Вкладыш подшипника скольжения Советский патент 1985 года по МПК F16C27/02 

Описание патента на изобретение SU1141239A1

IC

о:) со Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения текстильных машин в качестве подшипников питаюш,их цилиндрой промежуточной передачи к выпускным цилиндрам трепальных машин, подшипников редукторов привода механизма питания, привода шляпочного полотна, подшипников главного вала чесальных машин и других, работаюших в режиме циклических и ударных нагрузок при резком изменении частоты механизма врашения. Известен вкладыш подшипника скольжения, выполненный в виде жесткой втулки с увеличивающейся к середине и торцам со стороны наружной поверхности толшиной, имеюш,ей в средней части отверстия для подвода смазки 1. Данный вкладыш подшипника скольжения обладает невысокой надежностью при работе механизмов на высоких оборотах и с вращающейся нагрузкой, так как происходит интенсивное истечение смазки из зоны трения скольжения, что недопускается в текстильном производстве влсдствие возмож ности возгорания загрязненных зон отработанной смазочной средой, не достигается устойчивая работа из-за возникновения автоколебаний вала, а также в процессе работы наблюдается нестабильность рабочего зазора во времени, что существенно снижает несущую способность подшипника и точность его работы. Известен вкладыш подшипника скольжения, выполненный в виде упругой втулки, имеющей отверстие для подачи смазки с фасонной наружной поверхностью и внутренней цилиндрической рабочей поверхностью, которая сопрягается с валом, образуя зону трения скольжения, соединенную отверстием с полостью между втулкой и корпусом 2. Недостатком этого вкладыша является сложность изготовления фасонной наружной поверхности по расчетной кривизне переменной толщины стенки втулки, снижения жесткости опоры из-за малой площади сопряжения наружной поверхности вкладыща с корпусом подшипника; при работе опоры в режиме циклических и вращающихся нагрузок зарождаются вынужденные дополнительные перемещения вала в радиальном направлении за счет разрыва гидродинамического клина и изменения давления в несущем смазочном слое вследствие наличия отверстия для смазки в наиболее нагруженной несущей зоне, при этом увеличивается истечение смазки из торцов опоры через рабочие зоны трения скольжения, что вызывает нарушение точности работы опоры. Целью изобретения является повышение не.сущей способности опоры. Поставленная цель достигается тем, что. во вкладыше, выполненном в виде втулки с увеличивающейся к середине и торцам со стороны наружной поверхности толщиной, имеющей в средней части отверстие для подвода смазки, утолщение в середине вкладыша выполнено диаметром, равным диаметру торцовых утолщений, и с поднутрениями со стороны торцовых утолщений, а на внутренней поверхности вкладыша в его центральной части выполнено кольцевое углубление, сообщающееся с полостями поднутрений посредством отверстий для подвода смазки, выполненных под углом к плоскости поперечного сечения. На фиг. 1 изображен предлагаемый вкладыш, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2. Вкладыш подшипника скольжения выполнен в виде упругой втулки 1, имеющей полости 2 между наружной поверхностью 3и 4, соединенные отверстиями 5 с углублением 6, выполненным в средней части внутренней цилиндрической рабочей поверхности 7. Конструктивно вкладыш выполнен так, что на наружной его поверхности имеются вытачки, создаюш,ие полости 2, расположенные симметрично от середины вкладыша. Средняя наружная поверхность 4выполнена так, что за счет поднутрений ее боковые стороны имеют фасонный профиль. Наименьшее сужение фасонных боковых поверхностей средней части по размеру меньше в 1,5 раза размера ширины углубления 6, выполненного на внутренней рабочей поверхности 7. Наружные цилиндрические поверхности 3 и 4 предназначены для сопряжения втулки 1 с корпусом (не показан) с образованием полостей 2 между корпусом и вытачками на наружной поверхности вкладыща, заполненных смазкой. Внутренняя поверхность 7 сопрягается с валом при относитльном зазоре 0,0015 (не показан), образуя несущую зону трения скольжения, соединенную с полостью 2 отверстиями 5 через внутреннее углубление 6. Вкладыш работает следующим образом. Смазка из полостей 2 через отверстия 5 подводится в углубление 6, выполненное на внутренней рабочей поверхности вкладыша. При вращении вала смазка увлекается за счет сил гидродинамического трения в окружном направлении, создавая избыточное давление в средней части вкладыща, которое воздействует на рабочие поверхности 7. Под избыточным гидродинамическим давлением происходит деформация тонких пругих рабочих поверхностей 7, на которых формируются несущие нагрузку гидродинамические клинья.

В нагруженных зонах между валом и внутренними поверхностями 7 втулки 1 происходит заполнение смазкой сдеформированных поверхностями 7 несущих нагрузку смазочных зон. Переменная жесткость по длине втулки i способствует, в зависимости от внешней нагрузки на опору и условий ее эксплуатации, установлению оптимальных размеров несущих нагрузку смазочных зон. В процессе работы прбисходит нагнетание смазки в рабочие зоны, способствующее самоустановлению дополнительных пространств в виде углублений на сдеформированных рабочих поверхностях 7, расположенных с противоположной стороны приложенной внешней нагрузки, заполненных смазывающей средой. Вращающийся вал одновременно с одной стороны за счет сил турбинного эффекта нагнетает рабочую жидкость в эти углубления, а с другой - выкачивает ее. Происходит циркуляция смазки по замкнутой микросистеме. Углубление 6 и переменная жесткость втулки 1

/1-Л

Фиг. 2

по ее длине способствуют созданию разности гидродинамических давлений, обеспечивающих направленное перемещение смазывающей среды к углублению 6, т. е. к середине вкладыща, а к торцовым поверхностям вкладыща попадает слой смазки, толщина которого приближается к размерам молекулы, попавщая к торцам опоры смазывающая среда за счет межмолекулярных имежатомных сил увлекается вращающимся валом в направлении к более глубоким слоям смазки и куглублению 6. Это явление и отсутствие отверстий и канавок в несущих нагрузку смазочных зонах, а также сочетание конструктивных и геометрических размеров втулки 1 полностью исключают истечение смазки из рабочих зон через торцы вкладыша, обеспечивают более устойчивую работу вследствие наличия двух симметричных, несущих нагрузку смазочных зон и позволяют повысить несущую способность

более чем в два раза. В изготовлении конструкция вкладыща технологична.

фиг.

Похожие патенты SU1141239A1

название год авторы номер документа
Вкладыш подшипника скольжения 1976
  • Костогрыз Александр Петрович
  • Цапенко Татьяна Владимировна
SU624015A1
Подшипниковый узел сателлита 1981
  • Пинус Иосиф Яковлевич
  • Смыков Александр Васильевич
  • Черепнин Виктор Алексеевич
SU1090941A1
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК ЛОКОМОТИВА 2003
  • Бородин А.В.
  • Тарута Д.В.
RU2252344C2
Гидростатодинамический подшипникдля ВАлКОВ пРОКАТНыХ CTAHOB 1979
  • Тарабаев Геннадий Иванович
  • Тодер Илья Александрович
  • Кудрявцев Николай Александрович
  • Пономарев Виктор Иванович
SU810315A1
ОПОРНЫЙ СЕГМЕНТНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2016
  • Иванов Александр Николаевич
  • Слицкий Александр Евгеньевич
  • Иванов Николай Михайлович
RU2619408C1
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, РАБОТАЮЩИЙ НА МАЛОВЯЗКОЙ ЖИДКОСТИ 1999
  • Ульянов А.Г.
  • Шишкин Ю.П.
  • Волошин Ю.П.
  • Крукович А.Р.
RU2186266C2
Подшипниковая опора жидкостного трения валка прокатного стана 1990
  • Годецкий Евгений Васильевич
  • Кручинин Олег Владимирович
  • Безкровный Михаил Григорьевич
SU1784312A1
Опорный подшипниковый узел 1990
  • Ахвердиев Камил Самедович
  • Вяльцев Николай Васильевич
  • Горкуша Анатолий Ефимович
  • Гарбузов Александр Павлович
  • Вышинский Виктор Иванович
  • Волкова Наталья Валентиновна
SU1754959A1
Гидростатодинамический подшипник 1990
  • Першин Александр Васильевич
SU1754952A1
Многоклиновой гидродинамический подшипник скольжения 1989
  • Горелик Вадим Семенович
  • Горкуша Анатолий Ефимович
  • Вяльцев Николай Васильевич
  • Матюха Петр Григорьевич
  • Гуня Анатолий Павлович
  • Волкова Наталья Валентиновна
SU1705625A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 141 239 A1

Реферат патента 1985 года Вкладыш подшипника скольжения

ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ, выполненный в виде втулки с увеличивающейся к середине и торцам со стороны наружной поверхности толщиной, имеющей в средней части отверстие для подвода смазки, отличающийся тем, что, с целью увеличения несущей способности, утолщение в середине вкладыща выполнено диаметром, равным диаметру торцовых утолщений, и с поднутрениями со стороны торцовых утолщений, а на внутренней поверхности вкладыща в центральной его части выполнено кольцевое углубление, сообщающееся с полостями поднутрений при помощи отверстий для подвода смазки, выполненных под углом к плоскости поперечного сечения. i С/)

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1141239A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ1Известен подшипниковый узел электрической маш'ины, содержащий -подшилиик, корпус и упругий элемент, размещенный между вкладышем подшипника « корпусом.Для обеспечения демпфирования колебаний ротора 'И повышения грузоиесущей способности в предлагаемом узле упругий элемент выполнен в виде гофрированного кольца, средняя часть которого имеет наружный кольцевой выступ, сопрягаемый с -соответствующим выступом на корпусе, а концевые части — внутренние выступы для крепления к вклады- И1у. Ф'ИК'сация вкладыша в упругом кольце в аксиальном направлении осуществлена с двух сторон разрезными кольцевыми шпонками.На чертеже показан описываемый подипш- ииковый узел, продольный разрез. 0
  • Вал Размещен Кладыще Упругий Элемент Выполнен Стали Виде Гофрированного Кольца Средн Часть Кольца Имеет Наружный Кольцевой Выступ Которым Кольцо Опираетс Кольцевой Выступ Корпуса Подшипи Ика Повышени Надежности Под Ипцикового Узла При Работе Машины Переменными Нагрузками Гофрированное Кольцо Вьиполнено Самоустанавливающим Сопр Гаемые Поверхности Выступов Имеют Сферы Выпуклой Вогнутой Вкладыш Креп Гофрированном Кольце Двух Концевых Внутренних Выступах Кольца При Посадке Гом Фиксаци Вкладыша Кольце
  • Аксиальном Направлении Осуществлена Двух Сторон Разрезными Кольцевыми Шпонками Которые Закреплены Винтом Врем Работы Мащины Подщипниковый
  • Узел Трубе Под Давлением Наг Етаетс Смазка, Котора Одной Стороны Налравл Етс Отверстие Вкладыша Другой Через Шлиц Заполн Полость Образованную Вкладышем Гофрированным Кольцом Смаз
  • Ка, Наход Под Давлением Полости Особствует Демпфированию Колебаний Трубу Используют Также Фиксации Кольца Корпусе
  • Кольцева Канавка Котора Обхвачена Центральным Внутренним Предохранительным Выступом Выпол Енным Кольце Так, Чтобы Был Обеспечен Минимальный Допустимый Зазор
  • Подишпниковый Узел Электрической Машины, Содержащий Подшипник, Корпус Упругий Элемент, Размещенпый Менаду Вкладышем Подшипника Корпусом, Отличающийс Тем, Что, Целью Обеспечени Демпфировани Леба Ротора Повышени Грузонесущей Способности, Упругий Элемент Выполнен Виде Гофрированного Кольца, Средн Часть
SU382201A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Вкладыш подшипника скольжения 1976
  • Костогрыз Александр Петрович
  • Цапенко Татьяна Владимировна
SU624015A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 141 239 A1

Авторы

Костогрыз Александр Петрович

Цапенко Татьяна Владимировна

Даты

1985-02-23Публикация

1983-07-08Подача