкасающимися в ювоей средней части по внутренней поверхности с подвижным элементом (валом) 7 и на жонцах то маружной поверхности - с внутренней ловерХ(Н01Стью втулки 4. При этом между средней настью вкладышей 6 и втулкой 4 образуется зазор, обеспечивающий податливость -вкладышей. Между ВКладышами 6 раополол ены упоры 8 с клиновидным поперечныМ сечением и нмеющим увеличИ/вающуюся к торЦам толщину |дродольным сечением. В из упоров вьшолиены отверстия 9, сообщающиеся с отверстиями 5 ВО втулке 4. Внутренние поверхности 1ВКладышей 6 и упоров 8 образуют гладкую криВолинейную Поверхность, агмею шую с валом 7 максимальный зазор в месте расположения упоров 8 и минимальный зазор в зоне рааположеиня средней части ккладышей 6.
Работает опора следующим образом.
Сжатый газ от источника давления по трубапроводам через штуцер 5, выточку 2 и отверстия 5 падводится в жамеру давления, образованную :клинавидныМ заЗОрам между еадам 7 л упорами 5. ПрИ вращении /вала 7 газ увлекается за счет сил газодкнамичеокого Трения в о,Кружном .направлении и в зоне колфузорны.х участков зазора созда-ет|ся иэбыточлое давление ло рравнению с давлением на торцах опоры. Это давление, отнесенное /к площади проекции опоры на направление, перпенДИКуляряое « направленяю .приложения радиальной виешней нагрузки, создает реаицию газового смазочного слоя, .которая уравновешивает рааиальлую внеШНюю иагрузку, приложенную к враща.ющемзся валу 7. Для о-по.р, работающ:их с (ВЫСОКИМИ частотами вращения вала 7, наблюдаепся аналогичное явление три йопользозании любых видов смазьюаю.щей среды. Даже несж1имаамые жиджие смазки в прощессе ра1боты .насыщаются газовоздушной составляющей и подчиняются заколам, присущим газам. В щроцеосе экоплуататши опоры при изменении радиальной внешней нагрузки, а также при изменении частоты В)ращения вала 7 изменяется величина (рабочего зазора и размеры .несущих нагрузок контактных зон. Надежность работы опоры повышается благодаря тому, чгго при случайных виброперегрузках опоры, изменении величины радиальной внешней натруз-ки вращающийся (вал 7 имеет возмож.ность перемещаться в радиальном направлении за очет деформации упругих (вкладышей 6, позволяющих регулиро.вать размеры нагруженный зон, а это устраняет механич-еокий колтажт быстро вра-щающимся валом 7 и упругими вкладышами 6.
Изобретение .позволяет увеличить несущую способность и жесжость смазоч-ного
слоя опоры за счет образования -мпогоклинового pai6o4ero зазора, что опособст1вует увеличению реакции «мазочного слоя. В зоне рабочего за.зО|ра, кроме того, уменьшается тем:перат)ра путем принудительной подачи газа под повышенным давлением в рабочий зазор, который охлаждает опору, унося с собой излишки тепла, образовавшегося в результате газадииамичеокого трения.
Ф о р ал у .л а и з о б ip е т е я и я
1.Опора скольжения, содержащая подвижный элемент и неподвижный элемент, имеющий расположенный во втулке с от1верстиями для подачи смазки упругий вклаДЫ1Ш, имеющий noBepiXHOCTb, частично соприкасающуюся по окружности с внутренней поверхностью .втулки, а также внутреннюю поверхность, частично содрика1сающую)ся с подвижнымым элементом и, кроме того, )шоры для фиксации вкладыша в 01КруЖ|Ном направлении, отличающаяся тем, что, с целью повышения песушей юпособности, упругий вкладыш выполнен разрезным в местах соприкосновения его (наружной поверхности с :внут1ренней поверхностью .втулки с образованием icerMeHTaB, между которыми раюлоложаны упоры.
2.Опора по п. 1, отличающаяся тем, что упоры выполнены с клиновидным поперечным сечением и имеющим увел.ичивающуюся к то|рцам толщину продольным сечением, при этом по крайней мере .в одном из упоров выполнены отверстия, сообща;Ющиеся с отверстиями для подачи смазки .во втулке.
Источник информации, принятый во вни(Мание при эк1спертизе:
1. Патент Англии Afb 1362029, кл. F 2 А, 1974.
И
Vuz.J
(pus.г
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕИИЯ | 1971 |
|
SU420819A1 |
Гидростатодинамический подшипник | 1990 |
|
SU1754952A1 |
Радиальная опора скольжения | 1975 |
|
SU554427A1 |
ЗАКРЫТЫЙ ЭНДОПРОТЕЗ ТАЗОБЕДРЕННОГО СУСТАВА | 2014 |
|
RU2605149C2 |
Вкладыш подшипника скольжения | 1983 |
|
SU1141239A1 |
КОНИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2007 |
|
RU2336441C1 |
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК И УЗЕЛ УПОРНЫХ ВКЛАДЫШЕЙ | 2003 |
|
RU2241150C1 |
ГЕРОТОРНЫЙ НАСОС С ТОРЦОВЫМ ВХОДОМ | 2011 |
|
RU2472970C1 |
ПОДШИПНИКОВОЕ УСТРОЙСТВО | 1998 |
|
RU2132980C1 |
УПЛОТНЕНИЕ МАСЛЯНОЙ ПОЛОСТИ ОПОРЫ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2015 |
|
RU2593575C1 |
Авторы
Даты
1978-08-30—Публикация
1977-03-01—Подача